на главную контакты карта сайта

Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы  

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
 
Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклора других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

Первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.

Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся, связанные с освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов, освоение элементов многоголосного пения (в начальной школе это двухголосие с самостоятельным движением голосов, терцовое двухголосие, канон, имитационная подголосочность). Однако не следует забывать, что народная песня — это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответствен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений.

Особо следует сказать об отношении учителя музыки к детским голосам. Необходимо избегать форсированного звучания, так часто применяемого при исполнении народных песен; ориентироваться на хорошо знакомую академическую манеру исполнения фольклора в том случае, если сам учитель не владеет так называемой народной манерой озвучивания песенных образцов; бережно использовать народные традиции своего края, региона в выборе характера звучания детских голосов.
 
Импровизационность — важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора — должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется разучивать «с голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Ведь только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни, инструментального наигрыша, сочиняя собственные варианты мелодии, подголоски к ней, «составляя» композицию, исполнительский план песни, ребенок сможет проникнуться мыслью о том, что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве.

Предлагая в начальной школе образцы литературного фольклора для детских импровизаций (речевых, вокальных, пластических, инструментальных), авторы комплекта осознают всю сложность реализации этой задачи в условиях ограниченного учебного времени на уроке. Но, несмотря на это, первые опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме  самовыражения дают положительные результаты и способствуют развитию устойчивого интереса детей к музыке.
 
В начальных классах необходимо больше опираться на интуицию детей, на живой и увлекательный процесс их общения с музыкальным фольклором. Инструментальное музицирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия. Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
 
Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа, природными условиями жизни, темпераментом и т. п., учащиеся глубже познают свою родную музыку.
 
II к л а с с

«Русские народные инструменты». Первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др.
 
Все это, а также предметы декоративно- прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему «Россия — Родина моя», с другой — начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа, в том числе и русского. Здесь будет повод обратиться к тем песням, с которыми учащиеся познакомились в I классе, а также вспомнить, какие народные песни и каких исполнителей знают и любят в их семье. Конечно, учитель должен быть готов к любому неожиданному повороту этой беседы и иметь музыкальные записи и ноты для того, чтобы озвучить детские музыкальные впечатления.
 
«Плясовые наигрыши». Звучание плясовой русской народной песни «Светит месяц», которую дети слушают в записи и в которой определяют голоса знакомых им музыкальных инструментов, позволит заострить их внимание на вариационном построении музыки и разучить на уроке, а затем исполнить по «ритмической партитуре» этот наигрыш. Какие же особенности песни-пляски необходимо использовать в процессе разучивания партий детского оркестра? Четкое выделение первой доли в размере 4/4 (нижняя строка партитуры — бубен), равномерная пульсация (средняя строка — ложки), характерный ритмический рисунок — пунктирный ритм (верхняя строка — хлопки или притопы).

Аналогичную работу над созданием ритмической партитуры к русской народной песне-пляске «Камаринская» можно провести на уроке, подчеркивая симметричность фразировки, акценты в конце фраз, равномерность ритмической пульсации и характерного рисунка мелодии. Учителю необходимо помнить о последовательности в работе над созданием и исполнением ритмического сопровождения, о поэтапном подключении партий в ансамблевой игре, о выборе тембров инструментов, усиливающих характер исполняемой детьми пьесы.
 
Творческие задания типа подбора коллекции изображений музыкальных инструментов или рисования инструментов, распространенных в той местности, где живут учащиеся, и обращение к рабочей тетради и слушание музыки помогут связать впечатления детей с их жизненным опытом.

«Выходили красны девицы». «Бояре, а мы к вам пришли». Разучивание этих игровых русских народных песен направлено на создание ситуации, в которой дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре», разучивание мелодии и поиск характера звучания голосов.

Желательно, чтобы мелодия разучивалась в процессе разыгрывания песни, с поочередным включением групп детского хора в соответствии с сюжетом. При этом следует обращать внимание на интонационную выразительность воспроизведения мелодии в зависимости от создаваемого образа (кого изображают дети, чью роль исполняют). Это поможет добиться уравновешенности ансамбля детского хора при исполнении песни-диалога, естественности звучания, а также избежать форсирования звука. Работу над освоением различных жанров народных песен можно продолжить и в рабочей тетради при исполнении народных песенок «Дождик, дождик», «Заинька, зайка!», «Жук, жук, где твой дом?», «Калинка», «Во поле береза стояла», «Скок, поскок», «Выходили красны девицы».

В процессе работы в рабочих тетрадях над указанными песнями происходит также освоение элементов музыкальной азбуки: такт, тактовая черта, размер такта, длительности нот, ритмический рисунок, фраза, штрихи (legato, staccato), динамические оттенки (f, m, mf), а также элементы формы — запев и припев в двухчастной куплетной песне.

«Музыка в народном стиле». Приступая к этой теме, нужно вновь обратиться к пьесам из «Детского альбома» П. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и из «Детской музыки» С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»). Сопоставление мелодий этих произведений, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами, вокализация (пропевание) в удобных тональностях их главных мелодий, подключение музыкальных инструментов для их озвучивания помогут учащимся понять и услышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приемы развития.

«Сочини песенку». Занятия вокальными и инструментальными импровизациями с детьми можно начать с выразительного прочтения текстов народных песенок-прибауток, определения их жанровой основы и характерных особенностей
: «Раным-рано поутру» — песенка-призыв;
«Тили-бом» — песенка, сочетающая в себе выразительность (тревогу, испуг) и изобразительность;
«Водичка, водичка» — ласковая присказка в вальсовом ритме;
«Уж ты, котя- коток» — колыбельная;
«Мышка, мышка» — песенка-диалог;
«Радуга-дуга» — песенка-закличка. 

Можно предложить детям выбрать тот текст, который им больше понравится, и попытаться в характере распевной декламации, опираясь на исходную интонацию (она записана на нотной строке рядом с рисунком к песне), пропеть хотя бы несколько фраз. Было бы неверным надеяться на то, что дети смогут сразу сочинить песенку на заданный текст. Однако пусть они попытаются представить себя в роли сочинителей и нараспев читают эти разнохарактерные стихотворения.

Лучшие «композиторские» варианты могут быть разучены всем классом. К этим детским песенкам можно также подобрать инструментальное сопровождение, подчеркивающее их характер. При этом предложите школьникам самостоятельно выбрать тембры инструментов и аргументировать свой выбор.

«Проводы зимы». «Встреча весны». На страницах учебника дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, а также введение в уроки элементов детских игр, соответствующих данному празднику, инструментальное исполнение уже знакомых плясовых наигрышей, оформление класса народными орнаментами и рисунками на тему этих праздников, выполнение на уроках труда и изобразительного искусства несложных элементов народного костюма придадут этим урокам соответствующий эмоциональный настрой, яркость и праздничную атмосферу.
 
Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками. Сценарий праздника может быть разработан вместе с учителем начальных классов, с включением в него песен, инсценировок русских народных сказок (рабочая тетрадь, тема «Играем в музыкальный театр», инсценировка и вокализация сказки «Теремок»), танцев, веселых конкурсов, выставок детских рисунков и изделий декоративно-прикладного искусства с участием родителей. Впечатления детей от изучения темы «Народные праздники» можно предложить им самостоятельно обобщить на страницах рабочей тетради в теме «Гори, гори ясно…».

Ill к л а с с
 
На страницах учебника и рабочей тетради в III классе продолжается знакомство детей с жанрами песенного фольклора и с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов.
 
«Настрою гусли на старинный лад…»
С «Былины о Добрыне Никитиче» (в обработке Н. Римского-Корсакова) начинается изучение одного из самых древних жанров русского музыкального фольклора. Распевный, неторопливый, повествовательный склад текста былины дети могут почувствовать при чтении текста, положенного в его основу.
На уроках чтения третьеклассники также знакомятся с жанром литературных сказаний — былин, поэтому могут самостоятельно ответить на вопросы:
о чем рассказывают былины?
Какие черты русских богатырей — защитников Отечества прославляются в былинах?
Кто исполнял былины в древности?
Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями?
Какой инструмент сопровождал пение былины?
На какой из известных картин русского художника  В. Васнецова запечатлен образ русского богатыря Добрыни Никитича?
О каких ратных подвигах русских богатырей вы узнали из былин?
 
Анализ литературного текста «Былины о Добрыне Никитиче» дает возможность учащимся убедиться в том, что в нем используется прием олицетворения — «не белая береза, не шелковая трава к земле клонится, а Добрынюшка кланяется родной матушке» и просит благословить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами. Пусть дети обратят внимание и на то, что в тексте передается диалог между воином и его матерью. Эти черты былины помогут учителю и ученикам найти приемы ее выразительного исполнения. Но главное качество, которое следует подчеркнуть при мелодекламации былины, — это напевный характер текста. Именно это и определяет особенности работы над связным, текучим, распевным звучанием мелодии.

При ее разучивании желательно стремиться к выработке цепного дыхания. Можно сравнить на слух отличие мелодики первой и второй фраз: первая строится в основном на поступенном движении, во второй преобладают скачки, которые «уравновешиваются» мягко очерченными заключительными интонациями. Разучивать былину можно без сопровождения, что будет способствовать слуховой активности детей, а на этапе свободного владения мелодией можно подключить аккордовое гармоническое сопровождение. Пусть ребята задумаются над тем, каким приемом звукоизвлечения можно было бы приблизить звучание сопровождения к гуслям.
 
«Певцы русской старины». Так называли гусляров — сказителей былин. Их образы запечатлели композиторы в своих операх. Здесь будет уместным послушать и спеть с детьми песню Баяна из первого действия оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, уже знакомую учащимся по программе II класса. Новым музыкальным материалом становятся фрагменты из оперы-былины «Садко» Н. Римского-Корсакова — две песни Садко: протяжная «Ой ты, темная дубравушка» и хороводная «Заиграйте, мои гусельки» из второй картины и песня Садко с хором «Высота ли, высота» из четвертой картины. Дополнительная информация Н. Римский-Корсаков писал в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Выделяет моего „Садко“ из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще, — этот былинный речитатив…
 
Речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев, прообраз которого можно найти в декламации рябининских былин (Рябинин — известный собиратель былин). Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный былевой характер, который может быть оценен вполне 1 только русским человеком» .

Перед разучиванием главных мелодий песен Садко можно предложить ребятам послушать их в инструментальном звучании и, сравнив мелодии (без слов), определить их настроение, жанровые черты, особенности интонаций, темпа. Что же роднит эти мелодии с народными песнями? Какая из них напоминает былину и почему вы так считаете? (Песня Садко с хором «Высота ли, высота» написана композитором на тему народной былины «Соловей Будимирович».)  После прослушивания фрагментов из оперы «Садко» можно предложить учащимся подумать и ответить: что же нового услышали они в песнях Садко? Как оркестр подчеркивал народность этих песен, истоков этих песен, хора? Какую форму избрал композитор для передачи народных черт этих песен? «Былина о Садко и Морском царе».

Вероятно, детям будет интересно узнать еще об одном сюжете из жизни былинного героя, гусляра и путешественника Садко — о встрече его с Морским царем. Именно этот сюжет положен в основу северной былины (стари́ны). Кроме заданий и вопросов, помещенных на развороте учебника, учащиеся в рабочей тетради найдут интересный материал для самостоятельной работы по теме «Былина». «Лель, мой Лель…»

Еще один любимый персонаж народных сказок — певец- пастушок. Его изображение дети увидят на репродукциях мастера лаковой миниатюры из Федоскина В. Липицкого, помещенных на страницах учебника. Какой образ рисует художник? Что роднит Леля с русской природой? Чем подкупает он сердца молодых девушек? Для того чтобы ответить на эти вопросы, учащимся потребуется разучить мелодию третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы-сказки «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, выразительно спеть этот поэтичный напев, сочиненный композитором в духе народных песен, проникнуться его раздельностью и широтой дыхания, услышать в нем не только интонации лирических протяжных песен, но и задорные ритмы народной пляски, народный приговор-припевку «Лель мой, Лель мой, лё-ли-лё-ли, Лель!». Что же добавит к этим свойствам песни Леля ее звучание в фонозаписи? Какой смысл носит вступление к песне? Какая форма избрана композитором для развития образа этого действующего лица и почему? В каких фрагментах из оперы «Снегурочка» также была использована куплетно-вариационная форма? «Снегурочка» — весенняя опера-сказка Н. Римского-Корсакова.
 
«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу», — писал Н. Римский-Корсаков.

«Звучащие картины». Этот красочный разворот возвращает учащихся к теме уже знакомого им по программе II класса народного праздника проводов зимы — Масленицы, изображенного на картинах русского художника Б. Кустодиева «Зима. Масленичное гулянье» и «Масленица». Почему можно назвать эти картины звучащими? Каков главный прием изображения разноголосой праздничной толпы — сопоставление или контраст? (Контраст.) Какая музыка звучит с этих полотен? Можно спеть масленичные песенки, украсить звучанием народных инструментов плясовые наигрыши, танцевальными движениями передать их характер. Озвучивание картин Б. Кустодиева будет служить своеобразным переходом к восприятию сцены «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова, которая представлена на следующих страницах.
 
«Прощание с Масленицей». Обратившись к старинному народному быту, Н. Римский-Корсаков широко использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил несколько тем в стиле древних календарно-обрядовых песен. Сцена из оперы основана на сопоставлении разнохарактерных эпизодов. Прежде чем приступить к прослушиванию этой сцены, можно познакомить учащихся с песенными темами и разучить их. При разучивании следует обращать внимание детей на необычные для них слова и словосочетания: «куры́ запели, про весну обвестили», «встречать, привечать», «Масленица-мокрохвостка», «заиграй овражки» — и объяснять их. Хотя вся сцена прощания с Масленицей в опере звучит подвижно, рекомендуется процесс разучивания главных тем сцены проводить в умеренном темпе. Это даст возможность более детально поработать над выразительностью их звучания.

Двухголосная запись этих тем в учебнике дает повод учителю обратиться к последовательному разучиванию каждого голоса. Даже поочередное исполнение хоровых партий детьми даст им возможность более осмысленно воспринимать многоголосную хоровую фактуру сцены. Особого внимания требует разучивание темы-скороговорки «Масленица- мокрохвостка, поезжай домой со двора!».

Вначале можно разучить только текст скороговорки (шепотом, в ритме попевки), а лишь после этого соединить его с мелодией. Для развития остроты интонирования можно поручать исполнение каждой новой фразы в этой попевке разным группам класса (альты — вторые сопрано — первые сопрано). Не вызывает сомнения тот факт, что восприятие большой по объему многоголосной хоровой сцены требует от детей определенного уровня развития их слушательской культуры. Поэтому учителю необходимо тщательно продумать драматургию уроков музыки. (На уроках музыки в IV классе в разделе учебника «В музыкальном театре» будет еще одна встреча учащихся с обрядом Масленицы, нашедшим свое отражение в сцене народного гулянья на Масленой неделе из балета И. Стравинского «Петрушка».) Обобщением фольклорного раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть ответ на вопрос: почему русские композиторы обращались к народным напевам?
 
IV к л а с с

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» открывается эпиграфом: «На свете каждый миг мелодия родится…» Именно о множестве народных мелодий, рожденных щедростью души, богатством фантазии, неисчерпаемой любовью к своей Отчизне и своему народу безымянных народных поэтов, композиторов, музыкантов, и пойдет речь на уроках музыки. Вхождение в мир  фольклора других народов вновь начинается от русских народных песен, наигрышей.

«Композитор — имя ему народ». Восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком. Песни разных народов мира о природе — повод не только к поиску особенностей выразительного их исполнения, но и к размышлениям о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Так, песни славянских народов — русская «Ты река ль, моя реченька» и белорусская «Реченька» — близки не только по своему жизненному содержанию (река как символ дороги жизни, быстротечности жизни, реченька как живое существо, которому девушка доверяет свои сокровенные мысли о предстоящем замужестве и пр.), но и по интонационному строю: обе — лирические напевные, как бы нарисованы мягкими приглушенными тонами (минорный лад), переменный размер передает в обеих песнях трепетность эмоционального состояния. Необычность лада (пентатоника) и повторяющееся «зерно-интонация» придают японской песне «Вишня» особый колорит.

Раскачивающийся ритм и восторженно-призывные интонации песни «Солнце, в дом войди» и вечерняя умиротворенность, закругленность линий, ладовая переменность песни «Светлячок» отличают друг от друга эти две грузинские народные песни. Сопровождение в узбекской песне «Аисты» передает курлыканье птиц. Интонации колыбельных (неаполитанской и английской) близки друг другу своей напевностью, мягкостью, но в каждой из этих песен есть свое характерное состояние души, которое находит выражение в их музыкальном языке. Остановимся на некоторых приемах разучивания народных песен этого раздела.

В белорусской народной песне «Реченька» можно выделить нисходящую (секундовую) интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее нисходящее направление движения мелодии во фразах также усиливает печальный, задумчивый характер. Пение с ориентацией на нотную запись и по слуху дает повод отметить тонические устойчивые завершения большинства музыкальных фраз. Именно частые повторения звука «ми» (тоники) вносят в песню некоторую монотонность, безысходность. Для того чтобы показать детям равноправие голосов в народной песне, можно разучивать с ними каждый голос отдельно, чередовать исполнение партий первого голоса со вторым, на первоначальном этапе работы над песней попытаться выстраивать лишь двухголосные каденции.

Диалоговое строение песен определяет их исполнение группами хора, солистами, хором (припев). На примере разучивания узбекской народной песни «Аисты» можно обратить внимание на мелодику повторяющихся фраз и их варьирование, изменение. Именно этот прием характерен для большинства народных песен. Эту песню лучше разучивать сначала без сопровождения, настраивая ребят в основной тональности. Когда звучание в унисон всего класса будет интонационно точным и выразительным, можно попытаться исполнить песню с сопровождением, которое в первых двух фразах поддерживает основную мелодию, а в двух последующих дает лишь гармоническую основу.

Для того чтобы учащиеся поняли неповторимость музыкальных образов народных песен, рекомендуется использовать метод «сходства и различия» как основной прием работы над выразительностью исполнения песен и осознанием отличительных особенностей музыкальной речи. Конечно, учитель вправе выбирать те образцы песенного фольклора, которые предлагаются в хрестоматии музыкального материала, а также привлекать песни безымянных авторов, которые помещены в учебниках предыдущих классов.
 
Напомним, что в IV классе уже шел разговор о том, как рождается в народе песня («Как сложили песню»), как она сопровождает человека всю жизнь (картина К. Петрова-Водкина «Полдень»), как «жизнь дает для песни образы и звуки», как благодаря историческим песням и былинам («Былина об Илье Муромце») в памяти народной остаются имена его защитников, славных воинов, как звучит песня на народных праздниках («Родной обычай старины» — песня волочебников), как бережно сохраняет народ творческое наследие своих гениев (народные песни «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер» на стихи А. Пушкина) и др. Многие народные песни, напевы, инструментальные наигрыши дошли до нас именно в обработке профессиональных композиторов.
 
Одним из образцов обращения к народному фольклору является новое для четвероклассников сочинение — хор «Ты воспой, жавороночек» из сюиты «Курские песни» Г. Свиридова. Композитор отобрал из сборника народных песен Курской области, записанных известной русской фольклористкой А. Рудневой, старинные песни, связанные с традициями крестьянского быта, и на их основе в 1964 г. сочинил «Курские песни» — кантату для смешанного хора и симфонического оркестра. Большинство песен кантаты объединены таким коренным музыкальным признаком, как древний звукоряд, придающий музыке особое звучание. Песня «Ты воспой, жавороночек» (№ 2) — это закликание весны, ликующее прославление света, пробуждающейся жизни. Перед прослушиванием хора «Ты воспой, жавороночек» (Фонохрестоматия для I класса. Кассета 3Б) можно предложить учащимся спеть с ориентацией на нотную запись его главную мелодию. Сразу становятся очевидными простота и запоминаемость мелодии, постепенное движение к вершине, постоянное повторение интонаций и поэтического текста, характерный для народного песенного творчества «обрыв», недосказанность слова.
 
Используя «метод разрушения», предложите детям спеть эту мелодию по-разному: как светлую, мечтательную лирическую песню или как энергичный, жизнерадостный призыв. После этого можно послушать в записи только первоначальные такты оркестрового вступления (челеста и арфа в нем изображают звонкоголосое пение жаворонка). Какой вариант исполнения должен появиться вслед за таким вступлением — лирическая песня или песня-призыв, песня-гимн весне? Разноплановость «слышания» и исполнения этой мелодии поможет учащимся ощутить свиридовское прочтение ее в кантате. Работа с этим произведением Г. Свиридова дает повод вспомнить с ребятами уже знакомые им сочинения, в которых запечатлен образ жаворонка как символа русской природы (народные веснянки, романсы «Жаворонок» М. Глинки, «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова).

Усилить образный строй урока может поэтичная сказка В. Сухомлинского «Жаворонок»: «Лежит под снегом серый комочек земли. Пригрело все солнышко, растаял снег, зазвенели ручейки, из комочка земли родилась маленькая птичка. Поднимается в голубое небо, летит к солнцу, поет песню, приветствует свою мать-землю и вечный источник жизни — Солнце. Ловит тоненькие, как паутинка, серебряные лучи, играет на них, как на струнах, и сыплется на землю песня. Слушает дивную мелодию земля, слушают зеленые стебельки трав, слушают весенние цветы, слушают люди».

С Первым концертом для фортепиано с оркестром П. Чайковского (1875) учащиеся уже встречались на страницах учебника для II класса. Они познакомились с музыкой первой части, узнали о Международном конкурсе исполнителей имени П. И. Чайковского, проходящем в Москве раз в четыре года, о первом его лауреате среди пианистов — американце В. Клиберне. На уроках в IV классе, где раскрывается идея народно-песенных истоков в творчестве русских композиторов, можно еще раз обратиться к началу первой части и вспомнить призывный, запоминающийся мотив валторны, победно вздымающиеся аккорды фортепиано. Исполнение украинской народной песни-заклички «Веснянка» поможет учащимся вспомнить ее звучание в 3-й части Первого концерта П. Чайковского. Вновь можно привлечь внимание детей к тому, как композитор выделяет в этой музыке танцевальные черты, используя при этом форму вариаций — наиболее распространенную в народном вокальном и инструментальном творчестве.

Дополнительная информация
 
Композитор задумывал этот фортепианный концерт как «общее достояние публики» благодаря включению в него подлинных народных мелодий Так, в 1-й части концерта звучит напев, который П. Чайковский записал на Украине у лирников — слепых бродячих певцов, сопровождающих игрой на лире пение духовных стихов.
Лира — это древнейший музыкальный инструмент. Распространен у многих народов мира. Он имеет разный внешний вид. Украинские лирники, например, играли на струнном инструменте с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. В середине 2-й части концерта П. Чайковский использовал популярный в то время мотив французской песенки в ритме вальса. Этот концерт, по словам Б. Асафьева, «гениальный по симфоническому взлету мысли и щедрости звукоидей», стал одним из самых любимых произведений как в России, так и за ее пределами.

«Музыкальные инструменты России». «Оркестр народных инструментов». Продолжая знакомство учащихся с музыкальными  инструментами России, важно пробудить интерес к истории их возникновения и бытования, к красоте их звучания в руках современных исполнителей. Процесс создания музыкальных инструментов любого народа был связан с жизнью. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Желательно, чтобы процесс знакомства учащихся с русскими народными инструментами и оркестром народных инструментов протекал в живой форме слухового и игрового общения с музыкой.

Дополнительная информация

 Русские народные инструменты объединяются по группам так же, как и в симфоническом оркестре: духовые — флейта Пана (кугиклы), жалейка, волынка, рог, рожки, труба, свирель, глиняные свистульки и др., струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), гудок, лира и др.; ударные — деревянные: барабан, литавры, набат, бубен, погремушки, трещотки, ложки; металлические колокольчики (трензель), бубенцы, коса.

Странствующие скоморохи были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов. Скоморохи были не только музыкантами, но и народными стихотворцами, рассказчиками. Они веселили людей шутками, разыгрывали театрализованные представления. Самыми популярными выступлениями с элементами юмора и сатиры были медвежьи потехи и жанровые сценки с участием Петрушки.

Самым распространенным в среде скоморохов музыкальным инструментом была домра, а затем — балалайка. В разные времена ее называли и балабойкой, и балабайкой, но до наших дней сохранилось первое название — балалайка. Пастухи также были непревзойденными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай — нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке… Чаще всего пастух играл для себя, и музыка становилась связующим звеном между ним и природой.

На уроках музыки учитель стремится к тому, чтобы дети самостоятельно различали не только голоса и тембры звучания народных инструментов и оркестра, из них состоящего, но и их выразительные особенности, которые подчеркивают жанровую принадлежность народных напевов и наигрышей. Увлекательной формой освоения приемов музыкального развития в обработках фольклорных образцов может служить инструментальное музицирование, включение детей в процесс исполнения народной музыки. Так, можно оркестровать с помощью несложного набора инструментов (ложки, бубны, свистульки, трещотки, колокольчики, бубенцы, барабаны и др.) такие хорошо известные русские народные песни и наигрыши, как «Как у наших у ворот», «Во поле береза стояла», «Славны были наши деды», «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Калинка», «Светит месяц»; «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» П. Чайковского; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
 
Интересен для детей и прием «игрового вхождения» в песню или пляску, т. е. ее разыгрывание, инсценировка, драматизация, с включением танцевальных движений, имитации игры на музыкальных инструментах — балалайке, баяне,  гуслях и пр. Так, хороводную песню «Милый мой хоровод» можно не только спеть с подголосками, каноном, но и «сплести» ее в хоровод (круговой, линейный, зигзагообразный), сопровождая звучанием бубна, ложек, колокольчиков. «Музыкант-чародей». Эта белорусская народная сказка поможет учащимся понять, как в литературном фольклоре прославляется великая сила музыки и ее творцов — безымянных композиторов и музыкантов-исполнителей.
 
«Народные праздники». «Троица». Завершает фольклорный раздел обращение к народному празднику Троицы и его прочтению в иконописных образах «Троицы» Андрея Рублева. На уроке, который познакомит учащихся с обычаями празднования Троицы на Руси, могут быть разучены и разыграны незнакомые троицкие песни: «Ты, березка», «Посею я лен», «Как у бабушки козел»; спета и исполнена хороводом «Во поле береза стояла», сочинена и пропета в импровизационной цепочке (один ученик поет первую строчку, второй — следующую и т. д.) песня «Березонька кудрявая», а также те песни, которые бытуют в той местности, где живут учащиеся.
 
Активное участие в исполнении народных песен и инструментальных наигрышей должно формировать у школьников понимание того, что фольклор всегда связан с двумя отличительными чертами: во-первых, с импровизацией — свободой воспроизведения мелодий, ритмов, поиском выразительности звучания голосов, сочетания сольного, группового, коллективного («всем хором») исполнения; во-вторых, с вариационностью, разнообразными приемами развития музыкальной мысли, которые часто находят свое выражение в форме вариаций.
1 Г о з е н п у д А. Оперный словарь. — М.; Л., 1965. — С. 349—351. 
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
 
Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В них предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных музыкальных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов — заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе освоения принципов музыкально-симфонического развития. Но это освоение ни в коей мере не должно быть теоретическим. Надо научить детей видеть и слышать, т. е. понять жизненный смысл произведения, разобраться, почему композитор воплотил его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму.
 
Важно с самого начала занятий ориентировать детей на то, что музыка находится в постоянном движении, развитии. И уяснить себе ход мыслей, в ней содержащихся, легче в том случае, если ясно воспринимается последовательность отдельных этапов развития. Такая направленность в освоении закономерностей музыкальной драматургии, принципа симфонизма способствует развитию музыкального мышления учащихся.
II к л а с с
 
Разворот, открывающий данный раздел учебника, дает представление учащимся о множестве компонентов, без которых не может сложиться музыкальный спектакль: действие на сцене театра, декорации, костюмы героев и т. д. Маски комедии и трагедии, соединенные обозначением нот, — символы радости и печали, чувств, которые выражает музыка и переживают зрители- слушатели на музыкальных спектаклях. Цветной слайд балетной сцены даст повод учителю напомнить музыку из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, с героями которого ребята уже встречались в I классе, а центральный рисунок разворота подскажет, что с героями из балета «Золушка» С. Прокофьева они встретятся на уроках во II и III классах.

«Сказка будет впереди». «Волшебная палочка». Методически целесообразно объединить эти развороты на одном уроке. В этом случае на основе принципа «забегания вперед» в русле законов музыкального развития, с одной стороны, осуществляется театрализация (как сценическое представление) исполняемой песни, с другой — учащиеся открывают для себя роль дирижера в создании музыкального спектакля.

На первом развороте представлена «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) из мультфильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Песня может быть разыграна учащимися по ролям в виде музыкального диалога. Легкое, подвижное звучание голоса при исполнении этой веселой, игровой песни необходимо сочетать с убедительностью высказывания каждого из ее персонажей. А это означает — привлечь внимание детей к интонационной выразительности речи.

Учитель спрашивает: «С какой интонацией вы сказали бы: „Не бывает в наши дни чудес на свете“, а с какой — возражение: „Для тех, кто не верит в них сам“»?  Осуществляя осознанную работу над песней на основе диалога, исходя не только из значения слов, но и из характера говорящего, учащиеся переинтонируют отдельные музыкальные фразы, придавая им разные смыслы и выбирая наиболее правомерный для каждого куплета. Мальчики, например, будут петь напористо, настойчиво, с иронией, с усмешкой и т. п. Девочки — мечтательно, спокойно, но твердо, нравоучительно, иронично и т. п.

Интересно, что возражение, несмотря на то что несет в себе дух противоречия, может звучать мягко, лирично. Оказывается, убеждать можно и спокойной, тихой речью. Стремление исполнить мелодию в определенном характере побуждает искать и определенные способы подачи звука, ведет к выработке навыков легкого, короткого дыхания, ясности дикции, мягкой атаки звука, чистоты интонации, различного характера звуковедения (отрывистого или плавного, кантиленного). Все это, вместе взятое, способствует выразительности исполнения.

Важно достичь слияния музыки и действия, движений детей. А это значит — проникнуться настроением, эмоциями, выраженными в музыкальном произведении, стремиться к их сопоставлению, к видению-переживанию конкретных событий. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева звучит в сопоставлении с маршем из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и «Маршем Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.

В учебнике эти марши подаются через разный характер дирижирования — управления оркестром, без которого ни один музыкальный спектакль не состоится. Овладеть «волшебной палочкой» дирижера и самим продирижировать музыкой — не только увлекательное занятие для детей, но и активный способ ее постижения. На развороте дана нотная запись, которая позволит направить внимание ребят на некоторые особенности маршей.

Запись начальной фразы марша П. Чайковского и дирижирование им позволит учащимся определить, что это марш для детей, которые радостно, легко двигаются на сцене, в соответствии с характером звучания — мелодия звучит тихо, отрывисто. А каким будет дирижерский жест учеников? Марш из оперы С. Прокофьева — задорный, энергичный. К нему дана нотная запись вступления — характерный ритм барабанной дроби, благодаря которому никогда не спутаешь марш с какой-либо другой музыкой. Этот ритмический рисунок с акцентами, указанными в нотной записи, дети могут исполнить самостоятельно, как бы играя на барабане. Затем предложите им продирижировать этим маршем.

Чтобы ярче почувствовать совершенно иной характер марша, отличный от музыки П. Чайковского, можно попытаться спеть классом мелодию марша С. Прокофьева, подражая звучанию барабана, на какие- либо подходящие слоги (например, тра-та-там, там, там, там, трам, та- там… па-пам и др.). В заключение предложите классу выбрать «дирижера» — ученика, наиболее убедительно выразившего характер музыки в жесте; «барабанщика» — ученика, наиболее точно исполнявшего ритм марша, и исполнить его повторно всем классом с участием выбранных солистов. Третья нотная запись на странице учебника состоит из двух контрастных фрагментов «Марша Черномора», определяющих его драматургическое развитие. Как композитор передал шествие сказочного властелина?

Внимание учащихся можно обратить на то, что первый миг марша — звук «си» звучит на сильной доле 106 такта: мощно, на два форте раздаются октавные унисоны оркестра. Легко, отрывисто, тихо (piano), устремляясь по звукам мажорного трезвучия вверх, звучит первый эпизод марша; в очень высоком регистре звучит его средняя часть. Контраст отдельных частей, основанный еще и на тембровом сопоставлении, придает сказочность, фантастичность этому торжественному маршу из оперы М. Глинки.

Постоянно меняющиеся интонации этих частей (суровое, строгое, грозное звучание — прозрачное, волшебное, забавное) помогают понять, как композитор раскрывает образ «злого карлы». С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчеркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека. «Детский музыкальный театр». «Театр оперы и балета». Итак, мы оказались в музыкальном театре, где музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссер, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижер. На страницах учебника дети получат определенные сведения о детском музыкальном театре, узнают, что такое опера, балет.

Закрепить определенные понятия поможет еще один разворот, на котором учащиеся увидят здание Большого театра в Москве, балетные сцены и сцену из оперы. Предложите учащимся вспомнить названия опер и балетов, которые они слышали, а главное — какие спектакли они видели в театре или по телевидению. На этих уроках начинается знакомство школьников с детской оперой «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Учащиеся разучивают (или вспоминают по I классу) темы главных персонажей оперы: поют их, исполняют в ансамбле с учителем, подчеркивая характер музыки движениями, разыгрывают целую сценку. Тем самым они пробуют свои силы как исполнители небольших, но настоящих оперных партий, а точнее, играют роль того или иного действующего лица оперы — становятся артистами, певцами и в то же время достаточно ярко переживают действие как реальность.

Музыкальную тему «Целый день поем, играем», объединяющую главных героев оперы, ребята могут спеть, ориентируясь на нотную запись в учебнике. Учителю будет интересно узнать от учащихся, какие темы, по их мнению, звучат песенно, а какие — танцевально или маршево; случайно или нет тема Малыша — маршевого характера, хор «Семеро козлят» — песня-танец-марш, а мелодия общей песни козлят «Целый день поем, играем» в сцене из оперы звучит в характере вальса.

Исполнение хора «Семеро козлят» с включением детских музыкальных инструментов вовлекает учащихся в действие. Это поможет им ярче представить сценическую ситуацию. Исполнительский план может быть следующим: один из солистов играет в четыре руки с учителем на фортепиано, другой на барабане подчеркивает пульс первых двух фраз, третий на бубне играет каждый звук мелодии второй части, четвертый — командир — исполняет роль Малыша и поет соло фразу «Ну давайте, братцы, прыгать и бодаться». Заключительную же фразу «Прыгать и бодаться» споет опять весь класс, с включением всех солистов, играющих на инструментах. Разучивание мягкой, напевной, ласковой мелодии «Колыбельной Мамы-козы» может предварить прослушивание ее как фортепианной пьесы. Учащиеся, определив ее песенный характер похожий на колыбельные песни, могут вспомнить, с какими колыбельными они уже встречались. Исполнение песни может быть украшено нежным звучанием треугольника на окончание фраз. Дети самостоятельно должны решить, как должно звучать сопровождение. Этому поможет работа над фразировкой, правильное распределение дыхания на целую фразу, подчеркивание ее как бы движением смычка.

Работа над выразительностью исполнения, постоянные переходы от темы одного персонажа к теме другого, их сопоставление, сравнение помогают ощутить «в себе» характер каждого действующего лица. Так, спокойному звучанию голоса со стремлением к вершинам фраз и к кульминации всей мелодии в целом в «Колыбельной Мамы-козы» как бы противостоят игры козлят — «Воинственный марш», который начинается с команды Малыша: «Стойте, друзья, командиром стал я». Творческая работа, связанная с освоением принципов музыкального развития в опере, может быть продолжена дома. «Играем в музыкальный театр» — так называется один из разворотов рабочей тетради.
 
Детям предлагается, прочитав начало сказки «Теремок», вспомнить текст от автора, диалоги между действующими лицами и, сочинив небольшие мелодии-темы для каждого персонажа, спеть их в классе для всех ребят. Это задание может выполняться и в коллективной работе в классе. Предложения детей о том, какие голоса должны исполнять роли сказочных персонажей, как тот или иной герой должен двигаться, и, наконец, собственно мелодические импровизации — все это станет ярким показателем успешности их музыкального развития.
 
В рабочей тетради в рубрике «Учимся читать и писать ноты» предлагается русская народная песня «Скок, поскок». Казалось бы, какое отношение она имеет к разделу «В музыкальном театре»? Лишний раз необходимо подчеркнуть, что дети занимаются музыкой, а не каким-либо отдельным видом деятельности (хоровое пение, музыкальная грамота, слушание музыки).
 
Любой вид работы служит развитию их восприятия. Но для этого встреча учащихся с музыкальным произведением на уроке должна быть художественным событием в их жизни. Это происходит тогда, когда полноценно воспринимается или выстраивается в собственном исполнении художественная форма произведения. В этом отношении большое значение имеет собственный исполнительский опыт детей.

Задания, связанные с работой над песней «Скок, поскок», как раз и способствуют развитию у детей чувства формы. Стремясь создать законченную музыкальную картинку, они могут придумать не только образ каждой строфы песни, но и ее отдельных фраз. Пусть учащиеся внесут свои собственные предложения по поводу исполнения песни, которые у них будут рождаться и при выполнении задания в рабочей тетради. Попутно дети осваивают нотную запись. Аналогичная работа предполагается с русской народной песней «Выходили красны девицы», которая также дается в рабочей тетради. Ее можно разыграть по ролям и спеть мелодию от имени разных действующих лиц, а определив характер исполнения каждого куплета, обозначить его в нотном тексте. Так, обращаясь к нотной записи в связи с разучиванием той или иной песни, учащиеся исподволь, постепенно запоминают ноты и другие знаки нотного письма.
 
В целом определенным образом организованная работа над песенным репертуаром, даже простой прибауткой, служит освоению принципов развития музыки, музыкальной драматургии.

Переинтонирование, изменение, трансформация одной темы, контрастное сопоставление разных тем, взаимодействие их между собой, конфликтное столкновение (об этом будет сказано ниже на примере балета «Спящая красавица») — все это важные вехи развития музыкального мышления детей.

Балету посвящен следующий разворот учебника. Рисунки введут детей в атмосферу сказочного волшебства и напомнят им содержание сказки «Золушка». Это подготовит учащихся к прослушиванию достаточно большого музыкального фрагмента из балета С. Прокофьева «Золушка». Сначала можно послушать только «Вальс». Здесь учитель музыки может воспользоваться приемом свободного дирижирования и предложить детям пластичными движениями рук передать характер звучания вальса, некую восторженность, полетность, устремленность к вершине. И только после того как вальс прозвучит не один раз, можно предложить послушать весь фрагмент сцены.

Может быть, ребята сделают это дома, обратившись к своей аудиокассете. В последующей беседе с детьми о содержании всей сцены можно спросить, не нашли ли они подходящего движения, чтобы передать бездушное движение маятника часов. Пусть музыка прозвучит еще раз, а учащиеся попытаются в движении передать смену эмоциональных состояний: напряжения, нарастания и разрешения, успокоения. Важно, чтобы ребята не увлекались пересказом сюжетной линии, приписывая музыке изобразительные подробности, которые в ней отсутствуют, а постарались высказать те чувства, настроения, которые она выражает, подметить различия и связи контрастных музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла. На это нацеливают вопросы и задания учебника и рабочей тетради, слова, характеризующие музыку, состояние героини и наши собственные чувства, когда мы обращаемся к этой музыке. Волнение и радость Золушки, впервые попавшей на бал, тревожный характер музыки часов, прервавших в полночь волшебный бал, смятение, тревога Золушки с первым ударом часов, ее светлая печаль, возвышенная любовь — развитие музыки в целом — все это учащиеся могут попытаться передать в цветовой гамме на соответствующих страницах рабочей тетради.
 
«Волшебная палочка». «Руслан и Людмила»1. Развороты учебника, посвященные опере «Руслан и Людмила», выполняют важную дидактическую функцию. Они становятся ориентирами для работы учителя на уроке с произведениями крупной формы. И немалое значение имеет то, что осуществляется это уже на начальном этапе музыкальных занятий школьников, а не в старших классах, как это обычно принято на практике. Этой опере М. Глинки посвящено несколько разворотов: «Увертюра. Финал» (увертюра дается в сопоставлении с финалом), «Какое чудное мгновенье…», «Сцены из оперы» (Первая песня Баяна, сцена из первого действия оперы — хор «Лель таинственный», «Марш Черномора»)2.
 
Жанр увертюры в педагогическом плане имеет большое значение для усвоения слухом принципов и приемов музыкального развития (принципа симфонизма). «Характерное обобщение или выражение духа музыки какой-либо драматической концепции или поэтического произведения, или целой страны, или эпохи, или даже личности, так что в некотором отношении каждая увертюра есть монография» — такое определение увертюры дает Б. Асафьев.

Присущая увертюре сжатость, тезисность и образно-интонационный смысл, лежащий в основе движения музыки, влекут за собой активность слуха детей. В увертюре к опере «Руслан и Людмила» как в зерне-интонации содержится все «архитектурное» построение оперы. Она как бы на одном дыхании раскрывает оптимистическую идею оперы. «Летит на всех парусах», как говорил о ней сам М. Глинка. В ней — свет, богатырская сила (экспозиция, реприза и заключительная часть коды) и контрастные темы «злого», фантастического мира (разработка и кода). С учащимися II класса сонатная форма, естественно, не изучается. Сейчас перед ними стоит задача охватить целостность через сопоставление различных эмоциональных состояний и логику их развития. Для детей опера предстает как «волшебная» повесть о чудесах сказочного мира, написанная по поэме А. Пушкина.
 
Первый разворот носит вводный, художественно-информационный характер. Дети увидят портрет композитора и автопортрет поэта; шкатулку палехского художника Д. Буторина «У лукоморья дуб зеленый», которая поможет вспомнить содержание сказки; прочитают начало поэмы («Песнь первая»). Обратите внимание детей на нотную запись начала увертюры, а также вокальной строчки финала оперы, пока не сообщая, что это мелодия из заключительного действия оперы. Предполагается, что учащиеся услышат на уроке начало увертюры (вступление и главную тему).
 
В качестве художественно-познавательной задачи учитель может предложить классу исполнить эту тему в различном характере, так, как это обозначено в учебнике: грустно, торжественно, медленно, стремительно, энергично. Значительно интереснее, спев мелодию, почувствовать и понять, что меняется в исполнении, в характере звучания от его скорости, темпа, какие из определений явно не подходят к музыке М. Глинки, чем просто ответить на вопрос, как звучит увертюра.

Подобные задания, с одной стороны, способствуют вокально-хоровому обучению школьников, с другой — позволяют избежать вербализации, формализации обучения в вопросно-ответной системе. Учитель сообщает детям, что это музыка увертюры к опере. Этим французским словом «увертюра» (открывать) называют вступление к опере, открывающее ее. Поначалу увертюры имели характер фанфарных приветствий, зазывающих публику на спектакль, но постепенно в краткой форме стали отражать содержание самой оперы. Интересно сопоставить характер звучания увертюры М. Глинки с началом поэмы А. Пушкина. Если музыка увертюры с самых первых ее аккордов позволяет почувствовать общий строй всей оперы — свет, радость, восторг, то неторопливый, размеренный характер стихов как бы вводит в мир сказки, является прологом, готовит слушателя к ее восприятию, к каким-то неожиданным событиям, которые в ней будут происходить. Поэма А. Пушкина и опера М. Глинки предстают как произведения светлого, ясного, «мажорного» тона, раскрывающие мир солнца и разума. Но «Глинка, — по словам Б. Асафьева, — на былинный лад распел пушкинскую поэму».

Жанр сказки обогатился чертами былинного повествования. Это определило и особенности музыкальной драматургии оперы, ее повествовательный характер, основанный на принципе картинных сопоставлений, присущем самой природе народной сказки и народного эпоса. Музыка первого и пятого действий, которым посвящен следующий разворот, рисует величественные картины Киевской Руси. Этот разворот нацеливает учащихся на восприятие праздничности, радости, торжества, света музыки свадебного пира (в начале и в конце оперы), который начинается, как это обычно и бывает в сказках, с неторопливого зачина. Роль своего рода пролога, зачина в опере выполняет песня Баяна — «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», которую также интересно сравнить с «Песнью первой» поэмы А. Пушкина.

Второклассники познакомятся и с хором из первого действия оперы «Лель таинственный, упоительный» и смогут разучить его, ориентируясь на нотную запись в рабочей тетради, исполнить с движением — «разыграть свадебный хор». Характер звучания хора учащиеся могут самостоятельно подписать над нотной строкой. Задания в рабочей тетради позволят закрепить такие понятия, как мелодия и сопровождение (аккомпанемент), солист, певец и хор, оркестр, а также названия инструментов. Несомненно, следует обращать внимание детей на то, какие инструменты сопровождают ту или иную вокальную партию. Вслушиваясь в песню Баяна, учащиеся увидят, как необычно выглядит аккомпанемент в нотной записи (арпеджированные аккорды).

Какой инструмент может исполнять такие аккорды? Как на нем играют? Подсказкой станет репродукция картины В. Васнецова «Гусляры», рисунок певца-гусляра в рабочей тетради. Инструментальные тембры, по выражению самого композитора, искусно «дорисовывают» вокальную мелодию и углубляют музыкальную мысль.
 
Разучивая с детьми мелодию заключительного хора (учащиеся пока еще не знают, что он звучит в финале оперы), учитель может подыграть сопровождение, каковым является музыка увертюры. После первого знакомства с этим хором в записи ребята могут продирижировать музыкой, попытаться напеть мелодии, звучащие у хора и в оркестре. Теперь учитель может сказать, что так завершается опера. Увертюра и торжественный заключительный хор финала — своего рода «зачин» и «концовка» (пролог и эпилог) оперы — служат как бы ее обрамлением. Так учащиеся узнают о счастливом окончании оперы-сказки. Но что в ней происходило? Ведь увертюра и хор «Лель таинственный» на праздничном пиру, казалось бы, не предвещали каких-либо изменений событий.
 
«Какое чудное мгновенье…» К этому развороту учитель привлекает внимание детей уже после того, как они познакомятся с каноном «Какое чудное мгновенье…». Предварительно желательно напеть (разучить) эту тему без слов, не соединяя ее с оперой-сказкой. Выяснить, какое ощущение возникает у детей в связи с этой музыкой, как изменилось их состояние. Затем может прозвучать (в записи или сначала в исполнении учителя на фортепиано) музыка, рисующая  сцену похищения Людмилы (удары грома, звучание настораживающей целотонной гаммы).
 
Пусть ребята попытаются предположить, что случилось, кто появился или появится после такой музыки, что произойдет дальше. Как правило, дети говорят о зловещем звучании, о появлении какой-либо злой волшебницы или колдуна. Учащимся можно предложить на выбор несколько музыкальных фрагментов, которые, возможно, могли бы звучать после только что прослушанной музыки. Это «Марш Черномора», с которым они познакомились ранее, канон «Какое чудное мгновенье…» и какая-либо незнакомая им музыка другого композитора, например «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга») М. Мусоргского или тема феи Карабос из балета П. Чайковского «Спящая красавица».
 
Чаще всего ребята называют «Марш Черномора». Интересно сравнить сцену похищения и этот марш, выявить, что их объединяет. Подводя итог, класс, как правило, решает, что у Глинки в опере так и есть. После этого слушают в записи всю сцену. Сравнение сцены похищения в опере с тем, как описывает его А. Пушкин, позволит учащимся почувствовать и осознать, как композитор передал его в музыке, предопределив ее развитие («замерла душа…»). Сильнейший контраст резких ударов грома (весь оркестр), страшно, зловеще ниспадающих аккордов (гамма Черномора), которые действуют как сковывающая сила, и наконец — оцепенение: все затихло, замерло… Появление таинственной, завораживающей музыки оказывается для многих детей неожиданным и вместе с тем вызывает радость — она ведь уже знакома («мы ее пели»). Всех слов они не понимают, однако ясно слышат постоянно возникающее слово, похожее на слово «чудо». И действительно, свершилось какое-то чудо, но, скорее всего, что-то страшное. Не случайно так взволнованно звучит начальный вопрос «что случилось?» отца Людмилы, князя Светозара, очнувшегося как бы ото сна.
Целесообразно вновь вернуться к канону «Какое чудное мгновенье…» и спеть его теперь уже со словами, ощутив ту «невесомость», восторженное удивление, которым охвачены герои оперы.
 
В заключение дети со значительно бо́льшим интересом попытаются еще раз вслушаться во все происходящее в этой сцене.
 
Назад   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Далее

Назад