на главную контакты карта сайта

Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (версия 3.0.3) 

Статья 101. Информационные системы в системе образования

 1. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся федеральные информационные системы и информационные системы субъектов Российской Федерации, а также формируются и ведутся реестры в области образования, в том числе информационные системы и реестры, предусмотренные настоящей статьей. Ведение федеральных информационных систем и информационных систем субъектов Российской Федерации, реестров в области образования осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями и соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

2. В целях информационного обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения высшего образования создаются:

1) федеральная информационная система обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения высшего образования (далее – федеральная информационная система);

2) региональные информационные системы обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – региональные информационные системы).

Организация формирования и ведения указанных в настоящей части информационных систем выполняется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

В федеральную информационную систему вносятся сведения, необходимые для информационного обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения высшего образования. В региональную информационную систему вносятся сведения, необходимые для информационного обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем (включая перечень содержащихся в них сведений, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить указанные сведения в информационные системы, а также порядок внесения в информационные системы сведений, порядок хранения, обработки и использования этих сведений и обеспечения к ним доступа, срок хранения и порядок обеспечения защиты этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы и организации, осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения высшего образования персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в образовательные организации высшего образования, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных.

3. В целях информационного обеспечения государственной аккредитации аккредитационные органы формируют и ведут реестры аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с указанием аккредитованных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, а также федеральную и региональные информационные системы государственной аккредитации, содержащие сведения из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сведения об их деятельности, а также обеспечивают использование таких систем.

Информация по вопросам государственной аккредитации (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность) является открытой и общедоступной, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Порядок формирования и ведения реестров аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информационных систем государственной аккредитации, доступа к сведениям, содержащимся в них, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования, а также учета его результатов органы по контролю и надзору в сфере образования создают, формируют и ведут государственную информационную систему по государственному надзору в сфере образования, включающую в себя соответствующие федеральную и региональные государственные информационные системы по государственному надзору в сфере образования. Порядок формирования и ведения федеральной и региональных государственных информационных систем по государственному надзору в сфере образования, а также их взаимодействия определяется Правительством Российской Федерации.

5. В целях обеспечения учета сведений о выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, документах об образовании и (или) квалификации сведения об этих документов вносятся в федеральный реестр документов об образовании и (или) квалификации, формирование и ведение которого на электронных носителях организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) квалификации путем внесения этих сведений в указанный федеральный реестр.

Перечень сведений, вносимых в федеральный реестр документов об образовании и (или) квалификации, порядок формирования и ведения указанного федерального реестра, в том числе порядок предоставления доступа к содержащимся в нем сведениям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, организует формирование и ведение на электронных носителях федерального реестра апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) квалификации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, представляют сведения о проставленных ими апостилях на документах об образовании и (или) квалификации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, путем внесения этих сведений в указанный федеральный реестр. Такие органы вправе использовать сведения, содержащиеся в федеральном реестре апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) квалификации.

Перечень сведений, вносимых в федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) квалификации, порядок формирования и ведения указанного федерального реестра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Глава 13. Экономическая деятельность в сфере образования

 Статья 102. Принципы экономической деятельности в сфере образования

Экономическая деятельность в сфере образования основывается на принципах:

1) признания равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность);

2) признания свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, образовательной программы, формы обучения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

3) обеспечения организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности для потребителей образовательных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) финансового обеспечения образовательной деятельности и иных видов деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивающих и сопутствующих реализации образовательных программ с учетом их уровня, вида, направленности, включая научную деятельность образовательных организаций.

Статья 103. Финансовое обеспечение образовательной деятельности

 1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов) в соответствии с установленным разграничением полномочий в сфере образования, а также за счет средств физических и юридических лиц.

2. Финансовое обеспечение образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основе нормативных затрат на образовательную деятельность , размер которых должен обеспечивать государственные гарантии на получение гражданами образования. Нормативные затраты на образовательную деятельность определяются по каждому уровню образования, виду и направленности образовательных программ с учетом форм обучения, типа и категории (при ее наличии) образовательной организации, сетевых форм организации образовательного процесса, используемых образовательных технологий, специальных условий получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося.

При установлении правил определения нормативных затрат на образовательную деятельность по программам бакалавриата (академического, прикладного) и по программам подготовки специалистов учитываются результаты вступительных испытаний лиц, зачисленных в образовательную организацию для обучения по указанным образовательным программам в году, предшествующем очередному финансовому году.

Для малокомплектных и (или) сельских образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на образовательную деятельность должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации исходя из их удаленности от иных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и их транспортной доступности, а также численности обучающихся.

3. Нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств федерального бюджета устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативные затраты на образовательную деятельность за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов устанавливаются в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

4. Образовательные организации вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

5. Для модернизации материально-технической базы, развития кадрового потенциала, обновления содержания образовательных программ, развития и проведения научных исследований и для решения иных задач, обеспечивающих повышение качества предоставляемого образования, органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться по результатам публичного конкурса финансового обеспечения мероприятий, направленных на развитие государственных и муниципальных образовательных организаций, разработанных образовательными организациями или предложенных их учредителями. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие государственных и муниципальных образовательных организаций, предусматривается соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Орган государственной власти (орган местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя государственных или муниципальных образовательных организаций, определяет требования к мероприятиям, направленным на развитие подведомственных ему образовательных организаций, учреждает комиссию по оценке и отбору проектов мероприятий, направленных на развитие, и утверждает регламент деятельности комиссии, организует проведение контроля за реализацией мероприятий, направленных на развитие государственных и муниципальных образовательных организаций.

 Статья 104. Распределение контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

1. Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, определяется на основе контрольных цифр приема граждан на обучение по указанным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета финансируется обучение по аккредитованным образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Данное положение не ограничивает права лиц другого возраста на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

2. Контрольные цифры приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, вне зависимости от их организационно-правовой формы по аккредитованным образовательным программам.

Порядок и критерии распределения, порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по аккредитованным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет средств местных бюджетов – органами местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ, вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема граждан целевой прием по направлениям органов государственной власти или органов местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 57 настоящего Федерального закона.

Статья 105. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (платные образовательные услуги). Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ (части образовательной программы) по заданию и за счет физического или юридического лица (заказчика) на основании договора оказания платных образовательных услуг. Доход от платных образовательных услуг используется такой организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставными целями.

2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, возвращаются лицам, оплатившим такую образовательную деятельность.

3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, репетиторство и другие образовательные услуги), не предусмотренную установленным государственным (муниципальным) заданием или соглашением о предоставлении субсидии на возмещение нормативных затрат, связанной с реализацией основных образовательных программ.

Статья 106. Имущество образовательных организаций

1. Образовательные организации в зависимости от их организационно-правовой формы наделяются имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности, а также связанной с ней иной предусмотренной уставом деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки закрепляются за образовательными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Государственные или муниципальные образовательные организации вправе без проведения конкурса или аукциона предоставлять во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за ними на праве оперативного управления, на возмездной или безвозмездной основе:

1) медицинской организации для оказания медицинской помощи обучающимся и работникам образовательной организации;

2) организации общественного питания для обеспечения обучающихся и работников образовательной организации питанием;

3) научной организации для ведения деятельности, соответствующей уставным целям образовательной организации;

4) физкультурно-спортивной организации в целях организации физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

5) иной образовательной организации в рамках осуществления сетевого взаимодействия.

Государственная или муниципальная образовательная организация предоставляет во владение и (или) пользование движимое и недвижимое имущество с согласия учредителя или без такого согласия, если данная образовательная организация вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно.

3. Государственное и муниципальное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности, подлежит включению в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности. Единый государственный реестр объектов образовательной деятельности представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя федеральный и региональные банки данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Положение о едином государственном реестре объектов образовательной деятельности, включающее порядок формирования и ведения указанного реестра, включения в него и исключения из него государственного и муниципального имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Государственное и муниципальное имущество, включенное в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, должно использоваться для целей образования. Изменение целевого назначения имущества, включенного в единый государственный реестр объектов образовательной деятельности, возможно только после исключения соответствующего имущества из данного реестра. Физические или юридические лица вправе получать информацию, содержащуюся в едином государственном реестре объектов образовательной деятельности, в порядке, установленном положением об этом реестре в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Образовательная организация несет ответственность перед собственником имущества за сохранность и эффективное использование закрепленного за этой организацией имущества. Контроль деятельности образовательной организации в этой части осуществляется ее учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником имущества.

Статья 107. Особенности распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций

1. Образовательные организации могут обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Образовательные организации своими силами и за свой счет осуществляют учет творческого труда работников и обучающихся по созданию результатов интеллектуальной деятельности, а в отношении результатов интеллектуальной деятельности, обладателем исключительных прав на которые является образовательная организация, – также оформление прав на них.

2. Образовательная организация вправе свободно распоряжаться исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе предоставлять право пользования результатами интеллектуальной деятельности, отчуждать исключительное право, передавать данное право в залог, вносить в качестве взноса в уставный (складочный) капитал. Доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности и распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение государственного (муниципального) автономного или бюджетного образовательного учреждения.

3. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, и созданные государственными академиями наук образовательные организации высшего образования имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.

При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено указанной в настоящей части образовательной организацией высшего образования в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

4. Указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

5. Указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля образовательной организации высшего образования в уставном капитале акционерного общества составит более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью – более чем одну треть.

6. Указанные в части 3 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых данные образовательные организации высшего образования являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных высших учебных заведений осуществляют их руководители.

Статья 108. Образовательное кредитование

1. Образовательные кредиты предоставляются гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.

2. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).

3. В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 109. Государственно-частное партнерство в сфере образования

 1. Государственно-частное партнерство в сфере образования осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Формами государственно-частного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности.

3. При осуществлении государственно-частного партнерства в сфере образования не допускается передача организацией, осуществляющей образовательную деятельность, функций по осуществлению образовательной деятельности.

Назад