на главную контакты карта сайта

Методика преподавания русского языка в средней школе 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
____________________________________________________________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К КУРСУ


«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 И НАПРАВЛЕНИЯ 520300 – ФИЛОЛОГИЯ
            (ОЧНАЯ И ЗАОЧНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)




                         РОСТОВ-НА-ДОНУ
                              2001


    Печатается по решению кафедры русского языка (протокол № 1 от
22.02.2001) и НМС факультета филологии и журналистики РГУ (протокол
                         № 4 от 14.03.2001)


Автор-составитель: проф. Маевский Н.Н.

Ответственный редактор: доц. Изотова Н.В.

                            ВВЕДЕНИЕ

     Профессиональная      подготовка     будущих      преподавателей-словесников в классических университетах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
     Курс «Методика преподавания русского языка» (МПРЯ) входит в блок (цикл) психолого-педагогических дисциплин, освоение которых обеспечивает право присвоения выпускникам, завершившим подготовку по специальности 021700 - Филология специализация 021701 – Русский язык и литература), а также по направлению 520300 – Филология (магистратура, программа 520308 – Русский язык), дополнительной квалификации «Преподаватель».
     В      «Обязательном     минимуме      содержания     программы профессиональной подготовки преподавателя» данная предметная область характеризуется следующим образом:
     Методика преподавания (предмета): основы дидактики (предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса; различные подходы к изучению основных тем школьного курса (предметов); межпредметные связи; методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения, методы диагностики знаний
учащихся; анализ учебников и методической литературы по предмету; организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий. (Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение № 2 (п. СД.02) к приказу Минобразования России от 03.08.2000 № 2400 – О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля
выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования).
     Цель курса МПРЯ
     во-первых, обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности;
     во-вторых, подготовить студентов к успешному прохождению активной педагогической практики в средних общеобразовательных учебных заведениях (учреждениях) – школах, гимназиях, лицеях, колледжах – как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков.
 

      Задачи данной дисциплины:
      - сформировать понимание методики русского языка как прикладной     науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий;
      - представить в обобщенном виде основные достижения и идеи в области МПРЯ лучших ученых-методистов XIXв. (история методики) и пути ее развития отечественными учеными-методистами и учителями-практиками в XXв.; охарактеризовать основные тенденции, направления и проблемы современной МПРЯ;
      - познакомить студентов с целями, задачами и содержанием курса русского языка в современной средней школе; дать представление: а) о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплексах; б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, применяемых на уроках русского языка, на элективных и факультативных занятиях и во внеклассной работе по предмету;
      - рассмотреть вопросы методики изучения основных разделов школьного курса русского языка;
      - выработать у студентов умения планирования работы по русскому языку, построения уроков, осуществления контроля за деятельностью учащихся и проверки и оценки их знаний, умений и навыков;
      - способствовать формированию умений самостоятельного освоения научно-методической литературы, опыта учителей и применения на практике достижений современной методики.
      Методические рекомендации включают:
      1. Рабочую программу курса
      2. Рекомендуемую литературу
      3. Планирование работы по изучению курса и формы отчетности
      4. Тематическое планирование лекций, практических, лабораторных        и семинарских занятий
      5. Планы практических, лабораторных и семинарских занятий
      6. Вопросы к зачету и примерные вопросы к государственному         экзамену
      7. Приложения:
      1е Контрольная работа для студентов ОЗО и указания к ее      выполнению
      2е Рекомендации к анализу уроков
      3е Темы и рекомендации к перспективному тематическому      планированию учебного материала по русскому языку
      4е Рекомендации к подготовке поурочных планов-конспектов
      5е Темы рефератов
      6е Темы курсовых работ

    Сокращения, принятые в методических рекомендациях:
    РЯШ – Русский язык в школе. Научно-методический журнал Министерства образования РФ

      РС – Русская словесность. Научно-теоретический журнал Министерства образования РФ
      РЯЛ Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. Научно-методический журнал
      РЯ – Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
      УГ – Учительская газета
      ПС – Первое сентября. Еженедельная газета

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «МЕТОДИКА
   ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

      1. Общие вопросы методики преподавания русского языка в
школе
      Методика преподавания русского языка (МПРЯ) как прикладная
наука и учебная дисциплина. МПРЯ как часть лингводидактики.
Объект и предмет МПРЯ, ее задачи: определение целей и задач,
содержания обучения русскому языку; формы, методы и приемы, средства
обучения и контроля. Базисные понятия МПРЯ. Цель, задачи и структура
вузовского курса МПРЯ. Содержание профессионально-методической
подготовки будущего преподавателя русского языка средних учебных
заведений. Характеристика важнейших учебных пособий по курсу.
Методы исследования МПРЯ: анализ литературы, метод наблюдения,
анкетирование и тестирование учащихся, анализ документации,
методический эксперимент, статистические методы, обобщение опыта
передовых учителей, изучение методического наследия и др.
      Методика и ее базисные науки. Философия как методологическая
основа методики. Логика и МПРЯ. Связь МПРЯ с лингвистикой.
Зависимость содержания обучения от уровня развития лингвистики.
Терминология. Отражение в методике обучения языку и его изучения
разграничения лингвистических дисциплин: 1) изучающих языковую
систему по языковым ярусам (уровням), по хронологическому принципу
(история языка и современный русский язык); 2) изучающих употребление
языка, его функционирование (культура речи, стилистика, риторика,
лингвистика текста и др.). Вопрос о целесообразности освещения в
средних учебных заведениях разных принципов, подходов, понятий,
представленных лингвистическими школами. Требование соответствия
изучаемых в школе сведений в языке и речи положениями современной
филологической науки.


                                   6
       Связь МПРЯ с психологией: использование в процессе обучения
разных данных общей, возрастной и педагогической психологии о
процессах восприятия, усвоения знаний учащихся; особенностях памяти,
интересе к учению и др.
       Связь МПРЯ с педагогикой и дидактикой. Использование в
практике преподавания русского языка общедидактических принципов
(принципы научности, преемственности и перспективности, доступности,
прочности, наглядности, дифференцированного и развивающего обучения,
индивидуального подхода к обучаемым, учета их возрастных особенностей
и др.) и частнодидактических (специальных методических) принципов
(принцип практической направленности обучения языку при опоре на
практические знания, принцип коммуникативности, обучения языку как
средству речевой деятельности, принцип системности и систематичности,
принцип синхронности в описании языковых уровней и др.).
        История развития МПРЯ. Методическое наследие прошлого как
богатый источник идей, фактического материала, методов и приемов
преподавания. Крупнейшие ученые-методисты прошлого: Ф.И. Буслаев
(1818-1897), И.И. Срезневский (1812-1880), К.Д. Ушинский (1824-1870),
А.М. Пешковский (1878-1933). Работа Ф.И. Буслаева «О преподавании
отечественного языка» (1844) как первооснова методики русского языка.
       Вклад выдающихся отечественных лингвистов (Ф.Ф. Фортунатов,
А.А. Шахматов, И.А. Бодуэн де Куртене, Л.В Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В.
Виноградов и др.) и ученых-методистов (П.О. Афанасьев, М.А. Рыбникова,
Н.С. Поздняков, А.В. Текучев, Е.А. Баранов, М.Р. Львов, А.И. Власенков и
др.) в становление и развитие научной методики русского языка.
       Основные направления в методике преподавания русского языка:
методика преподавания русского (родного) языка (в начальной и полной
средней школе), методика преподавания русского языка как неродного
(включая национальные школы), методика преподавания русского языка
как иностранного (РКИ).
       Современная система среднего образования в России и
совершенствование учебного процесса в школе. Начало реформирования
средней школы (1988 г.) Многообразие современных средних
общеобразовательных учебных заведений. Средние общеобразовательные
школы, школы (классы) с углубленным изучением предметов
гуманитарного,      естественнонаучного,    математического      блоков.
Альтернативные общеобразовательные учебные заведения: гимназии,
лицеи, колледжи повышенного и профессионально ориентированного
уровня обучения, их специфика. Особенности преподавания русского
языка в указанных общеобразовательных учебных заведениях. Условия
обучения ему в вечерних школах и в средних специальных учебных
заведениях (ПТУ, техникумах и др.).
       Поиски альтернативных форм обучения, новые педагогические
технологии. Интерактивное обучение классы компенсирующего обучения.


                                  7
      Основные направления педагогических, методических поисков.
Вклад учителей-новаторов в совершенствование процесса обучения: Ш.А.
Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Л.Н. Ланда, И.Я. Лернер, С.Н. Лысенкова,
М.И. Махмутов, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А.
Быстрова и др.
      Русский язык как учебный предмет в общеобразовательных
учебных заведениях, его состав и структура. Введение русского языка
как учебного предмета в школу (1786г.), закрепление (восстановление) в
учебном плане (1828 г.). Содержание курса русского языка к началу XX
века в оценке участников I (1903г.) и II (1916-1917гг.) съездов
преподавателей русского языка.
      Ведущее место русского языка в образовательной области
«Филология» современного Базисного учебного плана (БУП), его
познавательная     практическая    и    воспитательная    ценность   в
интеллектуальном, духовном и речевом развитии учащихся. Цели и задачи
обучения русскому языку.
      Проекты концепции образовательной области «Филология» в 12-
летней школе» и «Концепции образования по русскому (родному) языку в
12-летней школе (основное и среднее/полное/ общее образование)».
Государственный образовательный стандарт (ГОС) начального общего,
основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная
область «язык и литература (Филология)».
      Состав современного школьного курса русского языка как система
лингвистических понятий разных языковых уровней, орфографических и
пунктуационных правил, речевых умений, отражающих состояние
развития науки о языке, и языковые (речевые) потребности общества.
      Структура (распределение материала по классам) курса русского
языка. Обязательный минимум содержания образовательных программ
основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку
как основа современных программ по русскому языку.
      Содержательные и структурные различия курса русского языка в
учебных заведениях различных типов.
      Виды знаний, умений и навыков по русскому языку, критерии и
принципы их отбора. Система определений и правил. Единые требования к
речевой, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
      Основные тенденции, определяющие современное состояние
лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных
заведениях: а) расширение объема предмета «русский язык» и
соответственно объема содержания учебного материала как за счет
сближения школьного и научного (вузовского) курсов, так и за счет
включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин:
культуры речи, стилистики, риторики; б) расширение временных рамок (по
количеству часов, по годам обучения) изучения предмета «русский язык»,
а также названных лингвистических дисциплин, позволяющее реализовать
идею дополнительной углубленной (при необходимости непрерывной)


                                   8
лингвистической подготовки; в) усиление принципа интегративности,
межпредметного взаимодействия русского языка и других дисциплин в
образовательном процессе (курс «Русская словесность» и др.); г) усиление
текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке; д) принцип
возрождения опоры на историю языка.
      Программа по русскому языку как средство конкретизации
содержания обучения данному учебному предмету в школе.
Типологическая классификация программ по русскому языку: а) по месту,
отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида,
профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной
подготовки. Принципы построения программ (расположения учебного
материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический,
линейно-ступенчатый,       линейно-параллельный        (перемежающийся),
блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ.
Отражение в программах дидактических принципов преемственности и
перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и
распределения учебного материала по классам.
      Программный материал по формированию языковой компетенции,
предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика,
лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и
синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре
речи (нормализаторский аспект); лингвистический компетенции,
включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и
важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной
(речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой
деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции,
включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.
      Особенности действующих программ по русскому языку (основному
курсу) для 5-9 классов:
      1) программа изучения курса русского языка по стабильным
учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыжинская, И.И. Кулибаба, С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков);
      2) программы изучения курса русского языка по параллельным
учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М.
разумовской и П.А. Леканта;
      3) программы по русскому языку для 5-9, 5-11 классов учебных
заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под
ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5-11 классов под
ред. В.В. Бабайцевой.
      Особенности действующих программ по русскому языку для 10-11
классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.
      Программы компенсирующего обучения по русскому языку для V-
IX классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б)
составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.


                                  9
      Формы организации учебной работы по русскому языку. Урок как
основная форма учебных занятий. Типы уроков по русскому языку в
зависимости от их целей и содержания. Урок изучения нового материала
(усвоения новых знаний), урок закрепления изученного (ЗУНов), уроки
выработки умения и навыков, повторительно-обобщающие уроки, уроки
контроля (проверки) ЗУНов. Специфика комбинированного урока,
включающего сообщение новых знаний, закрепление и контроль ЗУНов.
Место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому
языку. Нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-лекция, урока-
практикум, урок-лабораторная работа, урок-семинар, урок-игра (деловая,
ролевая), урок-зачет и др. Основные структурные элементы урока (макро-
и микроструктура) и связь между ними.
      Опрос учащихся на уроках русского языка, его задачи, функции,
место. Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы
(работа по карточкам). Формы опроса: индивидуальный, фронтальный,
уплотненный.
      Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками,
построение схем и таблиц, списывание и др. Виды упражнений и
письменных работ по русскому языку.
      Домашние задания, их виды, способы дифференциации,
индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка.
Разнообразие форм проверки           домашних заданий. Реализация
индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках
русского языка. Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная),
групповая, индивидуальная.
      Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на
уроке и их стимулирующая роль. Проблема «поурочного балла».
      Планирование работы по русскому языку. Цели, задачи и принципы
планирования учебного материла. Виды рабочих планов учителя: годовые
(календарные), тематические и поурочные планы-конспекты. Виды
поурочных планов-конспектов: описательные, схематические, планы-
графики.
      Система уроков по одной теме. Учет принципов преемственности и
перспективности в построении системы уроков. Постепенное наращивание
трудностей дидактического материала. Повторение на уроках русского
языка, его виды.
      Основные требования к современному уроку русского языка.
      Этапы и технология подготовки учителя к уроку.
      Принципы анализа урока, его виды (поэлементный, системный и др.)
и параметры. Значение владения самоанализом урока.
      Факультативные занятия как форма углубленной теоретической и
практической подготовки учащихся по русскому языку, средство
осуществления      дифференцированного,     личностноориентированного
обучения, развития интереса к изучению языка.
      Цели и задачи факультативных занятий.


                                  10
      Виды факультативов (типология): углубляющие, расширяющие,
восполняющие. Разнообразие программ факультативных курсов. Пособия
для учителей и учащихся по факультативным курсам               (учебные
комплекты) Виды занятий, методы используемые при проведении
факультативов. Развитие познавательной активности и творческих
способностей у учащихся, выработка у них навыков самостоятельной
работы, обучение конспектированию и реферированию. Вопрос о
специфике и соотношении факультативных курсов и обязательных занятий
(курсов) по выбору (элективах), выделяемых в действующем БУП и новом
его проекте (в виде школьного компонента).
      Внеклассная (внеурочная) работа по русскому языку как форма
формирования интереса к предмету, ее значение и место в
образовательном процессе. Принципы организации внеклассной работы:
добровольность      и   избирательность,    доступность,   практическая
направленность, научная углубленность, занимательность и др.
Содержание внеклассной работы: массовые, групповые, индивидуальные и
коллективные      («объединяющие»);      постоянно    действующие     и
эпизодические. Виды внеклассных мероприятий по русскому языку:
олимпиады, викторины, конкурсы, КВН, утренники и вечера, недели
русского языка, ученические конференции, лингвистические экспедиции и
экскурсии, устные журналы и др. Выпуск в классе занимательных
материалов (уголок русского языка, лингвистический бюллетень). Кружок
как традиционная форма внеклассной работы. Методы работы на
внеклассных занятиях. Пособия и методическая литература по
внеклассной работе.
      Методы обучения русскому языку. Метод как категория методики
обучения. Метод и методический прием. Существующие системы методов
обучения и их основания.
      Классификации методов, построение по разным основаниям: по
дидактической цели (методы обучения и методы контроля); по источнику
получения учащимися знаний (слово учителя, беседа, наблюдение,
языковой анализ (разбор), работа по учебнику (учебному пособию),
упражнения; по пути познания (индукция и дедукция, сопоставление и
противопоставление, анализ и синтез); по характеру работы (методы
устной и письменной работы).
      Методы теоретического, теоретико-практического и практического
изучения языка (Федоренко Л.П.)
      Классификация методов изучения на основе этапов обучения и учета
видов учебной деятельности учащегося: методы сообщения новых знаний,
методы закрепления знаний и выработки умений и навыков, методы учета
и контроля ЗУНов. Путь от знаний к умениям и навыкам как основа
репродуктивных методов обучения, путь от имеющихся у учащихся
умений и навыков к самостоятельному получению новых знаний как
основа продуктивных методов обучения. Вопрос о многомерной

Далее

Назад