на главную контакты карта сайта

Литература. 10 класс.  

УРОК 5. «Жуковский — это литературный Коломб Руси». Обучение анализу лирического текста

В качестве домашнего задания предыдущего урока можно предложить учащимся подготовиться к практикуму, который будет проводиться на материале стихотворений «Море» и «Эолова арфа», и подумать над следующими вопросами:

К стихотворению «Море»

1. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?

2. Какими способами поэт рисует образ моря?

3. Какой характер придает стихотворению замедленность поэтических интонаций, множество определений- эпитетов?

4. Понаблюдайте за ритмом стихотворения. Как он помогает создать картину моря?

5. Какую роль играет в стихотворении звукопись? Как меняется звуковой образ моря по ходу текста?

6. Как меняется настроение лирического субъекта? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь?

7. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?

8. Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какой смысл придает ему обилие обращений и вопросительных интонаций?

9. Что общего между морем и лирическим субъектом стихотворения?

10. В чем они различны?

11. Какой характер придает описанию нерифмованный, белый стих?

12. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

К балладе «Эолова арфа»

1. Каким настроением проникнута баллада?

2. Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?

3. Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? бедного влюбленного певца?

4. Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?

5. Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши?

6. В чем основа романтического конфликта баллады?

7. Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.

8. Как отразились в балладе мифологические мотивы?

9. Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?

10. Какова позиция автора баллады в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.

11. Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?

 В заключение урока необходимо подытожить результаты наблюдений учащихся и определить основное значение творчества Жуковского для русской литературы. Оно в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность испытываемых чувств и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический образ природы, сколько отражает настроенность души, ее тонкую внутреннюю организацию.

Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — это литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…»

Константин Николаевич Батюшков

На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит решить несколько методических задач: познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского, а также продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинению.

При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых в лирике поэта множество. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями.

УРОК 6. «И в радости взываю: о музы! Я пиит!» К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества.

 Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова

На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых — оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного тогда эпикурейства и анакреонтики.

Урок можно начать погружением в поэзию Батюшкова, вспомнив изученное в IX классе. Для этого возможен концерт-миниатюра, где прозвучат такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (стихотворение является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона).

Учитель может прочесть элегию «К друзьям», в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал…» В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь, и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «Talis hominibus fuit oratio: qualis vita» — речь людей такова, какой была их жизнь.

Вопросы классу для выявления первичного восприятия (вопросы могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него) Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова? Что было непонятно, требовало комментариев? Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются?

Рассказ учителя о страницах творческой биографии Батюшкова можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи: 18 мая 1787 года — в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежавший к старинному дворянскому роду. Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя — известный в то время писатель М. Н. Муравьев.

1803 год — поступление на службу в министерство народного просвещения. Сближение с Н. И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

1805 год — первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».

1807 год — вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь. Возвращение в полк.

1808 год — участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии.

1809—1812 годы — сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л. Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века. Борьба с «Беседой любителей русского слова» — апологетом литературного «староверия» и политической реакционности — в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.

1814 год — участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»).

1815 год — выход в отставку. Переезд в Москву.

1817 год — опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.

1821 год — создание последних стихов.

1822—1855 годы — Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.

7 июля 1855 года — в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа.

В центре урока — изучение лирики Батюшкова первого периода его творчества (1805—1812 годы). Это период «легкой поэзии». Поэт создает стихи, воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта.

В этом ключе анализируется стихотворение «Мои пенаты». Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко- культурный и биографический комментарий.

Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «A mes penбtes» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733—1816), французского поэта-классика, и «La chartreuse» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709—1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий. Вопросы и задания к стихотворению «Мои пенаты» Индивидуальные или групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе

1. Составьте биографический и историко-культурный комментарий к стихотворению «Мои пенаты». (При составлении комментариев можно воспользоваться следующими источниками: Русские поэты XVIII—XIX веков. — М., 1985. — Т. 6. — С. 673—676. — (Библиотека мировой литературы для детей). Б а т ю ш к о в К. Н. Сочинения / Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1979. — С. 374—396.) Приводим примерный вариант комментария:
Пенаты — боги-покровители домашнего очага (рим. миф.).
Перен. — дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны.
Пермес — ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.). «Богинь пермесских дар» — вдохновение.
Лары — души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.).
Лилета — вымышленное имя возлюбленной.
Аония — область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы (греч. миф.).
Сретать — встречать (старосл.). Отсюда «сретение» — встреча.
Стигийские берега — т. е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч. миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной.
Парнасский исполин — Г. Р. Державин, автор стихотворений «Лебедь», в котором он вольно подражал Горацию, и «Соловей» — образцов интимной лирики.
Пиндар — древнегреческий поэт.

Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В. А. Озерова «Эдип в Афинах». Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, «коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны». На реке Суне в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».
Платон и Агатон — в пьесе Карамзина «Афинская жизнь» изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон.
Колыбель славы — в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» есть такие слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его».
Сильф — дух воздуха (герм. миф.). Здесь имеется в виду И. Ф. Богданович, автор популярной в то время поэмы «Душенька».
Мелецкий — Ю. А. Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен.
Федр — латинский баснописец I века н. э.
Пильпай (Бидпай) — древний индийский баснописец.
Дмитриев — И. И. Дмитриев, поэт и баснописец, ближайший соратник Карамзина, писавший в «легком», горацианском роде.
Хемницер — И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность.
Феб — Аполлон, бог искусств.
Хариты — три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.). Пиериды — музы. Фортуна — богиня судьбы (рим. миф.). «Сложи печалей бремя» — намек на трагически сложившиеся отношения Жуковского с М. А. Протасовой.
Вакх — бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии», отличавшиеся необузданностью и разгулом (греч. и рим. миф.).
Аристипп — греческий философ-гедонист V—IV веков до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение. «Аристиппов внук» — здесь имеется в виду П. А. Вяземский, названный так за прославление культа наслаждений. «Пока бежит за нами Бог времени седой» — образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто.
Парки — богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.). При обрыве нити человек умирал. «Наемных ликов глас» — имеется в виду хор, отпевающий покойников.
Цевница — пастушья свирель.
Перен. — поэзия вообще.

2. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл. Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.).

3. Найдите в тексте стихотворения слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту? Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески — отеческие, златом — золотом, темны — темные, сыскал — нашел и др.).

Вопросы и задания для фронтальной работы с классом

  • О чем это стихотворение? На какие смысловые части можно его разделить?
  • Каково настроение каждой части? Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы? Какие земные радости прославляет поэт в стихотворении? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека?
  • Почему Батюшков считает, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище «роскошной» действительности? Как это его характеризует?
  • Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта?
  • Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями?
  • Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма?
  • Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского?
  • К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра.
  • Подтвердите текстом характеристику стихотворения «Мои пенаты», данную Пушкиным: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна». (П у ш к и н А. С. Полн. собр. соч. — 1958. — Т. 7. — С. 581.)
  • Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина. Есть ли в них основания для сопоставления?

Вывод. В стихотворении поэт прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, — это любовь и творчество. В своих «пенатах» он желает видеть только единомышленников и друзей — Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской».

Вопросы и задания к стихотворению «Радость» (вольный перевод одноименного стихотворения Д. Б. Касти, итальянского поэта (1721—1803)

Каким настроением проникнуто стихотворение? Как помогает создать это настроение ритмика и метрика текста?

Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению, объясните встречающиеся в нем мифологические образы. Какой смысл придают тексту многочисленные мифологические реалии?

Любимец Кипридин — любимец Афродиты (Киприды), ступившей на землю из пены морской на острове Кипре.

Лира Тиисская — по имени Тийи, возлюбленной Аполлона (греч. миф.).

Камены — богини-покровительницы искусств и наук (рим.миф.).

Грации — то же, что хариты. Филлида — условное имя возлюбленной.

Цитера — одно из имен Афродиты; один из островов, где был культ Афродиты.

Пафос — город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие ее культа.

Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер. Какие вечные ценности провозглашает поэт в этом стихотворении самыми важными? Почему?

Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения.

Какой характер придает тексту обилие звуков «р» и «л»?

Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворение Батюшкова «Радость» и стихотворение Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Есть ли здесь основания для сопоставления?

В заключительной части урока можно проанализировать с классом стихотворение «Вакханка», высоко оцененное Белинским (см. «Сочинения Александра Пушкина», статьи 2, 3). Оно представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э. Парни «Dйguisements de Venus» («Переодевания Венеры»).

Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть…»

Вопросы и задания к стихотворению «Вакханка»

Какое настроение вызывает стихотворение?

Какие образы и картины вам представились? Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают тексту мифологические образы?

Эригона — дочь афинянина Икария, которую Вакх обучил виноделию.

Эвр — теплый юго-восточный ветер.

Нагло — здесь: внезапно.

Ланиты — щеки.

Тимпан — древний ударный музыкальный инструмент.

Эвоэ! — дикий крик, издававшийся участниками вакханалий.

Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте?

 Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

Каков образ лирического субъекта стихотворения?

Охарактеризуйте фонетические особенности текста. Какое настроение придает ему обилие звуков «р», «л», «в»? Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста. Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха? Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста? Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

Выводы урока.

Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности. Его ранние стихи — образец художественного мастерства, они отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы». Критик отмечает «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха». «Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!»

УРОК 7. «Только дружба обещает мне бессмертия венок…» Философские элегии Батюшкова На уроке необходимо охарактеризовать период творчества Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе. Патриотический порыв, охвативший Батюшкова в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. Он пишет послание «К Дашкову» (1813), историческую элегию «Переход через Рейн» (1814).

Можно поручить специально подготовленным ученикам сравнить эти произведения со стихотворением Жуковского «Певец во стане русских воинов».

Тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису. Он начинает разочаровываться в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он больше начинает размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит. Он становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь. Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроением мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.

На уроке учащиеся познакомятся с элегиями «На развалинах замка в Швеции», «Тень друга», «К другу».

Вопросы и задания к стихотворению «На развалинах замка в Швеции» (вольный перевод элегии Ф. Маттисона «На развалинах старого горного замка»)

1. Как стихотворение связано с биографией Батюшкова?

2. Как в нем отражаются реалии скандинавского эпоса? Дайте к ним историко-культурный комментарий.

Оден (Один) — верховное божество в скандинавской мифологии, покровитель воинов.

Гела (Хель) — хозяйка царства мертвых (сканд. миф.).

Нейстрия — западные области средневековой империи франков.

Альбион — древнее название Англии.

Валкала (Вальхалла) — дворец Одена, загробное местопребывание храбрых воинов, павших в битве.

Скальды — скандинавские народные певцы.

3. Какие образные картины предстают взору лирического героя? Каким настроением проникнуты эти описания?

4. Каковы рассуждения лирического героя о философии жизни и смерти? Каковы его мысли о воинах, павших в битве?

5. Как отражаются в стихотворении патриотические настроения Батюшкова? Как в тексте сочетаются история и современность?

6. Охарактеризуйте стилистическую манеру текста. Какой смысл придает ему разностопность стихов, длинный стих?

7. Какую роль играют в тексте старославянизмы?

8. Каков смысл финала стихотворения? Почему Батюшков спорит с утверждением «Все время в прах преобратило…»? Как воплощаются в стихотворении тема памяти и тема бессмертия?

Вопросы и задания к стихотворению «Тень друга»

 Стихотворение «Тень друга» посвящено памяти друга Батюшкова И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом. Стихотворение записано во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 года. Эпиграф к нему взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — богиня Диана, луна (рим. миф.).

1. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению.

Гальциона — дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу (чайку), чтобы сопровождать утонувшего мужа.

Вежды — веки.

Плейсские струи — Петин был убит близ реки Плейсы.

Беллона — богиня войны.

2. Найдите в тексте старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?

3. С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга?

4. Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?

5. На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в стихотворении?

6. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?

7. Какими чувствами проникнут монолог лирического субъекта, обращенный к духу погибшего друга?

8. Прокомментируйте эпиграф к стихотворению. Как в нем решается философская проблема смерти и бессмертия?

9. Охарактеризуйте языковые и стилевые особенности текста. Как в ритмической структуре проявляются особенности жанра элегии? Какие еще особенности жанра вы заметили?

10. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из песни I «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона. Есть ли в них основания для сопоставления?

Вопросы и задания к стихотворению «К другу»

Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому, поэту, одному из близких друзей Батюшкова и Пушкина. Дом Вяземского в Москве сильно пострадал во время пожара в 1812 году.

1. Какое настроение вызывает это стихотворение?

2. Как понять выражения: «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»? (Фалерн — историческая область, известная своим вином. Фалернское вино прославлялось римскими поэтами, в частности Горацием. Клио — муза истории.)

3. Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?

4. Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?

5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?

6. Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»? 7. Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?

8. Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?

9. Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?

10. Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

11. Индивидуальное или групповое домашнее задание. Сопоставьте несколько элегий Жуковского и Батюшкова. Что объединяет романтическую манеру мировосприятия этих поэтов и что различает? В заключение урока возможно прослушать фонограмму романса Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама» на слова стихотворения Батюшкова «Надпись на гробе пастушки» («Подруги милые!..»).

Батюшков понимал, что обостряющаяся тяжелая душевная болезнь безвременно оборвет его литературную деятельность. Он с горечью замечал: «Что говорить о стихах моих! Я похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы, упал и разбился вдребезги. Поди узнай теперь, что в нем было». Но, несмотря на трагический колорит поздней лирики поэта, в его стихах все же не исчезают искры надежды и оптимизма: в «Подражании древним» (1821) он, пытаясь преодолеть душевную депрессию, восклицает: Ты хочешь меду, сын? так жала не страшись; Венца победы? — смело к бою! Ты перлов жаждешь? — так спустись На дно, где крокодил зияет под водою. Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец, Лишь смелым перлы, мед иль гибель… иль венец.

Выводы урока. Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные, драматические тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом. Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность художественных образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков. В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия. В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!» И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.

После изучения лирики Державина, Жуковского и Батюшкова можно предложить учащимся домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика

УРОК 8. «Пушкин — это наше все» (Ап. Григорьев). Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути

Приступая к изучению темы «Пушкин», учитель, во-первых, должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы основной школы, и найти «золотую середину» между сухим рассказом о биографии поэта, который легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся повествованием о наиболее интересных страницах биографии поэта.

Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались.

Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: Наиболее значительные Характерные черты произведения, Основные периоды жизни и творчества Пушкина периода созданные в этот период Лицейский период (1813—1816 гг.) Петербургский период (1817—1820 гг.) Период Южной ссылки (1820—1824 гг.) Период ссылки в Михайловское (1824—1826 гг.) Творчество II половины 20-х годов (1826—1830 гг.) Творчество периода Болдинской осени (1830 г.) Творчество 30-х годов (1831—1836 гг.)

Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны четко усвоить идейно-эстетические позиции Пушкина в каждый период его творчества, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики.

Учащиеся уже обращались к поэзии Пушкина в классах основной школы, подробно знакомились с его лирическими произведениями в 9 классе. В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению лирики Пушкина — обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, проблемно-содержательный анализ романа «Евгений Онегин».

На первых уроках по изучению произведений Пушкина стоит вспомнить основные этапы его биографии и творческого пути, заполнить хронологическую таблицу его жизни и творчества, записав в классе или дома характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода. Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя. Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы. Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм. В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

Вопросы для обсуждения

1. Какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии?

2. Какие картины, характерные для русской жизни XVII века, изображены в трагедии?

3. Какие социальные силы противопоставлены в пьесе?

4. Почему автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и в центре пьесы — нравственные мучения царя?

5. Какую роль играет в трагедии образ «мнения народного»? Как народ относится к царской власти?

6. Как автор понимает роль народа в истории?

7. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?

 8. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?

В период после поражения декабристского восстания (1826—1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар». В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 30-е годы — вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

 УРОК 9. «Печаль моя полна тобою…» Любовная лирика Пушкина

На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина, стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике, а на уроке внеклассного чтения по лирике провести практикум по стихам Пушкина, объединенным темой дороги. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения. Первый урок по изучению лирики Пушкина можно посвятить теме любви — высшего проявления духовной жизни человека.

Десятиклассники уже знакомились с любовной лирикой поэта в основной школе, знают ее адресатов, поэтому главным в 10 классе должно стать не изучение историко-биографических реалий, ставших поводами для написания любовных стихов, не конкретные факты биографии Пушкина, а выявление их обобщенного смысла, наблюдения над текстовыми особенностями создания лирического образа-переживания.

Главное место на этом уроке следует отвести учебным исследованиям художественной формы стихотворений о любви, поиску таких их особенностей, которые помогают пониманию глубинных смыслов, то есть обучению интерпретации лирического текста. Это возможно, когда знания об этих стихотворениях приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы.

Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?

2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

 4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?

5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

После анализа стихотворения «Сожженное письмо» можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения «Храни меня, мой талисман…» и «Там, где море тихо плещет…». При изучении стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я вас любил…» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательское» русло.

Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»

1. Основное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?

2. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?

3. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?

4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?

 5. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?

 6. Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?

7. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?

8. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

 9. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил…»

1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?

2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

3. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

4. Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)? Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, истолкование, оценка».

УРОК 10. «Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить анализу композиционно- стилистических особенностей стихотворений «Пророк», «Поэту».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

1. Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?

5. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

6. Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?

7. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?

8. Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?

9. Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…», 1830) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам — «свой высший суд». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма — результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения. Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»

1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?

2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?

3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?

4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?

5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?

6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Дома учащиеся могут сделать сопоставительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом труде: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.

УРОК 11. «Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. В 30-е годы он уже не хочет умирать: О нет, мне жизнь не надоела, Душа не вовсе охладела, Я жить люблю, я жить хочу, Утратя молодость свою... Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру.
Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его.
А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

Таким образом, Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Вопросы и задания для анализа стихотворения

1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?

2. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

3. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы- символы?

5. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?

6. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны…» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы- пустынники и жены непорочны…»

1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?

3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?

4. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?

5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?

6. Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Ш м е м а н А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.)

7. Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?

Господь жизневластитель,
Страстей всех тишину,
Будь грешника хранитель Любовью и терпеньем,
И немощному друг! Дай грешнику, молю.
Да праздности недуг Ей Господи Царю!
С томящею печалью
Дай зреть мне прегрешенье!
Меня не отягчит,
Дел братних осужденье
И зов к любоначалью
От уст моих отринь!
Души не совратит.
Да, сердца в умиленьи,
Да ввек непраздно слово
На мне Отца Святынь
Пребудет лишь готово
Узрю благословенье
На истину одну!
Во век веков! Аминь.

8. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие — приобретать? Почему?

К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил — А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

1. Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?

2. Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?

3. Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.

4. Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?

5. Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?

6. Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?

7. В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»?

8. Каков смысл открытого финала текста? Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

Наблюдения над поэтической структурой стихотворения, организуемые учителем, помогают прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

УРОК 12. «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога!» Н. В. Гоголь.

Урок внеклассного чтения. Тема дороги в лирике Пушкина

Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума, для чего провести учебное исследование в творческих группах учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщают классу о результатах своих наблюдений. Задание 1 Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимняя дорога»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?

3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.

4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?

5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?

6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?

Задание 2 Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится…»

1. Каково настроение текста? 2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими? 3. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе? 4. Какими звуками, красками наполнен текст?

5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом.

6. О чем думает и что чувствует лирический герой?

7. Какой смысл придает тексту открытый финал?

Задание 3 Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?

2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?

3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движения, дороги?

4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?

5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?

6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

Задание 4 Прочитайте стихотворение Пушкина «Телега жизни»

1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?

2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?

3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?

4. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?

5. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на языковом и композиционном уровнях. Каков их поэтический смысл?

6. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?

Вывод урока. Тема дороги в лирике Пушкина — это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений. Итогом изучения лирики Пушкина станет домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении. Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин»

УРОК 13. «Пишу не роман, а роман в стихах…»

«Евгений Онегин»: творческая история романа. Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа

На изучение романа в стихах «Евгений Онегин» в 10 классе можно отвести 7— 8 уроков. Роман должен быть прочитан учащимися самостоятельно, так как методика работы с ним рассчитана на проблемное изучение. На первом уроке, посвященном творческой истории романа, особенностям его замысла, сюжета, композиции и системы образов, необходимо пройти с учениками путь от выявления первых читательских впечатлений до осознания сложной композиционной структуры романа. Работа на последующих уроках поможет ребятам приблизиться к пониманию романа как динамической художественной системы.

 Основные задачи урока:

1. Выявляя первичное читательское восприятие учащихся, обратить их внимание на неоднозначную оценку романа современниками, например, Н. А. Полевым и Е. А. Баратынским, на точки зрения А. Герцена, Н. Гоголя, И. Гончарова, Ф. Достоевского, рассказать о том, что роман выходил главами, указать на новаторский характер реалистического романа, увидевшего свет в период приоритетов романтической художественной традиции.

2. Познакомить учащихся с черновым планом романа «Евгений Онегин», состоящего по замыслу из 9 глав, и, сопоставив замысел с окончательным вариантом, определить, почему автор изменил первоначальный план, какие события, важные для истории России и биографии Пушкина, произошли в период работы над романом и как они могли изменить его композиционную структуру.

3. Выяснить, почему в посвящении П. А. Плетневу автор называет роман «собраньем пестрых глав», почему в конце первой главы, когда автор «думал уж о форме плана», он пишет о противоречиях, которые он не хочет исправить, почему, наконец, в 8 главе мы читаем: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще не ясно различал. Что значит «свободный роман»? От чего свободный? — Прежде всего, от тех норм и правил, которые регламентировали создание художественных произведений во времена Пушкина.

4. Выявить главные сюжетно-композиционные особенности романа. Основные положения лекции учащиеся запишут в тетрадь. Сюжет романа включает в себя две линии: Онегин — Татьяна и Ленский — Ольга. Они параллельны, так как романы героев в обоих случаях не состоялись. Но линия Ленский — Ольга не развивается, так как судьба Ленского зависит не от его отношений с Ольгой. Любовь Ленского к Ольге в композиционном плане помогает Татьяне лучше понять Онегина. Ленский не только оппонент Онегина, но и образ, связанный с автором-повествователем. Поэтому не случайно, что в 6 главе автор дает нам два различных жизненных пути Ленского, если бы он остался жив. Одно из главных действующих лиц романа — автор-повествователь. Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета и обозначают границы романного, художественного времени. В романе раздвинуты границы личного конфликта, и в произведение входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырех главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора-повествователя, выходит за эти рамки.

5. Почему Пушкин подчеркивал: «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница..»?

Индивидуальное задание. Сопоставить поэму «Цыганы» с романом «Евгений Онегин», проследить в них общее и особенное в чертах главных героев, специфике романтического и реалистического стиля.

6. Выявить особенности онегинской строфы, ее композиционно-стилевую роль в романе.

УРОК 14. «Был ли счастлив мой Евгений?» Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. Онегин и Ленский В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Для этого учащимся нужно перечитать 1, 2 и 6 главы романа и подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?

Основные этапы урока:

1. Рассказы учащихся об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании, занятиях в течение дня. В беседе с учащимися можно выяснить, каково отношение Онегина к театру (стр. XVII—XXII), как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII— XXVIII), каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV). Главный вопрос первой части урока — каковы причины разочарования Онегина в жизни, почему он не смог создать свой духовный мир на основе привязанности к чтению, к поэтическому труду? Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)

2. Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).

3. Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»?

4. Анализ сцены дуэли. Что побудило Онегина принять вызов Ленского (гл. 6, стр. IX—XII, XXVIII, XXX—XXXI)? Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли (стр. XXXIII—XXXIV)? Почему автор не ведет Ленского ни по одному из предполагаемых путей, а рисует его гибель?

5. Сообщение учащихся по индивидуальному домашнему заданию, полученному на предыдущем уроке. Выводы урока. Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.

УРОК 15. «Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина — пушкинский идеал женщины. Татьяна и Ольга

В центре урока — проблемная характеристика образа Татьяны. Для этого учащимся нужно перечитать 2, 3, 5, 7 главы и подумать над вопросами: каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним? Какова композиционная роль сна Татьяны? Что понимает Татьяна в Онегине в 7 главе и как это ее характеризует?

Основные этапы урока:

1. Выявление характерных черт облика Татьяны в конце 2 — начале 3 главы (гл. 2, стр. XXIV—XXIX). Обсуждение вопросов: в какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (стр. XXX—XXXIV)? Почему она дома «казалась девочкой чужой»?

2. Сопоставление образов Татьяны и Ольги (гл. 2, стр. ХХI—XXIX, гл. 3, стр. V).

3. Проблемная беседа по вопросам: как изменился внутренний мир Татьяны в 3 главе (стр. VII—X, XII)? Каково авторское отношение к любви Татьяны (стр. XV)?

4. Анализ диалога Татьяны и няни (стр. XVI—XXI, XXXII—XXXV). Анализ сцены ожидания Татьяной приезда Онегина (стр. XXXVIII—XXXIX, ХL—ХLI). Каковы способы изображения душевного состояния Татьяны в этих сценах?

5. Проблемный анализ образа Татьяны в 5 главе. Каково отношение Татьяны к природе, к народным обычаям? Какой смысл при этом выявляется? Анализ сна Татьяны. Как сон характеризует героиню? Какова роль образов-символов в сне?

6. Анализ сцены именин. Как чувствует себя Татьяна в сцене именин? Аргументируйте свое мнение текстом. Почему Онегину тоже неуютно на именинах?

7. Анализ сцены посещения Татьяной дома Онегина в 7 главе. Какой предстает Татьяна в доме Онегина? Какие качества ее характера подчеркивает автор в этой сцене? Как чувствует себя Татьяна в окружении московского дворянства? Каков его облик? Каковы приемы изображения внутреннего мира Татьяны?

Выводы урока. Татьяна — воплощение пушкинских представлений об идеальной женщине. Она образованна, тонка, мечтательна, близка к природе, ее внутренний мир сложен и значителен. Воспитанная на французских романах, она не утрачивает русских национально-бытовых традиций. Ее трагедия в конфликте со средой своей семьи, ее ничтожными духовными запросами, она страдает от одиночества, от невозможности быть счастливой от высокой любви. Она жертва социальных условий жизни, но не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает прежде всего от собственной позиции нравственного отрицания.

УРОК 16. «А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

К уроку учащимся нужно перечитать 4 и 8 главы романа и подумать над вопросами: какова эволюция отношений Татьяны и Онегина? Сопоставьте письма героев. Как их характеризует поведение в 8 главе? Характерно ли оно для каждого из них? Какова композиционная роль истории любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне? Урок можно провести на основе изучения и сопоставления 4 и 8 глав романа. Основные этапы урока:

1. Наблюдения за развитием событий в 4 главе. Почему, по-вашему, первые шесть строф 4 главы заменены автором отточиями? Определите состояние главных героев. Подумайте, почему события развиваются именно в такой последовательности. (Авторская оценка Онегина — отповедь — авторская оценка отповеди — рассуждения повествователя о друзьях, родне, любви — страдания Татьяны — картины счастливой любви Ольги и Ленского — жизнь Онегина в деревне — наступление зимы — разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе, именинах Татьяны — такая последовательность событий подчеркивает развитие чувства Татьяны к Онегину.)

2. Анализ сцены объяснения. Какие черты характера Онегина проявляются в сцене объяснения? Почему он все же отвергает любовь Татьяны? Зачем в композицию главы автор включает картины счастливой любви Ольги и Ленского? (Онегин не намерен ограничивать свою жизнь «домашним кругом», а роман Ленского и Ольги невольно охлаждает его интерес к Татьяне. Онегин не хочет такой любви.)

3. Анализ эволюции образа Татьяны в 8 главе. Проследите сюжетную цепь 8 главы. Как проявляются в ней принципы композиционного параллелизма? Почему развитие образов Онегина и Татьяны в 4 и в 8 главах как бы находится в зеркальном отражении? (Рассуждения автора о своей юности и начале поэтического творчества — рассуждения автора об Онегине, после дуэли пустившемся в странствия — описание облика Татьяны на петербургском балу и ее встреча с Онегиным — Онегин полюбил Татьяну — Онегин страдает — письмо — снова хандра — наступление весны — сцена объяснения — прощание автора с читателем — такая последовательность событий подчеркивает развитие чувства Онегина к Татьяне, они как бы поменялись ролями. Но Онегин опять изменил себе («Как я ошибся, как наказан…»), а Татьяна осталась прежней, сменив только свой внешний облик.) Каковы авторские приемы изображения внутреннего состояния героев в 8 главе? Почему Татьяна в 8 главе рисуется глазами Онегина? Какова авторская оценка поступков Онегина? Что больше всего его поразило в Татьяне и почему? Какие качества характера Татьяны проявляются в сцене объяснения? Как изменились Татьяна и Онегин в 8 главе?

4. Знакомство с «Путешествием Онегина». Прочитайте «Путешествие Онегина» и сохранившиеся фрагменты 10 главы. Что изменилось в Онегине в период странствий? Почему Пушкин посчитал 10 главу лишней в своем романе? Мог ли Онегин стать декабристом?

5. Практическая работа. Сопоставьте письма Онегина и Татьяны. Найдите в них сходные места, фрагменты, построенные по одинаковому композиционному плану, близкие синтаксические конструкции, одну и ту же лексику. Какой смысл выявляется при этом сопоставлении? Какие черты характеров героев проявляются в письмах? Искренен ли Онегин в своем письме?

6. Сопоставление двух любовных линий романа. Каков характер изображения Пушкиным любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны? Какова композиционная роль истории любви Ленского и Ольги? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух любовных историй? Похожи ли Татьяна и Онегин? Есть ли основания для их сопоставления? Итогом урока может стать составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»: Общее Различное Самобытность Татьяны, «неподражательная Близость Татьяны к «народным основам жизни» странность» Онегина. и оторванность Онегина от народных корней. Ее мечтательность, его «мечтам невольная Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны преда́нность». и жизненный опыт у Онегина. Она скучает в обществе, он нелюдим. Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, Ему «труд упорный был тошен», пресыщен жизнью, разочарован. и «ее изнеженные пальцы не знали игл». Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел И он, и она любят читать, находят утешение этого сделать. в книгах.

Далее

 

Назад