на главную контакты карта сайта

Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (версия 3.0.3)  

Глава 2. Система образования

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого, формирование и развитие личности человека в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение обучающимся профессии (специальности) и (или) соответствующей квалификации.

2. В Российской Федерации реализуются основные и дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

 1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования –программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата (академического и прикладного), программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки, программы подготовки управленческих кадров высшей квалификации;

3) программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке аккредитованными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учитываются соответствующие примерные основные образовательные программы.

6. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, особенности проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных образовательных программ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная, правоохранительная или иная к ней государственная служба, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. В случаях, установленных федеральными законами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются примерные программы профессионального обучения.

8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня, вида и направленности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.

Зачетная единица (кредит) представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики. Количество зачетных единиц (кредитов) по основной общеобразовательной программе, по основной профессиональной образовательной программе по конкретному направлению подготовки и специальности устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой дополнительной профессиональной программе определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются ее уставом и (или) разработанной и утвержденной ею образовательной программой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Реализация основных профессиональных образовательных программ включает проведение учебной, производственной и (или) преддипломной практики обучающихся. Учебная, производственная и преддипломная практики, предусмотренные образовательной программой, организуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. В случаях, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, учебная и производственная практики могут быть организованы непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ее структурных подразделениях). Положение об учебной, производственной и преддипломной практиках, производственном обучении обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

6. Использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения и образовательных технологий при реализации образовательных программ запрещается.

7. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 14. Сетевые формы реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой реализацию образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия. В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:

1) совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов;

2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 15. Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения

1. Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать электронное обучение, в том числе дистанционные образовательные технологии, при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах получения образования и формах обучения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, частично или в полном объеме. Соотношение объема занятий с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется соответствующей образовательной программой.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, должны сформировать информационную образовательную среду, включающую комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств, информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающую реализацию образовательных программ, обеспечить обучающимся вне зависимости от их места нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам. При реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации независимо от места нахождения обучающихся.

5. Порядок реализации образовательных программ с использованием электронного обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

Статья 16. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено в следующих формах:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах.

3. Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы получения образования и формы обучения по дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения образовательного процесса по реализуемым образовательным программам формируются библиотеки, в том числе электронные библиотечные системы, содержащие основную и дополнительную учебную литературу, научную литературу, нотную и иную специальную литературу, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными и методическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают доступ педагогических работников и обучающихся к библиотеке и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями и иными ресурсами. Нормативы обеспеченности образовательного процесса печатными учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные пособия, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются образовательной организацией или лицом, осуществляющим индивидуальную педагогическую деятельность в сфере дошкольного образования, с учетом федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования.

4. Аккредитованные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, для использования в образовательном процессе выбирают с учетом особенностей реализуемых образовательных программ:

1) учебники из числа входящих в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в таких организациях;

2) учебные пособия из числа изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях.

5. Учебники включаются в федеральные перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования, по результатам экспертизы, проводимой в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К проведению указанной экспертизы учебников, обеспечивающих учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации при реализации основных общеобразовательных программ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка и родной литературы (национальной литературы на родном языке), привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные федеральные перечни ежегодно утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и включают в себя перечни учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации при реализации основных общеобразовательных программ, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка и родной литературы (национальной литературы на родном языке).

6. Порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования, а также перечень этих организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в аккредитованных образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы общего образования, в части издания учебных пособий по родному языку и родной литературе, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. При реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, в том числе электронные издания, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать научно-исследовательские и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, клинические базы образовательных организаций медицинского образования, опытные станции, а также специализированные организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

2. В целях участия педагогических и научно-педагогических работников в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программы, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе образования создаются государственно-общественные объединения: учебно-методические объединения, научно-методические, научно-технические и другие советы и комиссии.

Государственно-общественные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами власти. Типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов, устанавливаемых университетами.

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок присвоения статуса региональной инновационной площадки устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

 Статья 20. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – научными организациями и иными юридическими лицами (далее – организации, осуществляющие обучение). Образовательная деятельность подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Право осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, а также деятельности по присмотру и уходу, воспитанию предоставляется индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица, в том числе в рамках индивидуальной педагогической деятельности, при соблюдении им требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к осуществлению образовательной деятельности по указанным образовательным программам.

Статья 21. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в формах, установленных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Духовные образовательные организации создаются в форме религиозных организаций в порядке, установленном законодательством о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в порядке и в сроки, установленные законодательством о государственной регистрации юридических лиц, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

2. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации. Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования. Частной является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами, их объединениями), кроме иностранных религиозных организаций), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается учредительство частных образовательных организаций несколькими собственниками.

3. Образовательные организации, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

4. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее – учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

5. Образовательная организация реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования.

Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации не допускается без предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения для обеспечения прав граждан на образование в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы и расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения сельских поселений, обслуживаемых данной организацией, выраженного представительными органами соответствующих сельских поселений (в сельском поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, - сходом граждан).

6. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 22. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

2) организация дополнительного профессионального образования - тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по реализации следующих образовательных программ, не относящихся к образовательной деятельности, осуществляемой в качестве основной (уставной) деятельности:

1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы для детей;

2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации – основные и дополнительные образовательные программы, за исключением образовательных программ высшего образования;

4) образовательные организации высшего образования – основные и дополнительные образовательные программы;

5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы подготовки управленческих кадров высшей квалификации, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе. Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности и тип образовательной организации с учетом ее организационно-правовой формы.

6. Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать в наименовании специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, содержанием образовательной программы, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Статья 23. Категории, устанавливаемые в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации

1. В Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

2. Категория «федеральный университет» устанавливается образовательной организации высшего образования при ее создании Правительством Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации в форме автономного учреждения, в том числе на базе образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, их региональных отделений. При создании федеральных университетов Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство. Перечень показателей и критерии оценки эффективности деятельности федеральных университетов в части обеспечения высокого уровня образовательного процесса, исследовательских и технологических работ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе порядок и условия их финансового обеспечения) утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Статья 24. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утверждаемого в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения утверждаются его учредителем.

3. В уставе образовательной организации должны содержаться помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации следующие сведения:

1) учредитель (учредители) образовательной организации;

2) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности;

3) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.

4. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников (сотрудников), обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Статья 25. Управление образовательной организацией

 1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.

4. В образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются также коллегиальные органы управления.

5. К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования – работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет, другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Статья 26. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практик, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, интернаты, психологическую и социально-педагогическую службы, обеспечивающие социальную реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и другие структурные подразделения.

3. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации. Филиал образовательной организации может не наделяться функциями по осуществлению образовательной деятельности. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

4. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной или общеобразовательной организации не допускается без предварительной экспертной оценки последствий принимаемого решения для обеспечения прав граждан на образование, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по месту нахождения филиала.

7. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

8. Создание и ликвидация филиала (представительства) образовательной организации на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала (представительства), если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого он расположен. 9. В структуре государственных и муниципальных образовательных организаций создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 27. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, методов обучения и образовательных технологий по реализуемым ими основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

2. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:

1) разработка устава образовательной организации; 2) установление структуры управления деятельностью образовательной организации, штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

4) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;

5) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

6) подбор, прием на работу работников, заключение с ними трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; расстановка кадров, распределение должностных обязанностей; создание условий и организация повышения квалификации педагогических работников;

7) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

8) формирование контингента обучающихся, если иное не предусмотрено законодательством об образовании;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

12) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения;

13) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;

14) обеспечение в образовательной организации с наличием интерната необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание в образовательной организации необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских организаций, контроль их работы в целях обеспечения охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации;

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) разработка и реализация мер социальной поддержки обучающихся и работников образовательной организации;

18) содействие деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений) обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), не запрещенной законодательством Российской Федерации;

19) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров, иных массовых мероприятий, содействие деятельности учительских (педагогических) и методических объединений;

20) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

3. Образовательная организация вправе вести в установленном порядке научную, творческую и иную деятельность, связанную с предоставлением образования и не противоречащую целям создания образовательной организации, в том числе открывать в каникулярное время в установленном порядке лагеря (с круглосуточным или с дневным пребыванием).

4. Образовательные организации высшего образования выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования, а также осуществляют научно-техническую (творческую) деятельность, подготовку научных кадров (в докторантуре).

5. Образовательная организация вправе передать на договорной основе третьим лицам организацию управления, научное, методическое, ресурсное, производственное, информационное и технологическое обеспечение образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование учебных помещений, обеспечение потребностей обучающихся, в том числе в питании, оказании медицинской помощи, обеспечении одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, спортивным инвентарем и спортивным оборудованием, другими предметами необходимости, транспортное обеспечение, ведение бухгалтерского учета и отчетности, осуществление иной деятельности.

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания и содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса;

3) соблюдать права и свободы обучающихся и работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком образовательного процесса, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса; За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности и организации образовательного процесса образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Непосредственный контроль соответствия деятельности образовательной организации целям, предусмотренным ее уставом, исполнения ею законодательства Российской Федерации, устава, а также ее образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель или высший орган управления образовательной организации в пределах своей компетенции.

Статья 28. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации. 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

1) сведений о:
а) дате создания образовательной организации;
б) структуре образовательной организации;
в) реализуемых образовательных программах с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
г) языке, на котором ведутся обучение и (или) воспитание;
д) образовательных стандартах, устанавливаемых университетами (при их наличии);
е) персональном составе педагогических кадров с указанием образовательного ценза, квалификации и опыта работы;
ж) материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, объектов спорта, средств обучения, условиях питания и медицинского обеспечения, доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся);
з) направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее проведения (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
и) результатах зачисления по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний) и высшего образования по различным условиям приема (на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям;
к) количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе (направлению подготовки (специальности)) (на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения);
л) наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
м) наличии общежития (интерната), количестве мест в общежитии (интернате) для иногородних обучающихся, формировании оплаты за проживание в общежитии;
н) поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

2) копий (фотокопий):

а) устава образовательной организации;
б) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
г) утвержденного в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательной организации;
д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах последнего самообследования, проводимого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) порядка оказания платных образовательных услуг, включая образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;

5) иных сведений, размещаемых (публикуемых) по решению образовательной организации и (или) размещение (опубликование) которых является обязательным в соответствии с федеральными законами.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 29. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

1. Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об образовании в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по всем основным характеристикам организации образовательного процесса, в том числе устанавливает:
а) правила приема обучающихся;
б) режим занятий обучающихся;
в) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
г) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
д) порядок регламентации и оформления возникновения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение коллегиального органа управления образовательной организации, представительных органов обучающихся и работников этой организации в соответствии с уставом образовательной организации.

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников по сравнению с установленным законодательством об образовании, либо принятых с нарушением установленного порядка не подлежат применению.

Статья 30. Союзы (ассоциации) образовательных организаций

1. Образовательные организации независимо от их организационно-правовых форм на добровольной основе вправе объединяться в союзы (ассоциации) образовательных организаций в целях координации деятельности образовательных организаций, представления и защиты их интересов, оказания им информационных, методических и других услуг, организации подготовки работников для образовательных организаций, повышения квалификации работников образовательных организаций, осуществления научно-исследовательской и иной деятельности.

2. Порядок создания союза (ассоциации) образовательных организаций, его (ее) реорганизации и ликвидации, состав и полномочия его (ее) органов, взаимоотношения союза (ассоциации) образовательных организаций и его (ее) членов, другие вопросы создания и деятельности союза (ассоциации) образовательных организаций определяются законодательством Российской Федерации и учредительными документами союза (ассоциации) образовательных организаций.

Назад