на главную контакты карта сайта

Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс  

 Методические пособия и другая литература

Айзенк Г.Ю. Как измерить личность. М.: Когито-центр, 2000.
Айзенк Г.Дж. Личностный профиль по Айзенку. М.: Когито-центр,2003.
Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.
Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия, 2004.
Ануфриев А.Ф. , Костромитина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме-
тодики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 2003.
Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: УМК «Психология», 2003.
Балакшина Ж.А., Прохоренко Т.В. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития. СПб.: Речь, 2002.
Балакшина Ж.А., Прохоренко Т.В. Школьный тест умственного развития. СПб.: Речь, 2002.
Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-центр, 2000.
Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: Дорвиль, 1992.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994.
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, Речь, 2003.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. М., 1985.
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуман.исследований, 2001.
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004.
Воробьев В.М. КЕЛЛИ-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. СПб.: ИМАТОН, 1998.
Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр.соч. М., 1983, Т.5. С.257-321.
Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни – новый инструмент оценки развития детей. СПб.:Речь, 2001.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.
Дашков И.М., Курганский Н.А., Чумакова Н.П. Калифорнийский психологический опросник – CPI. М.: ПсиХРОН, 2003.
Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. СПб.: Речь, 2002.
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002.
Диагностический альбом для исследования познавательной сферы ребенка / Авторы составители Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 1998.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-пресс, 2001.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.СПб.: Речь, 2003.
Киреева Н.Н. Диагностика когнитивных стилей. СПб.: Речь, 2003.
Колакогло К. Сказочный проективный тест. М.: Когито-центр, 2003.
Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2003.
Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2003.
Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». СПб.: ИМАТОН, 1995.
Лаак Ян тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.
Лови О.В., Белопольский В.И. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер. М.: Когито-центр, 2003.
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 2004.
Маховер К. Проективный рисунок человека. СПб.: Смысл, Речь, 2003.
Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. М.: Когито-центр, 2003.
Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.
Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности.
СПб.: Речь, 2002.
Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука обществе. М.: Академический проект, 2003.
Никандров В.В., Новочадов В.В. Метод тестирования в психологии.СПб.: Речь, 2003.
Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2003.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов и др. М.: Владос, 2000.
Проективная методика для диагностики школьной тревожности / Ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.
Проективная психология. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
Основы психодиагностики. Проективные методики. Психологический практикум / Сост. Н.В. Зоткин. Самара: Изд-во «Самарский университет»,
1999.
Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О.Прохорова. СПб., 2004.
Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2003.
Равен Дж. Прогрессивные Матрицы Равена. М.: Когито-центр, 2002.
Рисуночный тест Вартегга. Практическое руководство. М.: Смысл,2004.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.
Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия. М.: Когито-центр, 2003.
Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла: Руководство по использованию. СПб., 1995.
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.
Силвер Р.А., Копытин А.И. Рисуночный тест Силвер и его стандартизация в России. Методическое руководство. СПб.: Скифия, 2001.
Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. СПб.: Речь, 2003.
Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2003.
Собчик Л.Н. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. СПб.: Речь, 2003.
Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методикаисследования личности. СПб.: Речь, 2002.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Издво МГУ, 1980.
Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации.СПб.: ИМАТОН, 2001.
Соломин И.Л. Жизненный путь. Методика рисуночных метафор. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2002.
Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2002.Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты) / Ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство.СПб.: ИМАТОН, 2003.
Тест тревожности (Р. Томли, М. Дорки, В. Амен) / Ред. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.
Тесты детской апперцепции (САТ, САТ-Н, САТ’С) / Под ред. Галанова А.С. М.: Когито-центр, 2003.
Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандарти-зированный вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.:
Речь, 2003.
Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998.
Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». М.: НПЦ «Коррекция», 1994.
Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. Самара, 2001.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.
Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологического обследования детей. М.: Когито-центр, 2001.
Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Речь, 2003.
Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (методика «Цветоструктурирования»). СПб.: Речь, 2004.
Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала.СПб.: Речь, 2003.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2004.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.
Эткинд А.М., Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений. СПб.: ИМАТОН, 2000.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1999.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003.
Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

7. Информационные ресурсы Интернета

http://azps.ru/tests/ Тесты для психологов: Прогрессивные матрицы Равена. Тест Гилфорда. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. ШТУР.
Тест Кеттелла. «Компасы». Тест «включенных фигур» Готшильда. Корректурная проба. Объем оперативной памяти. 10 слов. Процесс запоминания.
Кратковременная зрительная память. Определение понятий. Количественные отношения. Закономерности числового ряда. Аналогии. Исключение понятий. Исключение лишнего. Сравнение понятий. Гибкость мышления.
Быстрота мышления. Толкование пословиц. Тест Масселона. «Круги».
Когнитивный стиль. Ригидность мышления. Сложные аналогии. Выделение существенных признаков. Скорость классификации. Активность словарного запаса. Яркость и устойчивость представлений. Уровень воображения. Вербальная фантазия. MMPI. 16PF Кеттелла. FPI форма В. Самооценка. Q-сортировка Стефансона. Потребность в достижении успехов.
Опросники Айзенка EPI и EPQ. Опросник Келлермана-Плутчика. Диагностика эмпатии. Шкала тревоги Тейлор. Шкалы тревоги Спилбергера. Личностный дифференциал. Социальная фрустрированность Вассермана.
Шкала одиночества Рассела-Фергюсона. Стрессоустойчивость Холмса-Раге. Ригидность. Диагностика невротических состояний. Аффиляция. Опросник межличностных отношений (ОМО). ПДО Личко. Опросник Шмишека-Леонгарда. ЛОБИ. Самоактуализационный тест. ДМО Лири-Собчик. Морфологический тест жизненных ценностей. «Цель-Средство-Результат».
Избегание неудач Элерса. Мотивация одобрения. Опросник самоотноше ния Столина. Самооценка. Опросник Басса-Дарки. Опросник Ассингера.
Уровень общительности. КОС. Шкала депрессии. УСК. Опросник Юнга.
Ассертивность. ПРОГНОЗ. Эмоциональное выгорание. Свойства темперамента Стреляу. Структура темперамента Русалова. Уровень невротизации и психопатизации (УНП). Тест Руки (Hand-test). Тест Розенцвейга (детский вариант). ТЮФ. «Рисунок семьи». «Дом-Дерево-Человек». «Несуществующее животное». Три желания. Незаконченные предложения. «Три дерева». Метод цветовых выборов Люшер-Собчик. Интервью «Волшебный мир». Мотивация в игре. Отношения подростка с классом. Школьная тревожность Филлипса. Мотивы учебной деятельности. Отношение к учебным предметам Казанцевой. Опросник родительского отношения. Тест удовлетворенности браком. Семейные ценности и ролевые установки в супружеской паре. Семья глазами родителей (PARI). Профориентационные методики (18 тестов). КОСКОМ 2. Коммуникативные умения Михельсона.
Педагогическое общение. Успешность в педагогической деятельности.
Техника общения Творогова. Оценка воспитанности учащихся. Педагогические ситуации. Нервно-психическая устойчивость педагога. Физиономический тест Кунина. Стиль руководства. Эффективность лидерства.

Книги по психодиагностике

http://psiholognew.com/cont.html
Диагностика детей дошкольного возраста: Психологическая готовность к школе. СКАЗКА. Уровень притязаний. Исключение лишнего. Последовательность событий. Зашумленные изображения. Нелепицы. Классификация. Нахождение недостающих деталей. Опосредованное запоминание. Диагностика развития мышления. Диагностика речевого развития и другие методики.
Диагностика готовности к школьному обучению: Тест словаря.
Уровень развития мелкой моторики рук. Запоминание 10 слов. Тест самооценки «Лесенка». Тест фонематического слуха. «Рисунок школы». «Два домика». Уровень развития произвольной регуляции деятельности. Классификация предметных картинок. Стандартная беседа.
Диагностика детей младшего школьного возраста: Нравственное развитие. Самооценка. Уровень сформированности умений и навыков.
Изучение внимания и памяти. Социально-педагогическая запущенность детей. Диагностика психических состояний. Наличие страхов. Тест тревожности Р.Тэммл. Уровень интеллектуального развития.
Диагностика подросткового возраста: Родители оценивают детей (РОД). Словесная ассоциативная способность. «Портрет и автопортрет».
Изучение конфликтности методом незаконченных предложений. Внимание. Скорость мыслительных процессов. Эмоциональная напряженность.
Самооценка. Шкала тревожности Спилбергера. Поведение в конфликтных ситуациях.
Профессиональная ориентация в старших классах: ДДО. Карта интересов. Профессиональная готовность. Опросник профессиональных предпочтений. Отношение к учебным предметам. Практикум по выбору профессии.
Рисуночные методики: АРТ. Рисунок человека. Рисунок семьи. Ри-
сунок дерева. Рисунок несуществующего животного. Дом-Дерево-Человек.
Три дерева.
Работа с родителями: Беседа. Анализ воспитанности детей. Тест родительского отношения. Эмоционально-волевая сфера. Диагностика родительской компетенции. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ).
Диагностика старшеклассников: Уровень притязаний. Акцентуации характера. Свойства темперамента Стреляу. Склонность к отклоняющемуся поведению. Личностная тревожность. Эмпатия. Уровень агрессии. САН.
Опросник Айзенка. Тест интеллекта Айзенка. Кратковременная память.
Оперативная память. Образная память. Сложные аналогии. Числовые ряды.

http://www.psyportal.info/psygage/test Тесты в режиме on-line: Определение темперамента. Опросник Г.Айзенка (взрослый и подростковый).
Коммуникативные и организаторские способности школьников. Определение социальной направленности (выбор профессии). Уровень тревожности. Профессиональные предпочтения. Поиск острых ощущений. Поведение в конфликтных ситуациях. Стрессоустойчивость. Общая направленность личности. Личностная и реактивная тревожность.

http://psi.webzone.ru/test/test.htm Тесты в режиме on-line: Время реакции. Пороги зрительного пространственного различения. Корректурная проба. Отыскание чисел. Устойчивость внимания. Запоминание. Методика ментальной ротации. Тест Прогрессивных матриц Дж.Равена. Мотивационный тест Херцерберга.

http://www.p-profile.ru/ "P-PROFILE" – программный комплекс психологического тестирования. Подбор персонала, оценка личностных особенностей сотрудника. Современные научные разработки, адаптированные методики профессионального психологического тестирования. Готовые профили профессий. Тесты: MBTI, M_Briggs, СМИЛ, MMPI, Люшер, CLRPref, Осгуд, ZML, FPI, Спилберг, Амтхауэр, 16PF Кеттелла, УСК, MIS, Ландольт, Айзенк, ОФДСИ, Кос_2, Гилфорд, Розенцвейг, Басс, Замфир, Потемкина, САН, Сонди.

http://psylist.net/praktikum/ Психодиагностический практикум: Структура темперамента Русалова. Свойства темперамента Стреляу. Акцентуации характера Шмишека-Леонгарда. ПДО Личко-Иванова и МПДО.
СМИЛ Собчик. Опросники Айзенка EPI, EPQ и Самооценка психических состояний. САН. Диагностика эмпатии. Эмоциональное выгорание. Опросники тревожности Тейлор и Спилбергера. Оценка школьной тревожности Филлипса. Оценка речевых навыков и речевых притязаний. Мотивация к успеху и избеганию неудач Элерса. Готовность к риску Шуберта. Адаптированность ребенка к школе и мотивация учения. Биографический метод. Психогеометрические типологии. Ценностные ориентации Рокича.
Уровень притязаний Хоппе. Организаторские способности. Одиночество (социальная изолированность) Рассела и Фергюсона. Коммуникативный контроль Снайдер. Манипулятивное отношение Банта. Мотивационные ориентации в коммуникации. ДДО Климова. Ориентировочная анкета. Самооценка. Исследование самосознания. Самооценка Дембо-Рубинштейн.
Половозрастная идентификация. Индекс групповой сплоченности Сишора.
Q-сортировка Стефансона. Опросник родительского отношения ВаргиСтолина. Тест Мюнстерберга на восприятие. Изучение свойств внимания (Бурдона, Шульте, Числа и буквы). Изучение свойств памяти (Опосредованное запоминание, Кратковременная память, Память на образы, Память на числа, Пиктограмма). Изучение мышления (Понимание рассказов, Выявление общих понятий, Интеллектуальная лабильность, Логичность умозаключений, Логические закономерности, Методика Лачинса). Диагностика готовности к школе. «Нарисуй человека» Гудинаф-Харрисс. Прогрессивные матрицы Равена. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Диагностика психического развития детей.

http://www.infamed.com/psy/ Тесты в режиме on-line: Вербальный тест Айзенка IQ, Визуальный тест на депрессию, Импульсивность, Количественные отношения, Память на числа, Потребность достижений, Cкрининг-тест на депрессию, Сложные аналогии, Числовые ряды, Характерологический тест Шмишека, Шкала депрессии Бека, Шкала депрессии НИИ им. Бехтерева, Шкала депрессии DEPS, Шкала депрессии SCL-90, Шкала тревоги и депрессии госпитальная, Шкала тревоги Спилбергера, Шкала тревоги Тейлора.

http://psylist.net/promet/ Проективные методики: Тест Роршаха. Тест Сонди. «Дерево». «Дом-Дерево-Человек». «Рисунок семьи». Тест Руки (Hand-test). «Три дерева». Тест тревожности Тэмпл. Незаконченные предложения. РАТ. «Несуществующее животное». Фильм-тест Р. Жиля и другие методики. Проведение рисуночных тестов.

http://www.bitnet.ru/psycho/ Тесты в режиме on-line: Оксфордский тест способностей личности. 16PF Кеттелла. Диагностика межличностных отношений Лири-Собчик. Темперамент. Характер. Уверенность в себе.

http://www.psychology.ru/tests/ Психодиагностическая лаборатория: возможность тестирования по научным психодиагностическим методикам.

http://home/axon.ru/~job/ Программа «Менеджер по кадрам» – психологическая экспертная система и другие тесты для диагностики персонала
и пр.

http://www.childpsy.ru/index.php/item/3115 Психодиагностический инструментарий сайта «Детский психолог». В рубрике представлены методики, тесты, опросники в виде карточек, составленных по каждой отдельной методике, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых. Карточки включают описание методик и рекомендации по их использованию, рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, а также перечень рекомендованной научной литературы и авторов методик с соответствующими ссылками.

http://psiholognew.com/cont.html В помощь психологу. Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста. Материал сайта включает психологические методики, подобранные для каждой возрастной группы с учетом ее особенностей, а также игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы, личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.

http://www.ht.ru/ HR-Лаборатория «Гуманитарные технологии»
(Human Technologies) – области создания и внедрения компьютерных психологических методов и инструментальных систем для решения задач в области кадрового менеджмента. Профессиональное психологическое тестирование. Бесплатные тесты в режиме on-line: Тест устойчивой работо
способности. Тест диагностики интеллектуальных способностей. Стиль вождения. Страховой агент. Тест жизненных установок. Тест интеллектуальной и жизненной зрелости. Работоспособность.

http://www.imaton.com/ Фирма «ИМАТОН». На страницах сайта представлена информация о разработке и методической поддержке психологического инструментария
http://www.sobchik.newmail.ru/Apilns/metod.html Институт прикладной психологии Л.Н.Собчик. Методические разработки по психологическому тестированию.
www.psydiag.yaroslavl.ru Научно-производственный центр «Психодиагностика». Информация и продажа методик.
http://www.cogito.msk.ru Психодиагностическое издательство «Когито-центр». Выпуск сертифицированного психодиагностического инструментария.
www.effecton.ru Компьютерный комплекс психологических тестов и коррекционных программ, с предложением их приобрести.
http://tests.pp.ru/constructor/ Конструктор тестов предназначен для создания интерактивных тестов любой тематики, включая психологические тесты или тесты для проверки знаний по каким-либо предметам.
http://practice.smysl.ru Профессиональная психодиагностическая система «Практик» (разработка тестов и их использование). Система конструирования и автоматизации тестовых методик.
http://cept.spb.ru/ Центр эргономических и психологических технологий. Пакет прикладных программ «Автоматизированная система психологического сопровождения деятельности» (для любых областей прикладной психологии).
http://psypro.8m.com/index1.htm Заказ профессиональных тестов по электронной почте.
http://www.voppsy.ru/ Журнал «Вопросы психологии». Статьи по психодиагностике.
http://www.razvitie.com.ua/tests.htm Психологические тесты и книги по психодиагностике.
http://www.psycological.ru Изучение психологии онлайн. Библиотека.

Раздел «Психодиагностика». Книги и статьи по психодиагностике.
http://dll.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/welcome.ru.html Психология личностных конструктов Келли. Собран весь возможный материал об
использовании личностных конструктов Дж.Келли.
http://www.ipat.com – Институт Тестирования личности и Способностей (Р. Кеттелла).
www.keirsey.com Тест Кейрси.
http://www.rozmisel.irk.ru Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI.
http://www.gesher.org/Myers-Driggs/GW_Test.html Индикатор типов личности Майерс-Бриггс MBTI.
www.lusher-color.com – авторизованный сайт Макса Люшера.
www.lusher.ru – Институт Макса Люшера (Москва).
http://www.phil.gu.se/fu/ro.html Классический Роршах. Сайт, посвященный Г. Роршаху.
http://www.rorschach.com/rorschachiana.html Роршахиана Интернационального общества Роршаха. Сайт, посвященный Г. Роршаху.
http://www.queendom.com/ Очень хорошо сконструированный сайт общедоступного тестирования (англ.).
http://charlies-playhouse.ch/scientology/tests Сайт, где дается профессиональное описание методик, но не предлагается само тестирование (нем.).
SociometryPlus Компьютерная социометрия (на английском языке)

8. Практические занятия по психодиагностике

Методические указания к практическим занятиям

При изучении каждой психодиагностической методики необходимо знать следующие положения.
1) Автор, название методики, ее модификации.
2) Теоретическая основа методики; ее автор(ы).
3) Варианты методики (возрастные; формы А, Б и т.п.). Для каких групп испытуемых предназначена методика.
4) Психологическое содержание шкал или субтестов методики.
5) Психометрические показатели: валидность, надежность, репрезентативность.
6) Области использования. Основные преимущества данной методики в этих областях.
7) Недостатки и ограничения методики.
8) Особенности проведения обследования и предъявления методики, фиксация результатов, особенности обработки и представления результатов.
9) Особенности интерпретации результатов.
10) Прогностические возможности методики.

Практическое занятие № 1.
Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств Оценка точности восприятия времени.
Методики «Компасы» и «Часы» для оценки ориентации в пространстве.
Тест Торндайка для оценки избирательности восприятия.
«Кубики Коса» для оценки особенностей пространственного восприятия.
Литература
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 2004.
Соколов А.С., Фадеева Т.В. Кубики Кооса. СПб.: ИМАТОН, 2002.

Практическое занятие № 2.
Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций «Корректурная проба» Бурдона для оценки устойчивости и концентрации внимания.
«Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умст-
венной работоспособности.
«Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентрации внимания.
«Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамических характеристик внимания.
Литература
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 2004.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004.

Практическое занятие № 3.
Психодиагностика памяти и мнемических свойств
«10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.
«Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.
«Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и сообразительности.
«Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.
«Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.
Литература
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 2004.

Практическое занятие № 4.
Психодиагностика мышления
«Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять существенные признаки.
«Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.
«Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абстрактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности.
«Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способности к установлению логических взаимосвязей.
Литература
Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 2004.

Практическое занятие № 5.
Психодиагностика воображения
«Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера.
«Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального воображения.
Литература
Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: психодиагностические методики. М.: Книголюб, 2004.
Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1977.

Практическое занятие № 6.
Диагностика интеллекта
Тест интеллекта Д. Векслера для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта,
уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей, пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.). Взрослый и детский варианты теста.
Тест Прогрессивных матриц Дж. Равена и Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта.
Тест «Структуры интеллекта» Р. Амтхауэра для оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний.
Тесты интеллекта Г. Айзенка. Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка.
Двухфакторная модель интеллекта Р. Кеттелла: «флюидный» и «кристаллизованный» интеллект. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности.
Краткий отборочный тест (КОТ) Р. Вандерлика для диагностики общих способностей.
Литература
Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома: Ай Кью, 1993. – 170 с.
Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1992 (1998).
Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Продвинутые прогрессивные матрицы Равена. М.: Когито-центр, 2003.
Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002.
Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2003.
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2003.
Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство.
СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 7.
Диагностика креативности
Тест Е.Торренса для оценки вербальной и образной креативности, отдельных креативных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться привычным стереотипам.
Литература
Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998.

Практическое занятие № 8.
Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла Опросники Р. Кеттелла для диагностики разных аспектов личности:
особенностей коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала.
Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника.
Литература
Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПб.: ИМАТОН, 2000.

Практическое занятие № 9.
Диагностика межличностных отношений Л.Н.Собчик
Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека и «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Соб-
чик для определения восьми ведущих форм социального поведения личности. Изучение структуры «Я», семейных проблем, структуры малых групп с помощью ДМО.
Литература
Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.

Практическое занятие № 10.
Клиническая психодиагностика
MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей.
Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик.
Литература
Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика исследования личности. СПб.: Речь, 2002.
Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2002.

Практическое занятие № 11.
Диагностика акцентуаций личности
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации.
Литература
Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994.

Практическое занятие № 12.
Диагностика темперамента и свойств нервной системы
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности,
темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаимодействия.
Литература
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1992.

Практическое занятие № 13.
Фрустрационный тест С. Розенцвейга
Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустой-
чивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного взаимодействия. Взрослый и детский вариант теста.
Литература
Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 14.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Детский апперцептивный тест (САТ)
Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности, внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения и другая информация.
Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов, содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов, наличия психических нарушений.
Литература.
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.
Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 15.
Проективная методика «Рисунок семьи»
Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.
Литература
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, Речь, 2003.
Никольская И.М. Рисунок семьи // Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. С. 37-49.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.
Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как методика изучения детскородительских взаимоотношений // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 272-285.
Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206-220. 1995.

Практическое занятие № 16.
Методика «Рисунок несуществующего животного»
Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич.
Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и структурированном рассказе о нем. Графический и содержательный анализа рисунка.
Литература
Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 4. С. 56-57.
Дукаревич М.З., Яньшин П.В. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 54-73.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

Практическое занятие № 17.
Методика «Дом. Дерево. Человек»
Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосознаваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истинной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и потребностях.
Литература
Бук Дж. Тест «Дом, Дерево, Человек» (ДДЧ) // Проективная психология. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 260-344.
Бук Дж. Методика «Дом – Дерево – Человек» // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: КСП, 1997. С. 5-266.
Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

Практическое занятие № 18.
Диагностика агрессивности и поведения в конфликте
Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.
Методика «Hand-test» Э.Вагнера для глубинного исследования личности, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и стиля социальных взаимоотношений.
Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) для диагностики предрасположенности к пяти основным стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для формирования работоспособной команды.
Литература
Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния (Экспериментальная и прикладная психология). Вып. 10. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С.91.
Ениколопов С.Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 6-11.
Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-test». Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 19.
Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности
Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина.
Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотношения.
Шкала самоуважения М. Розенберга.
Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда для исследования самоотношения.
Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева как адаптация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В. Франкла.
Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека.
Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления иерархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека.
Литература
Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180-187.
Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2000.
Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.

Практическое занятие № 20.
Измерение ответственности и регуляторной активности
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда для диагностики базовых установок личности приписывать причины своих успехов или неудач себе или внешним обстоятельствам. Оценка установок в области производственных, межличностных, семейных отношений, здоровья и болезни.
Опросник Волевого Самоконтроля (ВСК) А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана для оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, самообладания в стрессовых ситуациях и настойчивости в достижении цели.
Диагностика склонности к риску. Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева для прогнозирования поведения личности в ситуации неопределенности, побуждающей выбирать осторожные или рискованные стратегии.
«Порог активности» Т.Л. Романовой для оценки стремления к активности, решительности в действиях или пассивности.
Литература
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152-162.
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля. М.: Смысл, 1993. – 16 с. (Также: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 131-134.)
Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 116-124.
Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 103-114.
Почебут Л.Г. Психологическая готовность к риску // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
С. 209-216.
Романова Т.Л. Методика «Порог активности» (ПА) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 139-143.

Практическое занятие № 21.
Методика «Выбор цвета» М. Люшера
Методика «Выбор цвета» М. Люшера для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; для выявления актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их источников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особенностей восприятия и понимания жизненной ситуации.
Литература
Дубовская О.Ф. Восьмицветный тест Люшера. М.: Когито-центр, 2003.
Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002.
Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандартизированный вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Интерпретационные таблицы. Тест М.Люшера. Методическое приложение. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 22.
Диагностика тревожности и дезадаптации
Шкала «Проявления тревожности» (MAS) Ж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчина.
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера с сотрудниками в адаптации Ю.Л. Ханина.
Методика «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП).
Опросник Джекинса для выявления типа поведенческой активности (поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца).
Литература
Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
С. 267-275. (Опросник Джекинса)
Дерманова И.Б. Методы диагностики эмоционально-нравственного развития личности развития // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 255-242.
Березовская Р.А. Профессиональное здоровье менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.
С. 267-275. (Опросник Джекинса)
Методика определения уровня невротизации и психопатизации. Методические рекомендации. М., 1985.

Практическое занятие № 23.
Диагностика функциональных состояний
«Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее составляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН).

Литература
Доскин В.А., Лаврентьев Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психологии. 1973. № 6. С. 141-146.
Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. СПб: Речь, 2004.
Сысоев В.Н. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000.

Практическое занятие № 24.
Диагностика мотивации
«Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Соломина для получения информации о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений человека.
«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремление к принятию и страх быть отвергнутым.
Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения.
Литература
Магомед-Эминов М.Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 94-98.
Почебут Л.Г. Изучение аффиляции // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 184-189.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс, 2004.
Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Ханин Ю.Л. Шкала Марлоу-Крауна для исследования мотивации одобрения. Методическое письмо. Л.: НИИ физической культуры, 1976.

Практическое занятие № 25.
Психологическая оценка работника в организации
Ассессмент-центр как метод комплексной оценки персонала.
Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций В.А. Чикер.
Шкала измерения стиля руководства Ф.Е. Фидлера: самооценка, самокритичность, социальные установки, эффективность общения и управления.
Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера.
Литература
Маничев С.А. Технология оценки менеджерского персонала // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 219-245. (Ассессмент-центр)
Чикер В.А. Профессиональная карьера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 330-342. (Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций)
Снетков В.М. Стиль и ролевая направленность деятельности менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. С.Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. С. 372-379. (Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера)

Практическое занятие № 26.
Социально-психологическая диагностика личности и группы
Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (ЦОЕ) В.С. Ивашкина и В.В.Онуфриева, ее варианты.
Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона для оценки шести основных тенденций поведения человека в группе: зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие конкуренции – избегание конкуренции; степени расхождения между идеальным и реальным «Я» человека.
Социометрия Дж. Морено и ее разновидности.
Референтометрия.
Литература
Паниотто В.И. Социометрический опрос // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1. Социологический опрос // Отв.ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 207-222.
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002.
Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч.2.
Фетискин Н.П., Козлов B.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Практическое занятие № 27.
Диагностика межличностных отношений и особенностей общения Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта в целом и частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения других людей и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).
Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда для исследования
эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям на невербальном уровне субъективного отражения.
Литература
Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 221-227.
(Также: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 119-122.)
Эткинд А.М., Бажин Е.Ф. Цветовой тест отношений. СПб.: ИМАТОН, 2000.

Практическое занятие № 28.
Диагностика родительско-детских отношений «Родители глазами подростка» (ADOR).
Измерение родительских установок и реакции (PARI) для выявления характера родительской опеки, демократичности в отношениях с ребенком, авторитарности контроля и особенности супружеских отношений.
Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.
Литература.
Архиреева Т.В. Измерение родительских установок и реакции (опросник PARI) // Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. С. 652-660.
Варга А.Я., Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 107-113.
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004.

Практическое занятие № 29.
Диагностика готовности к школе
Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой для оценки скорости переработки информации, произвольного внимания, кратковременной слуховой и зрительной памяти, типа репрезентативной системы, речевого развития, визуального, понятийного и абстрактного мышления, энергетики и адаптационных возможностей, личностного потенциала обучения (самооценка, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановка в семье и др.).
Литература
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1999.

Практическое занятие № 30.
Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте
Диагностические пробы Т.Ю. Андрущенко для выявления различных сторон социальной ситуации развития детей школьного возраста, особенностей вовлечения младших школьников в учебную деятельность, сформированость личностных новообразований.
Диагностика психологической готовности младших школьников к переходу в среднюю школу с целью предотвращения трудностей в последующем обучении.
«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой для психологического сопровождения учащихся 3-6 классов и проблема адаптации при переходе в пятый класс. Оценка развития всех качеств, необходимых для успешного обучения в средней школе (умения быстро читать и понимать прочитанное, самостоятельности мышления, понимания закономерностей и умения выделять категории, пространственного мышления, внимательности, произвольности запоминания, самоконтроля и других индивидуальных особенностей).
Литература
Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. М.: Академия, 2004.
Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2003.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения старшеклассников. Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2005.


9. Тестовые задания проверки знаний по курсу «Психодиагностика»

Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе и отметьте кружком в бланке ответов.
1. Психологический тест – это …
а) инструмент;
б) задача;
в) условие;
г) подход.

2. Назначение психологического теста:
а) измерение различий между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях;
б) выявление закономерностей человеческого поведения;
в) сбор сведений о причинах существования данных особенностей человека (анамнез);
г) выявление специфических особенностей (слабостей) человека для целенаправленного коррекционного воздействия.

3. Основной целью теста является:
а) предварительное ознакомление с личностью испытуемого;
б) нахождение корреляции между определенными показателями;
в) диагностика определенных психологических особенностей испытуемого;
г) формирование определенных качеств испытуемого.

4. В психодиагностическом обследовании реализуется принцип:
а) специальное воздействие (стимул) → фиксируемая реакция (S→R);
б) стимул → реакция → анализ-интерпретация (S→ R→ I)
в) реакция → интерпретация → коррекция ( R → I → K );
г) реакция → интерпретация → стимул ( R → I → S ).

5. Основное преимущество метода психодиагностики:
а) метод более простой в использовании, чем остальные;
б) большая точность, чем у других методов;
в) требует меньше затрат при проведении;
г) сбор информации в более короткие сроки.

6. Второе основное преимущество психодиагностики:
а) определение общих для всех людей закономерностей их поведения и психики;
б) выявление особенностей человека, недоступных для изучения другими методами;
в) дает полную картину поведения и личности человека;
г) возможность получения информации о неосознаваемых психических явлениях.

7. Какой из подходов учитывает уникальность и своеобразие личности?
а) проективный подход;
б) субъективный подход;
в) номотетический подход;
г) идеографический подход.

8. Пользователь теста – это …
а) человек, который использует тестовые показатели как главный источник информации;
б) испытуемый, который проходит тестирование;
в) специалист, который проводит тестирование;
г) специалист, который интерпретирует результаты тестирования.

9. Наименее вероятно стремление испытуемого к фальсификации результатов:
а) при приеме на работу;
б) в ситуации психологического консультирования;
в) при аттестации на рабочем месте;
г) в ситуации судебно-психологической экспертизы.

10. Шкала лжи – это:
а) шкала, выявляющая акцентуации характера человека, связанные с его тенденцией к обману окружающих;
б) шкала, выявляющая отношение самого испытуемого к нечестным людям;
в) шкала, выявляющая степень согласия с общеизвестными утверждениями;
г) шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей.

11. Закрытые вопросы это:
а) вопросы, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов;
б) вопросы анкеты, на которые испытуемый может не отвечать;
в) вопросы анкеты, ответы на которые не могут быть преданы огласке;
г) вопросы, затрагивающие особо значимые, глубоко интимные темы.

12. Требование ограниченного распространения психодиагностических методик обосновано …
а) тем, что могут быть нарушены авторские права;
б) тем, что профессионально выполненные методики достаточно дорого стоят;
в) для вызова интереса к ним;
г) для неразглашения их содержания и предупреждения их неправильного применения.

13. Принцип компетентности – это …
а) предоставление только тех услуг и использование тех методик, которые соответствуют квалификации специалиста;
б) конфиденциальность полученных данных;
в) использование узко специализированных тестов;
г) безоценочное отношение к клиенту.

14. Возможно ли проводить тестирование без согласия испытуемого?
а) Нет, испытуемый должен быть обязательно предупрежден;
б) Нет, за исключением тех случаев когда тесты утверждены (министерством) и все обязаны их проходить;
в) Да, особенно в тех ситуациях где испытуемый может фальсифицировать ответы (солгать);
г) Да, когда есть такая необходимость (по мнению психолога или руководителя).

15. Кто отвечает за ошибки, допущенные при проведении тестирования?
а) психолог-диагност;
б) те, кто обучал психолога;
в) авторы диагностической методики;
г) испытуемый, неправильно понявший инструкцию.

16. Может ли испытуемый доказать в судебном порядке, что результаты тестирования нанесли ему ущерб?
а) Нет соответствующей законодательной базы;
б) Нет, результаты не могут нанести прямой ущерб;
в) Да, он должен это сделать, если ущерб нанесен;
г) Да, при помощи опытного адвоката.

17. При психодиагностическом обследовании ребенка младше 16 лет обязательно требуется …
а) согласие родителей;
б) согласие администрации школы;
в) только его согласие;
г) присутствие свидетелей.

18. В этическом принципе объективности говорится, что
а) диагностическая информация должна быть доступной только для тех, для кого она предназначена;
б) испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять фактическую информацию;
в) на психолога не должны оказывать влияния впечатления о личности испытуемого – симпатии, антипатии, собственное состояние или настроение;
г) результаты диагностики нельзя использовать во вред человеку, прошедшему тестирование.

19. Психодиагностическое обследование начинается …
а) с подбора методик;
б) с организации условий тестирования;
в) с постановки цели обследования;
г) с определения временных и денежных затрат на проведение обследования.

20. Встреча с испытуемыми начинается …
а) с раздачи диагностических материалов и объяснения инструкции;
б) с предварительной беседы с испытуемыми и ответов на их вопросы;
в) с определения уровня мотивированности испытуемых и их эмоционального состояния;
г) с проверки фамилий присутствующих.

21. Основное, что пишется в заключении по результатам диагностики –
а) ответы испытуемого;
б) интерпретация и выводы;
в) рекомендации;
г) результаты тестирования.

22. При сообщении результатов тестирования клиенту необходимо…
а) получить обратную связь, не оценивать, не использовать термины;
б) выдавать результаты в распечатанном виде;
в) дать рекомендации по использованию полученных результатов;
г) знать, что собирается сделать клиент с полученными результатами.

23. Неопределенность тестовых стимулов применяется
а) в опросниках;
б) в проективных методиках;
в) в психодиагностической беседы;
г) в социометрическом методе.

24. Метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную – …
а) тестирование;
б) наблюдение;
в) опрос;
г) эксперимент.
 

Назад