Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс
Автор/создатель: Зоткин Н.В. Год: 2007 Учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы психодиагностики" предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности "Психология".
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей психологии и психологии развития
ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология
Автор-составитель Н.В. Зоткин
Самара Издательство «Универс групп» 2007 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета
Рецензент к.п.н., доц. Лисецкий К.С.
Основы психодиагностики : учебно-методический комплекс для спе- циальности 030301.65 Психология / автор-составитель Н.В. Зоткин. – Са- мара : Изд-во «Универс групп», 2007. – 208 с.
Учебно-методический комплекс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности «Психология».
© Зоткин Н.В., 2007 © Самарский государственный университет, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические рекомендации студенту по освоению учебной дисциплины «Психодиагностика» и работе с пособием.......................... 10 2. Аннотация курса............................................................................................ 13 2.1.Цели и задачи изучения дисциплины ................................................... 13 2.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины...................................................................... 14 2.3. Связь с предшествующими дисциплинами......................................... 15 2.4. Связь с последующими дисциплинами: .............................................. 15 3. Программа дисциплины «Психодиагностика» .......................................... 16 3.1. Лекционный курс ................................................................................... 16 Раздел 1. Введение в психодиагностику..................................................... 16 Тема 1. Введение в дисциплину .............................................................. 16 Тема 2. Психодиагностика как наука и практика .................................. 16 Тема 3. История психодиагностики ........................................................ 16 Тема 4. Этика психодиагностического обследования........................... 17 Тема 5. Психодиагностическое обследование и исследование............ 17 Тема 6. Методы психодиагностики......................................................... 18 Тема 7. Формы психологического тестирования................................... 18 Тема 8. Классификация психодиагностических методов ..................... 18 Тема 8.1. Объективные тесты .................................................................. 18 Тема 8.2. Опросники ................................................................................. 18 Тема 8.3. Проективная техника ............................................................... 19 Тема 8.4. Психосемантические методы и субъективное шкалирование ............................................................................. 19 Тема 8.5. Контент-анализ ......................................................................... 19 Тема 8.6. Психодиагностические беседа, опрос и интервью................ 19 Тема 8.7. Стандартизированное наблюдение......................................... 20 Тема 8.8. Включенное наблюдение с последующим рейтинг- шкалированием .......................................................................... 20 Тема 8.9. Социометрический метод ........................................................ 20 Тема 8.10. Диагностический обучающий эксперимент ........................ 20 Тема 8.11. Психофизиологическая диагностика.................................... 21 Тема 8.12. Аппаратурные поведенческие методики ............................. 21 Тема 8.13. Особые методы психодиагностики....................................... 21 3
Тема 9. Компьютеризированный опрос в психодиагностике............... 21 Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики.......................... 21 Тема 1. Дифференциальная психометрика............................................. 21 Тема 2. Надежность................................................................................... 22 Тема 3. Валидность ................................................................................... 22 Тема 4. Репрезентативность тестовых норм........................................... 22 Тема 5. Основные этапы конструирования теста .................................. 23 Раздел 3. Области психологического тестирования.................................. 23 Тема 1. Психодиагностическая оценка личности .................................. 23 Тема 2. Психодиагностические критерии профессиональной деятельности ............................................................................... 23 Тема 3. Диагностика психического развития......................................... 24 Тема 4. Педагогическая диагностика ...................................................... 24 Тема 5. Психодиагностика в школьной психологической службе ...... 24 Тема 6. Психодиагностика в психологическом консультировании .... 24 Тема 7. Клиническая психодиагностика................................................. 25 Тема 8. Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии ...................................................................................... 25 Раздел 4. Психодиагностика когнитивных способностей ........................ 26 Тема 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств .............. 26 Тема 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций........ 26 Тема 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств................. 26 Тема 4. Психодиагностика мышления .................................................... 26 Тема 5. Психодиагностика воображения и представления .................. 26 Тема 6. Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности ............................................................................... 27 Тема 7. Измерение интеллекта................................................................. 27 Тема 8. Диагностика одаренности и креативности ............................... 27 Тема 9. Диагностика способностей ......................................................... 28 Раздел 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента................................................................................. 28 Тема 1. Определение психомоторных характеристик человека .......... 28 Тема 2. Диагностика темперамента и свойств нервной системы ........ 28 Раздел 6. Многофакторные личностные опросники ................................. 29 Тема 1. Многофакторные личностные опросники ................................ 29 Тема 2. Диагностика акцентуаций личности.......................................... 29 4
Тема 3. Определение психологических типов личности ...................... 30 Раздел 7. Проективная психодиагностика .................................................. 30 Тема 1. Проективные психодиагностические методики....................... 30 Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей ........................................................ 31 Тема 3. Графические проективные методики ........................................ 31 Раздел 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей ................................................................................ 31 Тема 1. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте ........... 31 Тема 2. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности.......................................................................... 32 Тема 3. Измерение ответственности и регуляторной активности ....... 32 Тема 4. Диагностика личностных особенностей ................................... 32 Раздел 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности ....................................... 32 Тема 1. Диагностика эмоциональной сферы личности......................... 32 Тема 2. Диагностика функциональных состояний ................................ 33 Тема 3. Диагностика мотивации и уровня притязаний ......................... 33 Раздел 10. Психодиагностика профессиональной деятельности ............. 33 Тема 1. Диагностика профессиональной направленности ................... 33 Тема 2. Психологическая оценка работников в организации .............. 33 Тема 3. Диагностика адаптации и дезадаптации ................................... 34 Раздел 11. Психодиагностика общения, групповых и семейных отношений ..................................................................................... 34 Тема 1. Социально-психологическая диагностика личности и группы ......................................................................................... 34 Тема 2. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения....................................................................................... 34 Тема 3. Диагностика семейных, супружеских и родительско- детских отношений .................................................................... 35 Раздел 12. Психодиагностика особенностей развития детей и подростков .................................................................................. 35 Тема 1. Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей ............................................................................ 35 Тема 2. Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младенчестве, раннем и 5
дошкольном детстве .................................................................. 37 Тема 3. Диагностика готовности к школе .............................................. 37 Тема 4. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте................................. 38 Тема 5. Диагностика познавательных процессов, уровня развития и личности в среднем и старшем школьном возрасте ........... 38 Тема 6. Диагностика уровня развития и трудностей обучения в школе ........................................................................................... 39 Раздел 13. Специальная и клиническая психодиагностика ...................... 39 Тема 1. Диагностика детей с особенностями в развитии...................... 39 Тема 2. Клиническая психодиагностика................................................. 40 3.2. Темы контрольных работ ...................................................................... 40 3.3. Вопросы к зачету.................................................................................... 43 3.4. Вопросы для самопроверки: ................................................................. 44 4. Академический календарь............................................................................ 48 5. Конспекты лекций по психодиагностике: .................................................. 49 Раздел 1. Введение в психодиагностику..................................................... 49 Тема 1. Введение в дисциплину .............................................................. 49 Тема 2. Психодиагностика как наука и практика .................................. 50 Тема 3. История психодиагностики ........................................................ 56 Тема 4. Этика психодиагностического обследования........................... 64 Тема 5. Психодиагностическое обследование и исследование............ 67 Тема 6. Методы психодиагностики......................................................... 72 Тема 7. Формы психологического тестирования................................... 74 Тема 8. Классификация психодиагностических методов ..................... 78 Тема 8.1. Объективные тесты .................................................................. 78 Тема 8.2. Опросники ................................................................................. 81 Тема 8.3. Проективная техника ............................................................... 83 Тема 8.4. Психосемантические методы и субъективное шкалирование ............................................................................. 85 Тема 8.10. Диагностический обучающий эксперимент ........................ 87 Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики.......................... 89 Тема 1. Дифференциальная психометрика............................................. 89 Тема 2. Надежность................................................................................... 92 Тема 3. Валидность ................................................................................... 94 Тема 4. Репрезентативность тестовых норм......................................... 101 6
Раздел 4. Психодиагностика когнитивных способностей ...................... 105 Тема 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств ............ 105 Тема 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций...... 106 Тема 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств............... 107 Тема 4. Психодиагностика мышления .................................................. 107 Тема 5. Психодиагностика воображения и представления ................ 109 Тема 6. Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности ............................................................................. 109 Тема 7. Измерение интеллекта............................................................... 109 Тема 8. Диагностика одаренности и креативности ............................. 112 Тема 9. Диагностика способностей ....................................................... 113 Раздел 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента............................................................................... 113 Тема 1. Определение психомоторных характеристик человека ........ 113 Тема 2. Диагностика темперамента и свойств нервной системы ...... 114 Раздел 6. Многофакторные личностные опросники ............................... 116 Тема 1. Многофакторные личностные опросники .............................. 116 Тема 2. Диагностика акцентуаций личности........................................ 117 Тема 3. Определение психологических типов личности .................... 118 Раздел 7. Проективная психодиагностика ............................................... 118 Тема 1. Проективные психодиагностические методики..................... 118 Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей ...................................................... 120 Тема 3. Графические проективные методики ...................................... 121 Раздел 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей .............................................................................. 122 Тема 1. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте ......... 122 Тема 2. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности........................................................................ 123 Тема 3. Измерение ответственности и регуляторной активности ..... 124 Тема 4. Диагностика личностных особенностей ................................. 125 Раздел 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности ..................................... 127 Тема 1. Диагностика эмоциональной сферы личности....................... 127 Тема 2. Диагностика функциональных состояний .............................. 129 Тема 3. Диагностика мотивации и уровня притязаний ....................... 130 7
Раздел 10. Психодиагностика профессиональной деятельности ........... 132 Тема 1. Диагностика профессиональной направленности ................. 132 Тема 2. Психологическая оценка работников в организации ............ 133 Тема 3. Диагностика адаптации и дезадаптации ................................. 134 Раздел 11. Психодиагностика общения, групповых и семейных отношений ................................................................................... 134 Тема 1. Социально-психологическая диагностика личности и группы 134 Тема 2. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения..................................................................................... 135 Тема 3. Диагностика семейных, супружеских и родительско- детских отношений .................................................................. 137 Раздел 12. Психодиагностика особенностей развития детей и подростков ...................................................................................................... 139 Тема 1. Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей .......................................................................... 139 Тема 2. Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве ................................................................ 141 Тема 3. Диагностика готовности к школе ............................................ 142 Тема 4. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте............................... 143 Тема 5. Диагностика познавательных процессов, уровня развития и личности в среднем и старшем школьном возрасте ......... 144 Тема 6. Диагностика уровня развития и трудностей обучения в школе ......................................................................................... 145 Раздел 13. Специальная и клиническая психодиагностика .................... 146 Тема 1. Диагностика детей с особенностями в развитии.................... 146 Тема 2. Клиническая психодиагностика............................................... 147 5.2. Дополнительная информация к лекциям........................................... 148 5.2.1. Принципы и методы предъявления оценочной информации... 148 5.2.2. Достоинства и недостатки метода тестов................................... 152 5.2.3. Принципы оценки психодиагностической методики................ 155 6. Литература ................................................................................................... 158 Учебники и учебные пособия .................................................................... 158 Методические пособия и другая литература............................................ 159 7. Информационные ресурсы Интернета...................................................... 165 8
8. Практические занятия по психодиагностике ........................................... 172 9. Тестовые задания проверки знаний по курсу «Психодиагностика» .... 190 10. Контрольные задания аналитического и творческого характера........ 205 10.1. Решение психодиагностических ситуаций...................................... 205 10.2. Подбор методик для выявления личностных особенностей ......... 207 11. Сведения об авторе ................................................................................... 208
9
1. Методические рекомендации студенту по освоению учебной дисциплины «Психодиагностика» и работе с пособием
Ваше обучение должно начаться с внимательного ознакомления с программой курса, обязательными элементами которой являются: • перечень тем, подлежащих усвоению; • список учебных пособий и рекомендуемой литературы; • список контрольных вопросов • задания для выполнения в форме письменных или компьютерных работ. Изучать данную учебную дисциплину следует, переходя от темы к теме, ничего не пропуская и не забегая вперед. Это обусловлено внутренней логикой науки, очевидным движением от простого к сложному. Только так можно достичь полного понимания предмета, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования навыков проведения тестирования. После внимательного прочтения основной литературы по теме попробуйте самостоятельно ответить на контрольные вопросы. Если это вызыва- ет трудности, вернитесь к соответствующим главам или разделам учебника, займитесь поиском дополнительной литературы. Очень важно, чтобы не оставалось непонятых положений, поскольку «пробелы» имеют обыкновение нарастать, как снежный ком. Помните, что в процессе освоения любой науки вам необходимо: • уяснить ее связь с другими отраслями знаний; • получить четкое представление об объекте исследования и предмете данной науки; • освоить понятийный аппарат (специфическую терминологию), поскольку у каждой учебной дисциплины, кроме общенаучного языка, есть своя специфическая терминология; • овладеть необходимым информационным минимумом, • овладеть методами и методиками тестирования; • освоить основные достижения в данной области знаний; • представлять спектр нерешенных проблем и перспективных направлений их развития. В процессе изучения учебной дисциплины необходимо выполнениеписьменных заданий. Каждое задание требует значительных трудозатрат.
10
Однако следует учитывать различия в предъявляемых к ним требованиях. Так, контрольная работа призвана проверить владение основными положениями науки, умение применять полученные знания к решению задач и выполнению упражнений. Для поиска и проработки обширного круга дополнительных источников важно свободно ориентироваться в информационных потоках. Большую помощь, помимо библиотек, может оказать Internet. При изучении курса особое внимание необходимо обратить на классификацию и специфические особенности разных типов психодиагностических методик, а также на их отличия от психологических исследовательскихметодик. Последние уже по самой своей сущности не могут использоваться для решения практических задач, в то время как методики психодиагностики разрабатываются специально для прикладных целей. Понимание различий психодиагностических и психологических методик и необходимостиприменения в практической работе только психодиагностического инструментария – одно из условий работы практического психолога. Знание отличительных, специфических особенностей каждого из типов психодиагностических методик (например, умение отличить тест от опросника и проективной методики, опросник – от интервью и пр.) обеспечивает их правильное использование и интерпретацию результатов, ограждает от типичных ошибок при их практическом применении и, таким образом, является еще одним необходимым условием профессионализма психодиагноста. Наиболее важной и в то же время трудной для понимания является тема «Дифференциальная психометрика». Ее важность объясняется тем, что усвоение именно этой темы позволяет овладеть критериями, отличающими подлинно научные психодиагностические методики от подделок, претендующих на то, чтобы называться диагностическими тестами. Глубокое понимание характеристик валидности, надежности и стандартизации поможет практикующему психодиагносту в выборе качественных диагностических инструментов, а это еще один признак профессионализма психодиагноста. Степень усвоения этой темы ввиду ее важности будет выступать на зачете главным критерием знаний по курсу «Основы психодиагностики». Трудность понимания этой темы объясняется как высокой степенью абстрактности главных понятий, так и необходимостью знания некоторых разделов математической статистики. При изучении тем, обеспечивающих знание основных психодиагностических методик, следует главное внимание уделять правильной, научно обоснованной интерпретации их результатов. Дело в том, что процедура эксперимента и обработка показателей методик, как правило, не представляют особой сложности. Все необходимые сведения можно найти в руководстве, которое должна иметь каждая психодиагностическая методика. Наибольшие трудности связаны с анализом и интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных областей психологии (детской, возрастной, общей, дифференциальной, социальной и др.) и пониманием основных тенденций в развитии не только психодиагностики как важнейшей прикладной психологической науки, но и вышеперечисленных областей психологии. По этой причине особое внимание в курсе должно быть уделено теоретическому анализу диагностируемых психологических феноменов с позиций современного состояния психологии. Необходимо помнить, что работа практикующего психодиагноста часто затрагивает жизненные интересы людей, отражается на их судьбах, поэтому ему следует не только знать, но и глубоко понимать этические нормы и правила, регулирующие деятельность психодиагноста. Сказанное означает, что без внимательного изучения темы «Этика психодиагностического обследования» нельзя приступать к использованию психодиагностических методик в практических целях. Одна из этических норм касается распространения психодиагностических методик и гласит, что недопустимо публиковать их в сборниках, книгах и пускать в свободную продажу (через книжные магазины). Для любого квалифицированного психодиагноста аксиоматично, что психодиагностические методики распространяют только через специальные научные центры, иначе не предотвратить их неправильного использования, а также того, что в силу своей общедоступности они становятся бесполезными для практической работы. Между тем у нас в свободную продажу поступает большое количество сборников методик («тестов»). Доверять таким сборникам нельзя: как правило, помещенные в них методики изобилуют ошибками как в стимульном материале, так и в ключах, отсутствует описание стандартизированной процедуры, нет сведений о надежности и валидности, а интерпретация (если имеется) либо неверна, либо легковесна.
2. Аннотация курса 2.1.Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины – формирование представлений о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах психодиагностики как научной и практической области психологических знаний, а также актуальных проблемах, задачах и перспективах развития современной психодиагностики, понимания роли и функций психодиагностики в профессиональной психологической деятельности. Задачи дисциплины: • ознакомить с важнейшими отраслями и этапами развития психодиагностики; • сформировать представление об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методик; • ознакомить с содержанием профессионально-этических норм психодиагноста; • сформировать навыки организации процесса психологического тестирования; • ознакомить с диагностическими методиками, используемыми в психологической практике, их возможностями и ограничениями, преиму- ществами и недостатками; • обучить способам обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений на их основе; • ознакомить с компьютерной психодиагностикой; • ознакомить с процедурой разработки психодиагностических методик; • сформировать умение оценивать качество психодиагностических методик; • показать возможности использования психодиагностических методик в практической и научно-исследовательской работе.
2.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: Иметь представление: • о важнейших отраслях и этапах развития психодиагностики; • об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методик; • о содержании профессионально-этических норм психодиагноста; • о возможностях и ограничениях, преимуществах и недостатках диагностических методик, используемых в психологической практике. Знать: • научные основы психодиагностики; • принципы построения диагностических методик; • особенности диагностируемых качеств; • закономерности процесса психодиагностики и основных характеристик ее многообразного инструментария; • конкретные области использования и применения психодиагностических методик. Уметь: • организовывать процесс психологического тестирования; • применять конкретные психодиагностические методики в различных сферах психологической деятельности; • обрабатывать и интерпретировать результаты методик, формулировать заключения на их основе; • работать с компьютеризированными психодиагностическими методиками; • разрабатывать психодиагностические методики; • оценивать качество психодиагностических методик; • использовать психодиагностические методики в практической и научно-исследовательской работе.
2.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы в психологии.
2.4. Связь с последующими дисциплинами:
Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследовательской работы (образование, медицина, кадровый отбор и т.д.). Психодиагностические методики находят свое применение во всех практически ориентированных психологических дисциплинах.
3. Программа дисциплины «Психодиагностика» Программа дисциплины «Психодиагностика» составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030301 «Психология», утвержденного 17.03.2000 типовой (примерной) программы дисциплины «Психодиагностика», одобренной Советом УМО по классическому университетскому образованию. Год разработки программы: 2007. Продолжительность курса: 40 часов.
3.1. Лекционный курс
Раздел 1. Введение в психодиагностику
Тема 1. Введение в дисциплину Предмет, цели и задачи психодиагностики. Психологическое тестирование, психодиагностика и психологическая оценка. Определение психодиагностики как науки, разрабатывающей и использующей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека.
Тема 2. Психодиагностика как наука и практика Предметная теория, дифференциальная психометрика и практика применения как основа психодиагностики. Взаимосвязь психодиагностики с предметными областями психологической науки. Отличие психодиагностического исследования от научного. Преимущества психодиагностиче ских методик как способа сбора информации. Экспертиза и консультирование клиента как два типа психодиагностических ситуаций. Области при менения психодиагностики. Цели психологического тестирования. Психодиагностический метод; его отличие от экспериментального и описательного. Диагностические подходы: объективный, субъективный, проективный. Номотетический и идеографический подходы. Тестовая и клиническая диагностика. Психодиагностика в исследовательской практике.
Тема 3. История психодиагностики Предистория психодиагностики. Исторические предпосылки возникновения психологического тестирования. Вклад первых исследователей в возникновение тестирования. Возникновение отдельных направлений в диагностике. Зарубежная психодиагностика в ХХ веке, этапы ее развития. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР. Современное состояние психологического тестирования.
Тема 4. Этика психодиагностического обследования Этические проблемы психологического тестирования. Профессионально-этические принципы в работе психодиагноста. Конфиденциальность психодиагностической информации и обеспечение тайны личности клиента. Правила и способы сообщения результатов тестирования. Ответственность перед тестируемым. Необходимость контроля за использованием психологических тестов. Правила распространения и использования диагностических методик.
Тема 5. Психодиагностическое обследование и исследование Различение задач исследования и обследования. Основные этапы психодиагностического процесса. Этап предварительной подготовки. Формулировка психологической проблемы и цели исследования. Выбор методов диагностики. Подготовка условий тестирования. Установление контакта и мотивация испытуемых. Тестовая тревожность и тестовая искушенность. Этап сбора данных. Необходимость точного выполнения указаний по проведению методики (описанных в методическом пособии применяемого теста). Этап обработки и интерпретации данных. Психологические теории и профессиональный опыт психодиагноста как основа интерпретации. Психологический диагноз как главная задача психологической диагностики. Виды диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический. Типы психологического диагноза. Виды критериев, используемых для проведения сравнительного анализа получаемых в обследовании данных. Психологический прогноз. Зависимость психодиагностической информации от статуса ее потребителя (заказчика) и характера запроса. Разработка рекомендаций, составление программы коррекции. Представление информации о результатах исследования. Сообщение результатов психодиагностического обследования клиенту. Написание письменного заключения. Подготовка отчета по психодиагностическому исследованию.
Тема 6. Методы психодиагностики Приборные психофизиологические методики. Аппаратурные поведенческие методики. Объективные тесты с выбором ответа. Опросники. Проективные методики. Контент-анализ. Психосемантические методы.Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием. Социометрический метод. Стандартизированное аналитическое наблюдение. Беседа и опрос. Ролевая игра. Диагностический обучающий эксперимент. Особые методы.
Тема 7. Формы психологического тестирования Тестовая батарея. Вербальные и невербальные тесты. Тесты скорости и результативности. Тесты индивидуальные и групповые. Бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные тесты. Устные и письменные тесты.
Тема 8. Классификация психодиагностических методов
Тема 8.1. Объективные тесты Тест. Виды тестов и виды заданий в тестах. Тестовая модель. Тесты интеллекта. Тесты специальных способностей. Тесты креативности. Тесты учебных достижений. Тесты личности. Критериально-ориентированное тестирование.
Тема 8.2. Опросники Опросники как стандартизированный самоотчет. Виды опросников. Одномерные и многомерные опросники. Эмпирические и факторные опросники. Опросники-анкеты. Опросники биографические. Опросники личностные. Личностные опросники и теории личности. Опросники типологические. Опросники черт личности. Опросники мотивов. Опросники состояний и настроений. Опросник терминальных ценностей. Опросники интересов. Опросники установок. Опросники ценностей. Опросники самоотношения и самооценки. Формы вопросов: открытые и закрытые (дихотомические и альтернативные). Формы представления результатов. Методологические проблемы при конструировании опросников: формулирование вопросов и интерпретация ответов. Теоретическая позиция составителя опросника и его концепция. Основные недостатки опросников. Факторы мотивационного искажения. Пути повышения надежности опросников (многократное дублирование вопросов, введение «шкалы лжи», отказ от прямых вопросов и т.д.).
Тема 8.3. Проективная техника Теоретическое обоснование проективного подхода к измерению личности. Понятие «проекции» в психодиагностике. Возможности и ограничения проективных методик. Проблемы их надежности и валидности. Классификация проективных методик. Проективные методики, их виды. Инструментальные ошибки при работе с проективными методиками. «Встречная» и «вторичная» проекции психодиагноста.
Тема 8.4. Психосемантические методы и субъективное шкалирование Семантический дифференциал. Построение и возможности семантического дифференциала. Трехфакторная модель семантического дифференциала Ч. Осгуда. Техника репертуарных решеток Г. Келли. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик. Понятие конструкта. Принципы и процедура техники репертуарных решеток.
Тема 8.5. Контент-анализ Содержание метода контент-анализ. История развития метода. Области применения. Процесс и техника контент-аналитического исследования. Единицы контент-анализа.
Тема 8.6. Психодиагностические беседа, опрос и интервью Психодиагностическая беседа как метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Достоинства и недостатки метода беседы. Содержание и план беседы. Организация беседы. Анализ ответов испытуемых. Метод опроса в психодиагностике. Анкетирование. Психодиагностическое интервью. Правила конструирования вопросников. Вопрос как инструмент получения информации. Разновидности вопросов. Конструкция вопроса и интерпретация ответа. Специфика анкетного опроса. Особенности интервьюирования. Повышение надежности получаемых данных при анкетировании и интервью. Цели, процесс и содержание психодиагностического интервью. Правила составления диагностического интервью.
Тема 8.7. Стандартизированное наблюдение Основные принципы методики. Преимущества и недостатки наблюдения. Организация наблюдений, планирование и проведение. Приемы регистрации наблюдаемых фактов. Анализ и интерпретация материалов наблюдения. Повышение надежности данных наблюдения. Методика наблюдения группового взаимодействия Р. Бейлза. Карта наблюдений Стотта.
Тема 8.8. Включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием Члены группы как включенные наблюдатели. Содержание и процедура включенного наблюдения. Взаимооценка с использованием рейтинговых шкал. Методика «Групповая оценка личности» для оценки социальнопсихологических качеств личности, степени их выраженности и значимости в группе.
Тема 8.9. Социометрический метод История метода социометрических измерений. Задачи измерения. Социометрическая процедура. Социометрические критерии. Подготовка социометрического опроса. Обработка результатов. Социоматрица и социограмма. Социометрические индексы. Аутосоциометрия.
Тема 8.10. Диагностический обучающий эксперимент Понятия Л.С. Выготского об актуальном уровне умственного развития у детей, о зоне ближайшего развития. Обучающий эксперимент, его использование для диагностики умственного развития детей, для дифференциальной диагностики задержки психического развития, умственной отсталости и других типов нарушений. Прогноз динамики умственного развития. Принципы построения обучающих экспериментов. Виды помощи. Вспомогательные задачи.
1 2 3 4 5 6 7 8 Далее
Назад
|
|
|