на главную контакты карта сайта

Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (версия 3.0.3)  

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 47. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям педагогических, в том числе научно-педагогических, работников. Номенклатура должностей педагогических и научно-педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

2. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статья 48. Правовой статус педагогических работников

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

2. Государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, гарантированные государством, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свобода проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения и воспитания освоения обучающимися образовательных программ, в том числе рабочих программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного курса, предмета, дисциплины, модуля;

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых и других структурных подразделений (при их наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления в порядке, определяемом уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

12) право на занятие индивидуальной педагогической деятельностью, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время;

13) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

14) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. Указанные в настоящей части академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, кодекса профессиональной этики педагогических работников, утверждаемого всероссийским съездом педагогических работников.

4. Предоставляемые академические права и свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

5. Платная индивидуальная педагогическая деятельность педагогического работника образовательной организации с лицами, в отношении которых он осуществляет педагогическую деятельность, не допускается, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Под конфликтом интересов педагогического работника в целях настоящего Федерального закона понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося.

В случае возникновения конфликта интересов, педагогический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя образовательной организации, в которых они работают. Руководитель образовательной организации, которому стало известно о возникновении у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

6. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на возмещение расходов, связанных с с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий;

3) право на дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

5) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

 6) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) право на предоставление нуждающимся в жилых помещениях вне очереди жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в пределах соответствующей нормы предоставления жилых помещений; 8) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

7. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и (или) должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой работы педагогических работников в пределах рабочей недели или соответственно учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

8. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативных затрат на образовательную деятельность рассчитывают уровень средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация (ее филиал).

10. Педагогическим работникам возмещаются расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий. Документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий, педагогических работников федеральных государственных организаций возмещаются в полном объеме, но не более размера, определенного Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам государственных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных организаций расходы, связанные с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий, возмещаются в размере, определенном органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок возмещения расходов, связанных с приобретением печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических, изданий, а также размер указанных расходов, возмещаемых педагогическим работникам частных организаций, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

11. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет, на сохранение указанных мер социальной поддержки после выхода на пенсию. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

12. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

13. В целях стимулирования педагогической деятельности, развития творческого и профессионального потенциала педагогических работников органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут разрабатывать специальные механизмы поддержки педагогических работников, в том числе устанавливать специальные денежные поощрения для педагогических работников, достигших успехов в выявлении и подготовке граждан, проявивших выдающиеся способности.

14. Для привлечения выпускников образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки для лиц, отнесенных к молодым специалистам, в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 49. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни;

5) применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса;

6) при реализации содержания образовательных программ учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации - внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя;

10) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, принуждения их к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

3. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Статья 50. Аттестация педагогических работников

1. Аттестация педагогических работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию работника на установление квалификационной категории (за исключением научно-педагогических работников).

2. Проведение аттестации педагогических работников находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся; государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных образовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, – аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 Статья 51. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников

1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своих педагогических работников.

3. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Дополнительное профессиональное образование может осуществляться также за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с организациями, осуществляющими образовательную деятельность в указанной сфере.

Статья 52. Научно-педагогические работники образовательных организаций

1. В образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования предусматриваются должности научно-педагогических работников, к которым относятся профессорско-преподавательский состав (педагогические работники) и научные работники образовательной организации. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, а также порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2. К научным работникам образовательных организаций относятся работники, профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в образовательных организациях высшего образования и образовательных организациях дополнительного профессионального образования.

3. Научные работники образовательных организаций, помимо прав, предусмотренных законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет образовательной организации;

2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;

3) выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса;

4) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных, научных и других структурных подразделений образовательной организации;

5) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

4. Научные работники образовательной организации, помимо обязанностей, предусмотренных законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны:

1) обеспечивать высокую эффективность научного процесса;

2) соблюдать устав образовательной организации, правила трудового распорядка, режим рабочего времени;

3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного общества;

4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

5) систематически заниматься повышением своей квалификации.

Статья 53. Правовой статус руководителей образовательных организаций

1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается коллективом (общим собранием, конференцией) работников образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации.

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций.

3. К занятию должности руководителя образовательной организации не допускаются лица, которые не допускаются к ведению педагогической деятельности по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, а также их действующие руководители проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителей и руководителей образовательных организаций устанавливаются учредителями образовательных организаций.

5. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, их филиалов не могут исполняться по совместительству.

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, исполнение законодательства Российской Федерации.

7. Особенности замещения должностей (назначения на должности) и статуса руководителей федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются в порядке, определяемом федеральными законами.

8. Порядок замещения должности руководителя частной образовательной организации и его статус закрепляются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

9. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

Статья 54. Иные работники образовательных организаций

1. В образовательных организациях предусматриваются наряду с должностями педагогических работников должности инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного, медицинского и иного персонала, осуществляющего вспомогательные функции.

2. Права, обязанности и ответственность таких работников образовательных организаций устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 55. Возникновение образовательных отношений

1. Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем – договор об образовании.

2. Изданию распорядительного акта о приеме (зачислении) лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании в случае приема на обучение:

1) по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным образовательным программам;

 2) за счет средств физических и (или) юридических лиц;

3) по направлению органов государственной власти или органов местного самоуправления на условиях целевого приема.

3. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты приема (зачисления).

Статья 56. Договор об образовании

 1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); 2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение;

3) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение (обучающимся) и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо органом государственной власти или органов местного самоуправления в случае зачисления лица на обучение на условиях целевого приема.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики предоставляемого образования (образовательной услуги), в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), указывается полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законом.

Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг для обучающихся, достигших успехов в учебе и (или) научной деятельности, а также обучающихся, нуждающихся в социальной помощи. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг не могут носить избирательного и (или) дискриминационного характера, устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации и доводятся до сведения обучающихся.

3. Договор об образовании не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий поступающих, обучающихся по сравнению с установленными законодательством об образовании. Если такие условия включены в договоры, то они не подлежат применению.

4. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор оказания платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости образовательных услуг, а также в случае, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие (действий) бездействия обучающегося. Основания и порядок расторжения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора в одностороннем порядке указываются в договоре об оказании платных образовательных услуг.

5. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случаях аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.

6. Правила заключения договора об образовании утверждаются Правительством Российской Федерации. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Правила настоящей статьи распространяются также на оказание образовательных услуг лицами, осуществляющими индивидуальную педагогическую деятельность на возмездной основе, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами и не вытекает из существа правоотношений.

Статья 57. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

1. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее – поступающий), за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами и другими документами, регламентирующими в ней организацию образовательного процесса, права и обязанности обучающихся по соответствующей образовательной программе. При проведении приема на конкурсной основе поступающим также предоставляется информация о проходящем конкурсе и итогах его проведения.

3. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для получения общего и среднего профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено законодательством об образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для освоения основной общеобразовательной программы компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для получения высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проводится на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

5. Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальным нормативным актом такой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Условиями приема для обучения по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий образовательный ценз, лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности.

7. При приеме для обучения по основным профессиональным образовательным программам по направлениям подготовки (специальностям), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, предусмотренном при заключении трудового договора (служебного контракта) по соответствующей должности, профессии или специальности.

8. Порядок приема в образовательные организации для обучения по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий для обучения по программам бакалавриата (академического, прикладного) или программам подготовки специалиста вправе одновременно подать заявления, и количество направлений подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе), а также перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня и особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для обучения по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

10. По результатам проведения приема руководителем или иным уполномоченным должностным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, издается распорядительный акт о приеме (зачисления) лица для обучения в данную организацию.

Статья 58. Изменение образовательных отношений

1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения образования обучающимся по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае:

1) изменения формы получения образования и (или) обучения;

2) перевода обучающегося на обучение по другой профессии, направлению подготовки, специальности, на обучение по индивидуальному учебному плану;

3) перевода с обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц на обучение за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4) предоставления обучающемуся академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком;

5) изменения законодательства об образовании, повлекшего установление дополнительных прав и (или) мер социальной поддержки для обучающихся по соответствующим образовательным программам.

2. Образовательные отношения могут быть изменены, как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его письменному заявлению, так и организации, осуществляющей образовательную деятельность. Изменение образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в результате которого ухудшается положение обучающегося, не допускается.

3. Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, то изданию распорядительного акта предшествует внесение соответствующих изменений в договор. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.

Статья 59. Итоговая аттестация обучающихся

1. Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, а также в случаях, установленных законодательством об образовании, дополнительных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в порядке и форме, установленными организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Освоение указанных аккредитованных основных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию (государственную (итоговую) аттестацию), выдаются документы об образовании и (или) квалификации в соответствии со статьей 60 настоящего Федерального закона.

2. Государственная (итоговая) аттестация представляет собой форму оценки качества подготовки обучающихся в целях определения соответствия уровня освоения ими основной образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы либо образовательного стандарта, устанавливаемого университетом. Государственная (итоговая) аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Целью государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные профессиональные образовательные программы, является также определение готовности обучающихся к выполнению профессиональных задач (осуществлению профессиональной деятельности) по полученной профессии, специальности, квалификации (степени). В этих целях к проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные профессиональные образовательные программы, привлекаются представители работодателей (их объединений), профессионального сообщества.

3. К государственной (итоговой) аттестации допускается обучающийся, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

4. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах по основным образовательным программам каждого уровня образования определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Лицам, не завершившим получение образования данного уровня, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, а также освоившим часть аккредитованной образовательной программы и отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка установленного образца об обучении (о периоде обучения) по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Форма справки об обучении (периоде обучения) по неаккредитованным образовательным программам определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную (итоговую) аттестацию повторно в сроки, установленные порядком проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся по соответствующим образовательным программам. Для прохождения повторной государственной (итоговой) аттестации указанные лица должны быть восстановлены в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на срок, необходимый для прохождения государственной (итоговой) аттестации.

6. После прохождения государственной (итоговой) аттестации обучающемуся по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы каникулы, по окончании которых производится его отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 60. Документы об образовании и (или) квалификации

 1. В Российской Федерации достижение соответствующего образовательного ценза подтверждается документом об образовании и (или) квалификации.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные цензы:

1) основное общее образование, подтверждаемое аттестатом об основном общем образовании;

2) среднее общее образование, подтверждаемое аттестатом о среднем общем образовании;

3) среднее профессиональное образование, подтверждаемое дипломом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего (служащего) или специалиста среднего звена;

4) высшее образование – бакалавриат, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра;

5) высшее образование – подготовка специалиста, подтверждаемое дипломом специалиста;

6) высшее образование – магистратура, подтверждаемое дипломом магистра;

7) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров, подтверждаемое дипломом исследователя или преподавателя высшей школы;

8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, подтверждаемые дипломом об окончании соответственно ординатуры или ассистентуры-стажировки с присвоением квалификации, определенной федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим программам;

9) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по результатам освоения программ подготовки управленческих кадров высшей квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA) и «Мастер государственного (муниципального) управления» (MPA), подтверждаемые дипломом с присвоением соответственно квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA) или «Мастер государственного (муниципального) управления» (MPA).

3. Документ о соответствующем уровне образования, выдаваемый лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию аккредитованной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, является необходимым условием для получения образования последующего уровня и направленности. Указываемые в таких документах об образовании и (или) квалификации профессии, квалификации (академические степени) дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные требования к уровню образования, если иное не установлено федеральными законами.

4. Обучавшимся по дополнительным профессиональным программам в зависимости от направленности и продолжительности программ выдаются документы о квалификации, предусмотренные статьей 80 настоящего Федерального закона.

5. Обучавшимся по программам профессионального обучения выдаются документы о профессиональном обучении, предусмотренные статьей 78 настоящего Федерального закона.

6. В Российской Федерации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выдаются документы об образовании и (или) квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями, а также документы установленного образца об образовании и (или) квалификации. Указанные документы заверяются печатью организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Документы об образовании и (или) квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, выдаются лицам, прошедшим итоговую аттестацию по соответствующим основным или дополнительным образовательным программам, а по решению коллегиального органа управления образовательной организацией – также лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по соответствующим основным профессиональным образовательным программам.

8. Документы установленного образца об образовании и (или) квалификации выдаются лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию по основным образовательным программам, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются образцы документов об образовании каждого уровня и (или) квалификации, выдаваемых лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, требования к таким документам, а также перечень включаемых в них сведений, за исключением образцов дипломов об окончании соответственно ординатуры и ассистентуры-стажировки. Образец диплома об окончании ординатуры и требования к нему устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения; образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки и требования к нему - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

9. Лицам, освоившим образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевого взаимодействия, документы об образовании и (или) квалификации, по совместному решению этих организаций, выдаются всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность и участвовавшими в сетевом взаимодействии.

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным законодательством об образовании.

2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося), в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, – в случае совершения обучающимся (за исключением обучающихся по основным образовательным программам начального и основного общего образования) действий, грубо нарушающих ее устав, правила внутреннего распорядка, а также в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному и ответственному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случаях ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, призыва обучающегося на военную службу в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

3. Порядок перевода обучающегося из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую для обучения по основным образовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) не влечет для него каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено договором об образовании.

5. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об оказании платных образовательных услуг, то при досрочном прекращении образовательных отношений расторжению договора предшествует издание распорядительного акта организации об отчислении обучающегося. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, ее учредитель в случае досрочного прекращения образовательных отношений по основаниям, не зависящим от воли организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязана обеспечить перевод обучающихся в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность, и исполнить иные обязательства, предусмотренные договором об образовании.

В случае прекращения деятельности образовательной организации, а также в случае аннулирования у нее лицензии на право осуществления образовательной деятельности, лишения ее государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такой образовательной организации обеспечивает перевод обучающихся с согласия обучающихся (родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) в другие образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы, а также возмещение убытков по договорам об оказании платных образовательных услуг. Порядок и условия осуществления указанного в настоящей части перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. При досрочном прекращении образовательных отношений организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося отчисленному лицу выдается справка об обучении.

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

1. Лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее по инициативе обучающегося при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года, в котором лицо было отчислено. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Обучающиеся, призванные на военную службу, при увольнении с военной службы имеют право восстановиться и продолжить получение образования в той организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они обучались до призыва, и с сохранением прежних условий обучения.

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

1. Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.

2. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

3. Общее образование может быть получено в форме семейного образования, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в части 4 настоящей статьи. Среднее общее образование может быть также получено в форме самообразования.

4. Основные общеобразовательные программы реализуются дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, осуществляющими лечение и (или) оздоровление детей, организациями, осуществляющими социальное обслуживание детей. Основные общеобразовательные программы могут реализовываться профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, а также образовательными организациями дополнительного образования в случаях, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона.

5. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. При выборе родителями (законными представителями) формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

2. Образовательные программы дошкольного образования обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и координируют бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе посредством финансового обеспечения деятельности соответствующих консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Статья 65. Родительская плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях

1. Реализация образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации может сопровождаться осуществлением присмотра и ухода за детьми, включающего в себя организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также организацию режима дня.

2. За присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях с родителей (законных представителей) может взиматься установленная учредителем такой образовательной организации плата, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Не допускается включение в расходы на присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования. Перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за присмотр и уход за ребенком в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативными затратами на осуществление присмотра и ухода за детьми в образовательной организации, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат. За присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается.

4. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не меньшем, чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, – на первого ребенка; 50 процентов – на второго ребенка; 70 процентов – на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

5. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 6. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Назад