Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы
«Колыбельные». На двух разворотах предлагаются четыре колыбельные песни (три из них в разное время написали композиторы А. Островский, Е. Крылатов, Р. Паулс и одна народная латышская песня). Практика показывает, что детям очень нравятся все предложенные здесь песни. Они поют их с удовольствием, так как эта музыка бытует дома, часто исполняется по радио, телевидению. Не будем подробно останавливаться на вокально-хоровой работе, единственное замечание: во всех предложенных песнях, в том числе и в «Вечерней песне» А. Тома, постарайтесь определить с детьми интонацию колыбельной. Это поможет им успешно выполнить задание в рабочей тетради. «Мама», пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского, — отражение первой мысли ребенка до и после сна, лирическая, интимная. Постарайтесь с учащимися найти слова для мелодии П. Чайковского по аналогии с «Вечером» С. Прокофьева.
III к л а с с
В III классе в разделе «День, полный событий» сохраняется преемственность тем и образов с темами и образами предыдущих классов. Продолжается познание 62 стилевых особенностей уже знакомых детям композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Впервые появляется музыка Э. Грига. «Утро». На этом развороте даны две пьесы: «Утренняя молитва» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Эти музыкальные примеры позволяют услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей… Музыка П. Чайковского отображает спокойное душевное состояние ребенка. Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир. Музыкальные характеристики звучания пьес (слова на цветных плашках в учебнике) в полной мере соответствуют музыке как русского, так и норвежского композиторов. Обратите внимание учеников на детские портреты композиторов, на рисунки художника, передающие настроение, вызванное их музыкальными пьесами. Вспомните еще раз мелодию «Рассвета» М. Мусоргского, сравните ее с «Утром» Э. Грига. С музыкой П. Чайковского и Э. Грига дети встретятся снова на развороте «Певцы родной природы». Соотнесение этих страниц углубит музыкальную восприимчивость детей. «Портрет в музыке».«В каждой интонации спрятан человек». На этих разворотах продолжается знакомство с образами произведений С. Прокофьева. Прогулка озорного мальчика из «Детской музыки» (II класс) проложила путь к запоминающейся Болтунье, доброй Золушке, юной Джульетте. Песня «Болтунья», с которой учащиеся познакомились в I классе, построена в виде развернутого монолога, напоминающего эпизод из комической оперы.
Перед нами возникает портрет школьницы Лиды, без удержу болтающей о своих школьных нагрузках и увлечениях. Это как бы сценка, выдержанная в характере веселой скороговорки, чередующейся с мелодичным, очень выразительным и убедительно звучащим рефреном. Интересно сравнить тему (стремительно взлетающая гамма) Джульетты — озорной, резвой девочки и тему героя «Прогулки» из «Детской музыки» (оказывается, это та же гамма!). Данное сопоставление показывает нам «излюбленные музыкальные речения» композитора. Рассматривая их, следует постоянно возвращаться к музыкальному образу произведения, отмечать, что нового открывается для нас в нем.
Чрезвычайно важен вопрос: как композитор помогает нам «увидеть» и понять человека, с которым мы встретились в его произведении? Так, контрастное сопоставление трех тем Джульетты (в учебнике представлена нотная запись двух из них) раскрывает богатство ее образа, его неоднозначность. Знакомство с действующими лицами балета «Золушка» поможет учащимся в будущем понять, что драматургия балета основана на противопоставлении двух контрастных сфер: возвышенной любви, честности, сердечной доброты Золушки и ее волшебных покровителей и злобы, пошлости и корыстолюбия мачехи и ее дочерей.
Здесь сталкиваются лирика и гротеск, вдохновенная мечта и грубая житейская проза, романтические порывы и злая насмешка. Дополнительная информация Тема чистой любви занимает ведущее место в драматургии и музыке балета. «Самую Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего, переживающего и волнующего нас, — говорил С. Прокофьев. — Мы стремились, чтобы зритель не оставался равнодушным к горестям и радостям скромной, мечтательной Золушки, горячего Принца, робкого папаши, злой мачехи, задорных вертушек-сестер, чтоб он увидел их чувствующими, переживающими». В изображении спесивых и злых сестер Золушки, в сценах придворных увеселений (бал во втором акте) композитор воспользовался ритмикой и фактурой западноевропейской танцевальной музыки XVII—XVIII вв. Лирические страницы балета, связанные с характеристикой самой Золушки, ее любви к Принцу, окрашены русской мягкостью и задушевностью. Особенно метко и выразительно композитор обличает жадную мачеху и двух ее сварливых дочерей (в либретто они именуются Кубышкой и Худышкой, в ленинградском варианте спектакля — Злюкой и Кривлякой). Музыка передает атмосферу ссор и потасовок, беспричинной злости и зависти. Мы словно слышим пронзительный визг вздорных «маменькиных дочек». То они дерутся из-за шали, зло топоча ногами, то, капризно жеманясь, готовятся к балу. Карикатурность образов подчеркнута скерцозной ритмикой, графичной, заостренной оркестровкой, пятнами диссонирующих гармоний. Музыка и балетное действие сливаются в едином характерном комическом образе. Композитор, как бы лукаво улыбаясь, вырисовывает смешные портреты героев сказки. Но как только на сцене появляется Золушка, музыка становится мягкой и лиричной. Темы Золушки словно озаряют все вокруг ласкающим светом красоты и человечности: в них запечатлена тихая грусть, красота первого чувства. Эмоциональный мир Золушки родствен миру Снегурочки Н. Римского-Корсакова, Джульетты самого С. Прокофьева. Первая тема, появившаяся во вступлении и затем неоднократно возникающая, задумчивая, нежная, напоминает о горькой судьбе Золушки (обилие красочных тональных сдвигов, хрупких хроматических оборотов придает этой теме оттенок грустной усталости). Вторая тема Золушки, тема ее любви к Принцу, порывистая, устремленная, широконапевная, на возбужденно пульсирующем тремоло, полна света и ликования. Для более содержательного восприятия учащимися довольно большого музыкального фрагмента сначала предложите им «продирижировать» основной темой «Вальса»: свободным, естественным движением руки сверху вниз подчеркнуть характер метрической пульсации — передать жестом полетность, взволнованность музыки, динамические нарастания, устремленность к вершине (кульминации). К тому же это позволит учителю увидеть, насколько эмоционально учащиеся откликаются на изменения в музыке, как переживают ее содержание.
Откликнутся ли дети жестом иного характера на неожиданно вторгшийся в музыку вальса бой часов? Важно, чтобы учащиеся не увлекались пересказыванием сюжета знакомой им сказки, а размышляли о характере музыки, о тех чувствах, настроении, которые в ней выражены, о различии и связи контрастных 64 музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла (радостная взволнованность Золушки, ее смятение и тревога, появляющиеся с первым ударом часов). «В детской». «Игры и игрушки». Среди русских композиторов XIX в. детская тема представлена и у М. Мусоргского в его вокальном цикле «Детская» на собственные слова. Однако это не песни для детей, а монологи от лица ребенка. Тематика вокального цикла, конечно же, перекликается с «Детским альбомом» П. Чайковского, отчасти с «Детской музыкой» С. Прокофьева. Сравните «С няней» («Расскажи мне, нянюшка…») М. Мусоргского и «Нянину сказку» П. Чайковского, «Сказочку» С. Прокофьева; «С куклой» М. Мусоргского и «кукольный» мини-цикл П. Чайковского; «На сон грядущий» («Господи, помилуй папу и маму и спаси их, Господи») М. Мусоргского и пьесы «Утренняя молитва» и «В церкви» П. Чайковского; «Поехал на палочке» М. Мусоргского и «Игра в лошадки» П. Чайковского. Предложите детям внимательно рассмотреть обложку издания вокального цикла «Детская», которую нарисовал И. Репин. Пусть они найдут здесь сюжеты пьес цикла, упоминаемых на этом развороте. Первая пьеса этого цикла «С няней» предлагается не только для слушания с учащимися, но и для эскизного разучивания мелодии. При этом обратите внимание учащихся на паузы, динамические оттенки и короткие фразы, подчеркивающие речитативность музыкальной интонации. Все это обогатит интонационную выразительность исполнения в целом.
Песня «С куклой» более доступна для разучивания с ребятами. Разучивайте ее постепенно, как бы проживая, проигрывая эту сценку из детской жизни; например, взяв на руки куклу, девочка начинает ее укачивать: «Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, — угомон тебя возьми…» Прерывает мотив колыбельной сердитый окрик: «Тяпа! Спать надо!» При этом Тяпа получает изрядный шлепок. Но, видно, эта негодница совсем не хочет спать. Подражая няньке, девочка начинает запугивать Тяпу: «Тяпа, спи, усни, Тяпу бука съест, серый волк возьмет, в темный лес снесет». Молчание… Тяпа лежит, брошенная на полу. Что делает тем временем девочка?.. Затем колыбельная продолжается. Своеобразной иллюстрацией к этой песне послужит картина М. Добужинского «Кукла». Друг М. Мусоргского — художник В. Гартман говорил: «Цикл „Детская“ — это не романсы и не песни, а настоящие драматические сценки, их надобно было бы исполнять в декламации талантливой актрисы или певицы, на сцене, в костюмах и среди декораций». «На прогулке». О теме «Прогулка» М. Мусоргского было уже подробно написано выше. Если это произведение третьеклассники будут слушать впервые, то можно предложить такие варианты работы для учителя:
Вариант 1. Учитель говорит учащимся, что сейчас прозвучит мелодия, которая рисует портрет человека, занятого очень интересным для него делом, и предлагает ответить, откуда он и что делает. (Звучит «Прогулка».) Ребята обычно находят удивительно верные ответы: «Это русский человек, который очень размашисто ходит»; «Он рассматривает что-то, останавливается и снова 65 прохаживается». Затем учитель предлагает детям прогуляться вместе с композитором по выставке картин — познакомиться с отдельными пьесами «Картинок с выставки».
Вариант 2. Учитель предлагает детям представить, что они находятся на выставке одного художника, который демонстрирует свои полотна. На этой выставке много посетителей, в их числе — композитор, написавший эту музыку. (Звучит «Прогулка».) После перечисления названий частей (картинок) сюиты и прослушивания «Прогулки» дети должны ответить, можно ли по ее интонации узнать, какому народу принадлежат эта музыка и композитор, ее написавший. Пусть учащиеся постараются доказать свое мнение. Мелодию «Прогулки», как и многих других частей сюиты, можно спеть со словами. В. Соколов сделал переложение сюиты для детского хора, а текст написала Эм. Александрова: Эй, сюда заходи, заходи, народ честной! Заходи, погляди на картины дивные! На людей, на птиц да на земли дальние! Ты воспой, ты восславь сердце доброе, Щедрость да разум, руки искусные люда русского! «Тюильрийский сад» — это радостная, залитая ослепительным светом картина детства, природы, счастья. Звонкий регистр, мажорный лад, упругий ритм, напоминающий детскую считалку, — все эти средства воплощают любимые композитором детские образы. По авторской программе — это сцена ссоры. По- детски непосредственной теме первой части противопоставлена средняя часть. Она как бы передает речь нянюшек, которые успокаивают ссорящихся детей. На смену звонкому, высокому регистру и возбужденному движению первой темы приходит спокойный средний регистр, повторы убеждающих интонаций. Весь сценарий «музыкальных событий» здесь принадлежит самому М. Мусоргскому, так как у художника сведения о картине очень скупые: «Сад в Тюильри — рисунок карандашом». Рисунки В. Гартмана стали поводом, толчком для написания «Картинок с выставки». Сюита ни в коей мере не должна рассматриваться как музыкальная иллюстрация рисунков. Пьесы М. Мусоргского совершенно самостоятельные художественные образы. Некоторые рисунки В. Гартмана сохранились. Три из них представлены в учебнике для II класса. Современный художник, откликаясь на музыкальные образы М. Мусоргского, нарисовал иллюстрацию к «картинке» «Лиможский рынок». Интересным методическим ходом учителя будет предложение детям нарисовать свои впечатления от прослушанной музыки. При этом названия пьес не сообщаются, иначе рисунки будут отвечать прежде всего названию и не отразят собственно музыкальные ассоциации ребенка. Еще с одной «французской» зарисовкой — пьесой «Старый замок» учащиеся познакомятся уже в IV классе. Вновь надо обратить внимание на вопросы в учебнике.
Еще раз подчеркнем, что с первых занятий важно учить детей вслушиваться в музыкальную речь каждого композитора, отличая произведение одного автора от другого. «Вечер». Разворот знакомит учащихся с песнями, вернее, романсами известных композиторов. Музыка М. Мусоргского, П. Чайковского, Э. Грига, поэзия А. Плещеева, живопись В. Марковой дают почувствовать им идиллическую картину вечернего покоя, тишины.
Предложите ребятам определить образное содержание музыки по ее звучанию сначала в фортепианном варианте. После того как они выскажутся о настроении, которое выражает тот или иной романс, можно спросить, о чем рассказывает музыка, как они это почувствовали, и рассмотреть репродукцию картины, представленной в учебнике. Затем можно приступить к разучиванию наиболее понравившегося произведения, добиваясь кантилены, широты дыхания, протяжного звучания гласных и короткого произношения согласных. Можно вновь вернуться к уже знакомым произведениям этих композиторов, постараться найти характерные черты их музыкального почерка. IV к л а с с В IV классе раздел учебника «День, полный событий» переносит учащихся в пушкинские места Псковского края. Расширим материал этого раздела и назовем его «Листки из альбома». Каждый из них будет представлять некую партитуру урока или музыкально- литературной композиции. (Возможно и их использование на каком-либо внеклассном мероприятии.) Посмотрим на «равнодушную природу» глазами поэта, послушаем музыку, которую слышал Александр Сергеевич Пушкин во время Михайловской ссылки, вспомним мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта. Дополнительная информация Приятно путешествовать, заранее зная маршрут, а пушкинские маршруты и географию путей его героев знает почти каждый. Здесь, в Михайловском, написаны замечательные произведения, главы романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», поэмы «Цыганы», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане…» и многие стихотворения. Необыкновенно хороши окрестности Михайловского, особенно сосновые леса, с маленькими прозрачными озерами, холмы с извилистыми песчаными дорогами и тропинками, хорош весь этот простор не уныло пологой равнины, а богатой своей суровой роскошью северной природы. Здесь было где часами ходить пешком и целые дни пропадать верхом на лошади. Осенью 1824 г. начинается знаменитый период жизни А. Пушкина, заполненный чтением, творческим трудом и спокойным сельским досугом в обществе любимой няни и в дружеском общении с семьей Осиповых, соседей из Тригорского. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Листок первый. Звучит фортепианная пьеса М. Мусоргского «В деревне».
Учитель читает стихи: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Мы с вами в Михайловском. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места. Природа здесь неяркая, неброская, но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах. Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня — вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг. Больше всех времен года любил поэт осень. Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Послушайте, как в одной строке меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад, печально и тихо на душе… И вдруг — «очей очарованье!..».
Мы не случайно предложили вам послушать стихи, а не прочитать их — каждая строка у А. Пушкина звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. Характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского (минор — мажор) близок настроению стихотворения А. Пушкина. «Замечательная „Осенняя песнь“, — писал Б. Асафьев, — является как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи». Рассматривая картину художника В. Попкова, учащиеся, вероятно, также неоднозначно воспримут ее художественный образ. Это не просто дивная, осенняя природа. Элегичность всего строя картины несет в себе в то же время тревожное предчувствие. Искусство А. Пушкина, П. Чайковского, М. Мусоргского, В. Попкова — это родственный взгляд на мир. В заключение интересно обратиться к уже знакомым детям пьесам «Осень», «Пастораль» Г. Свиридова и после их прослушивания сравнить их с музыкой П. Чайковского и М. Мусоргского, прозвучавшей на этом уроке. Так ребята почувствуют, услышат, увидят родной край сердцем композитора, художника, поэта. «Зимнее утро». Листок второй. Звучит фортепианная пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, с ней учащиеся познакомились в I классе. …не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня… Послушайте и разучите с учащимися романсы с одинаковым названием «Зимняя дорога» композиторов В. Шебалина, В. Кюи и русскую народную песню. Предложите учащимся подумать, в каких сочинениях больше «солнца», в каких — «мороза». Что помогает им это определить? По какой из зимних дорог им хотелось бы прокатиться и почему? Пусть они подберут картины художников, созвучные их настроению, переданному музыкой.
«Зимний вечер». Листок третий. Зимний день короток. Вот и вечер наступил. Эти страницы посвящены музе А. Пушкина — его няне Арине Родионовне: Ты, детскую качая колыбель, Мой юный стих напевами пленила И меж ветвей оставила свирель, Которую сама заворожила.
В учебнике дети увидят домик няни Пушкина и портрет Арины Родионовны Яковлевой, которая нежно и горячо любила своего «неуимчивого» «любезного друга», не стеснялась обращаться к нему, когда следовало, со словом укоризны и «неизменно тревожилась о нем своим преданным и благородным чувством». Арина Родионовна была простой крестьянкой и необыкновенной сказочницей. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин знал так много, услышал он от нее. Не гаснул долго огонек В уютной няниной избушке, И слушал, слушал няню Пушкин, Катилась сказка, как клубок.
Н. Языков «От отрочества до самой могилы, — писал И. Аксаков, — этот блистательный, прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиниц, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность — не к матери, а к „мамушке“, к няне, и с глубоко искреннею благодарностью величать в ней первоначальную свою Музу».
Звучит пьеса П. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена года». Она переносит нас в кабинет А. Пушкина. К ней в своем альбоме П. Чайковский взял в качестве эпиграфа поэтические строки Пушкина: И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка догорела. Эти стихи удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой — словно сотканной из мирной неги зимнего вечера, проведенного у камина, где так отрадно думать, вспоминать о невозвратном прошлом, грезить о будущем… И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся настороженным вопросом, вносит ощущение легкой тревоги, печального предчувствия. И снова — тишина, полная поэтического очарования. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном… Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…
Может быть, А. Пушкин вспоминает своих лицейских друзей? Эти стихи — одни из самых известных в творчестве поэта. На них сочинено два музыкальных произведения: романс лицейского друга поэта Михаила Яковлева и русская народная песня. Сравните с детьми мелодию романса, написанного композитором, с русской народной песней и разучите их, ответьте на вопросы этого разворота.
«Что за прелесть эти сказки!» Листок четвертый. Эти страницы посвящены сказкам А. Пушкина, которые вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут… Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане…» Н. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин та же, что и в стихах А. Пушкина. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта тема «пронизана» короткими аккордами челесты («челеста» по-русски — «небесная»). И в холодноватых, «небесных» звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны — идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре, тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! А в ней плачет, бьется царица — всхлипывают флейты и кларнеты, скрипки и гобои. Какую музыкальную картину написал Н. Римский-Корсаков! «И растет ребенок там не по дням, а по часам». Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия — тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к низкому тембру валторн, словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Слушаешь музыку, читаешь поэтические строки и представляешь полотна А. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина.
«Три чуда». Листок пятый. Продолжение музыкальной сказки. Есть в сказке А. Пушкина и в опере Н. Римского-Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Симфоническая картина «Три чуда» предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане…». Мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации (некоторые из них подсказал А. Пушкин): белочка поет «Во саду ли, в огороде», а царевна Лебедь «речь-то говорит, словно реченька журчит»… Тема царевны Лебеди соткана из интонаций русских народных песен (ее вокальный вариант учащиеся могут эскизно разучить). В музыке слышится и тяжелая поступь витязей-богатырей, и шум «бурливого моря». Примерные вопросы к учащимся вы найдете на разворотах учебника. Пусть ребята разучат хор «Не в саду, не в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане…». Чем он отличается от народной песни? Куплет за куплетом звучит одна мелодия, но как она расцвечивается! В оркестре меняются тембры инструментов (колорит, краска звучания). Появляются интонации, которые изображают даже переливы драгоценных изумрудов. «Ярмарочное гулянье». Листок шестой. Он посвящен Святогорским ярмаркам, которые любил посещать А. Пушкин. Эти ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Главной была ярмарка в «девятник» (в девятую пятницу после Пасхи). Святогорская ярмарка в «девятник» была самой большой в уезде по обилию товаров. Чего только здесь не продавали: холст, рыбу, кожу, перо, а также разные лакомства! Какую же музыку мог слышать поэт на ярмарке? Пастушьи наигрыши на заре, веселые народные плясовые под балалайку, гармонику, ансамбли ложкарей, звуки шарманки, волынки, напевы и пляски цыган.
Дополнительная информация «Во время бывших в Святогорском монастыре ярмарок, — вспоминал А. Д. Скоропост, заштатный псаломщик, по записи послушника Святогорского монастыря Владимирова, — Пушкин любил ходить, где более было собравшихся старцев (нищих). Он, бывало, вмешается в их толпу и поет с ними разные припевки, шутит с ними и записывает, что они поют, а иногда даже переодевается в одежду странника и ходит с нищими по ярмарке… На ярмарке его всегда можно было видеть там, где ходили или стояли толпою старцы, а иногда он ходил, задумавшись, как будто кого или чего ищет». А торговец М. И. Лапин из Опочки писал в своем дневнике: «1825 год… 29 мая в Святых Горах было о девятой пятницы „на Святогорской ярмарке“… и здесь имел щастие видеть Александра Сергеевича г-на Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждою. У него была надета на голове соломенная шляпа — в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою, с железною в руке тростию с предлинными чорными бакенбардами, которые более походят на бороду, также с предлинными ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю около половины дюжины». (Пушкин и его время. — М., 1997.)
Иллюстрацией к этому листку служит картина Б. Кустодиева «Ярмарка». Предложите учащимся послушать мотив пастушьего наигрыша из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (заключительная сцена письма Татьяны) или уже знакомую детям «Пастораль» Г. Свиридова, а также пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Мужик на гармонике играет» и «Камаринская»). Многие музыкальные произведения, которые могли бы звучать на ярмарочном гулянье, учащиеся могут назвать самостоятельно, опираясь на свой слуховой опыт.
На уроке разучите две песни из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку» и «Девицы-красавицы». Определите жанр этих песен. Подумайте, чем отличаются друг от друга два народных инструмента — волынка и шарманка. Все музыкальные произведения, о которых шла речь выше, написаны одним композитором, но в то же время очень похожи на подлинно народные мотивы. Они просто и легко запоминаются и разучиваются. Разыграйте эти песни с учащимися в классе. «Святогорский монастырь». Листок седьмой. Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святогорский монастырь, причем, как передают, всегда входил в монастырь через восточные ворота, обращенные в сторону села Михайловского (впоследствии они были названы «пушкинскими»). По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами.
«Придя в Святые Горы в „Девятник“, т. е. в девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, — писал Л. Софийский, — Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад к слободе Тоболенец, и здесь он прислушивался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об Архангеле Михаиле, о Страшном суде и тому подобные кантаты, а иногда и подпевая им и сам». «Приют, сияньем муз одетый…» Листок восьмой. Он отдан романсам. В нескольких верстах от Михайловского было имение местных помещиков Осиповых-Вульф. Владелица поместья Прасковья Александровна Осипова (по первому мужу Вульф) жила с детьми и племянниками в просторном уютном доме. Сюда часто по вечерам приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Приду под липовые своды, На скат Тригорского холма…
В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса… Центром этих собраний был А. Пушкин. Он устраивался на диванчике в углу и готовился слушать музыку. Кто-то снимал со стены гитару, начиная ее настраивать, кто-то садился к роялю, перебирая лежащие на нем ноты, находил что-то интересное и предлагал гитаристу: «Споем романс…» В то время был очень популярен романс на стихи поэта И. Козлова «Ночь весенняя дышала». Эти стихи в уютном сельском имении распевали на итальянскую мелодию. На эти же стихи М. Глинка написал романс «Венецианская ночь». «Скажи от меня Козлову, — писал А. Пушкин поэту А. Плетневу, — что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет его „Венецианскую ночь“ на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит ее, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему ее услышать». А «прелесть» эта была Анна Петровна Керн, которой поэт посвятил замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». И. Козлов, прекрасный русский поэт (он автор знаменитого «Вечернего звона»), к тому времени совсем ослеп и был прикован к постели, поэтому Пушкин и называл его «милым, вдохновенным слепцом». На подобных вечерах звучали фортепианные ансамбли Гайдна и Моцарта, музыка «упоительного» Россини
. Сочинения итальянского композитора очень нравились А. Пушкину. Вот и закончился день, полный событий, А. Пушкина. Все это время с нами были стихи поэта и музыка. Рассмотрите внимательно вместе с детьми портрет А. Пушкина работы О. Кипренского. Только ли поэт изображен на нем? Подумайте, почему А. Пушкин в своих стихах постоянно обращается к музе и лире. Наше путешествие хочется завершить словами современного поэта Д. Самойлова: Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу. 1
С. Прокофьев не раз возвращался к этим пьесам: в 1941 г. он сделал из них семичастную симфоническую сюиту «Летний день» («Утро», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние», «Марш», «Вечер», «Ходит месяц над лугами»). Пьесы «Тарантелла», «Шествие кузнечиков» и «Пятнашки» С. Прокофьев просил не включать в избранные сочинения. Не объясняется ли это тем, что его «Детские песенки» содержат подобные токкатно-скерцозные образы, или тем, что вышеназванные пьесы были сочинены им в детском возрасте и, по его мнению, являлись несовершенными?
2 Остинато — итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый — многократное повторение какого-либо мелодического или только ритмического, порой и гармонического оборота.
О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка»1. Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся I—IV классов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме. Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций.
Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две самостоятельные линии: святые земли Русской и значимые праздники православной церкви. II к л а с с
Во II классе данный раздел открывают страницы, на которых учащиеся увидят величественный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и картину «Северная идиллия», принадлежащую кисти замечательного русского живописца К. Коровина. «Великий колокольный звон». На уроке учащиеся услышат звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского. (Заметим, что к этому музыкальному фрагменту учащиеся вновь обратятся в IV классе в разделе «День, полный событий», когда будут знакомиться с музыкой, которая сопровождала А. Пушкина в Святогорском монастыре, где поэт, несомненно, слышал колокольные звоны.)
Колокольные звоны Московского Кремля проходят через всю оперу М. Мусоргского: пролог начинается с праздничного перезвона «венчания на царство»; в келье Чудова монастыря раздается приглушенный звон к заутрене; в царском тереме под скорбный вечерний перезвон Борис терзается угрызениями совести; в Грановитой палате царь умирает под погребальный звон; на лесной поляне, под Кромами, тревожно и грозно звучит набат, извещающий Русь о новой беде. Нам хотелось, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма учащиеся запомнили благовест.
По образному выражению о. Александра Меня, благовест является «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви». Обратите внимание детей на связь рисунков колоколов и нотной записи колокольного звона. Большая величина нот и их расположение как бы передают поочередное звучание двух могучих колоколов (благовест), переходящий в радостный трезвон, который изображен более мелкими нотами.
В дальнейшем ребята услышат и торжественный перезвон, которым встречали победоносных ратников; и так называемый всполошный колокол, предупреждавший жителей города о появлении неприятеля; и набатный колокол, который оповещал о войнах и пожарах; и метельный звон, помогавший найти дорогу заблудившимся путникам. Одни люди любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения.
Второклассники встретятся с имитацией на фортепиано торжественного перезвона колоколов и церковного песнопения в «Богатырских воротах» М. Мусоргского, с набатным колоколом в четвертой части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — «Вставайте, люди русские». Можно прочитать стихи М. Цветаевой, звучание которых позволяет услышать колокольность, выраженную в слове: Семь холмов — как семь колоколов, На семи холмах — колокольни. Всех счетом: сорок сороков, Колокольное семихолмие! Сравнение разных колокольных звонов приблизит детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве. (В «Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс» предлагается запись — «Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон» Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой лавры.) «Звучащие картины». Картины И. Левитана и А. Лентулова, помещенные на этих страницах, позволят детям представить разные колокольные звоны, что усилит их полное таинственности впечатление от прозвучавшей музыки. «Разбросанные» на цветных плашках слова предлагаются учащимся для определения характера «звучания» картин, их эмоционального настроения.
Неоднократное выполнение аналогичных заданий способствует расширению эмоционального словаря школьников. На данном развороте отсутствует музыкальный ряд: авторам не хотелось предлагать иллюстрирование музыки картинами, навязывать какие-либо произведения. Это целиком творческая работа учителя и учеников каждого конкретного класса. Однако если подпись под картиной И. Левитана «Вечерний звон» ассоциируется с аналогичным названием русской народной песни, то название картины А. Лентулова «Небосвод» может вызвать некоторые затруднения. Предложите учащимся на выбор несколько произведений русской музыки: «Мелодию» П. Чайковского, «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. Бородина, «Вокализ» С. Рахманинова, «Вечернюю музыку» из симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина и др.
В подборе произведений опирайтесь на собственные ассоциации и на то эмоциональное состояние, которое возникнет у детей. «Святые земли Русской». Два разворота посвящены музыке из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева и народному духовному песнопению о Сергии Радонежском.
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220—1263) и Сергию Радонежскому (1314— 1392) — святым земли Русской. Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление. Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы. Для того чтобы на уроках вести беседу с учащимися об этих русских людях, необходимо ответить себе на самые простые вопросы: когда жили Александр Невский, Сергий Радонежский? Что они сделали для Руси? Какие подвиги так прославили их имена? Чем дорога народу их память?
Чтобы понять смысл их подвига, расскажите о них учащимся немного подробнее. Дополнительная информация Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский: Он чувства сердца разделил Между Отчизною и Богом. Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха.
«Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего — Александра Македонского, и не просто читал — палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца 2 к сыну. Иначе бы Русь погибла» .
Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.
После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский». Прошло много лет… Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия. Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра. «Песня об Александре Невском» — 2-я часть кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Звучит она и в начальных кадрах фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». «Кто придет на Русь, будет насмерть бит» — такова основная мысль этой части кантаты. Текст песни будет интересен учащимся и поможет учителю более вдумчиво и осознанно работать с фрагментами кантаты. К «Песне об Александре Невском» предлагается вернуться и в III, и в IV классах, каждый раз на качественно новом обобщающем уровне. Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми. Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами. На втором году обучения есть все основания обратить внимание ребят на звучание аккомпанемента («гусельные» переборы арф) — этим подчеркивается характер эпического рассказа и средней части хора «Ух, как бились мы, как рубились мы!». Но она более оживленна и картинна: слышны звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей, а тяжелые ритмические акценты напоминают о могучей поступи богатырей.
Несомненно, учащиеся услышат, как меняется характер звучания хора, как величавому запеву противопоставляется более подвижная середина, повествующая о давно отгремевших битвах, о победах князя Александра над шведами. Все это передано в оркестре сочетанием пиццикато у струнных, форшлагов у деревянных, военно-маршевых интонаций у ударных инструментов. Картины художников М. Нестерова и П. Корина помогут учащимся полнее представить себе своего далекого предка. Пусть ребята сопоставят образы Невского — святого и воина — в этих картинах и в музыке С. Прокофьева. Для людей старшего поколения образ Александра Невского связан с кинообразом артиста Н. Черкасова.
Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси. Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб — символ святости. От картины веет покоем и умиротворением. Какими словами из песен могут подписать учащиеся эти картины? Это будет зависеть от вдумчивой, кропотливой работы учителя с произведениями музыкального и изобразительного искусства. Аналогично картинам звучит контраст и в музыке: «Песня об Александре Невском» и набатный хор «Вставайте, люди русские». Учителю предлагается эскизно разучить с учащимися и мелодию «Песни об Александре Невском», и две темы хора «Вставайте, люди русские» — к этой музыке они вернутся еще не раз. «Песня об Александре Невском» С. Прокофьева и народное песнопение о Сергии Радонежском в чем-то похожи. Степенная, повествовательная интонация неспешно рассказывает нам об их жизни. Но если «Песня об Александре Невском» — развернутый эпический рассказ, то народное песнопение — простой, многократно повторяющийся напев, который дети могут разучить, ориентируясь на нотную запись в учебнике. Дома можно выполнить задания, помещенные в рабочей тетради.
Дополнительная информация В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз.
Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж — радостное место. Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество. М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы.
В «Видении…» М. Нестеров показал себя тонким пейзажистом и психологом, ибо сумел передать гармонию душевного покоя человека через одухотворенную красоту и гармонию русского пейзажа. Эскизы художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от бывшего города Радонежа. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю. Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным. 78 Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря. Это историко-культурное отступление объясняет отдельные четверостишия народного песнопения о преподобном Сергии Радонежском, предложенного в рабочей тетради и в учебнике
. Сергий был известен не только своей духовной жизнью, но и участием в политической жизни страны, об этом также повествует народное песнопение: Он отвращал молитвой беды, И в грозный час у Бога сил, Дар силы, славы и победы Стране родимой испросил. Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую битву за землю и веру. Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе». «Утренняя молитва». «В церкви». Службы в православном храме — это прежде всего молитвы.
Во II классе мы начинаем косвенное знакомство с ними через пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода. П. Чайковский начинает свой альбом с «Утренней молитвы». Так начинался в его время день каждого ребенка. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих незамысловатых, по-детски наивных строчек: Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра. Она, как свет, Нам душу освещает. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь». Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребенка на благие дела, любовь. Музыка последней пьесы альбома «В церкви» звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся не в детской перед лампадой, а в церкви. Мелодия повторяет церковную молитву «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей…». Пьеса написана для фортепиано, а слышится, будто благоговейно и строго звучит хор, гармонично сливаясь с тяжелыми ударами большого церковного колокола. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Сравнительный интонационный анализ двух пьес альбома не только углубит эмоциональное впечатление от музыки, но и будет содействовать пониманию особенностей композиции (формы) произведений. В обеих пьесах чрезвычайно выразительное значение имеет кода. В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и выражено (передано) то состояние, которое возникает после нее: просветление — после «утренней молитвы» (восходящее движение на diminuendo, приводящее к pianissimo) и успокоение — после «вечерней молитвы» (тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса — как бы замирающего вдали колокола). Сравнение окончаний пьес может подсказать учащимся место каждой из них в «Детском альбоме». На вопрос, какая из них открывает альбом, а какая его завершает, ребята смогут ответить сами. Другой самостоятельной линией в разделе «О России петь — что стремиться в храм», как мы уже говорили, является знакомство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской православной церкви. Двунадесятыми называются важнейшие 12 праздников русской церкви, отражающие события из жизни Иисуса Христа и Богородицы. Об этих праздниках можно прочитать в статьях Т. Шмашной и А. Кружаловой в журнале «Искусство в школе» (2000. — № 6, 2001. — № 1—5). Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получают в I классе.
Во II классе вспоминают историю этого праздника и разучивают славянские песнопения, посвященные ему. Дополнительная информация Две тысячи лет прошло с тех пор, как родился Спаситель мира Иисус Христос. Произошло это величайшее чудо на святой земле Палестины, в маленьком городке Вифлееме. До 1917 г. праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России.
В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране в малых и больших церквах совершалось торжественное богослужение. Россияне еще накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую елку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно — при Петре I. Вечнозеленые ели и другие растения (можжевельник, лавр, омела) были символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы. Для того чтобы рассказать историю этого праздника, обратимся к евангельскому повествованию. В тот период в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи. Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и старца Иосифа, в доме которого она жила, происходили из Вифлеема. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем. Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было. Они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось «вертеп». Ночью у Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Об этих событиях рассказывает и стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда». Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла… Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.
Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы, или мудрецы, — ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь, и поклониться ему. Ирод, прослышав о появлении необычной звезды и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, поэтому он принял решение убить Младенца. Волхвы вновь увидели ту самую новую звезду, которая явилась им на востоке, на сей раз она, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары. И вновь процитируем Б. Пастернака: А рядом, неведомая перед тем… Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней. …Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. Евангельская история о Рождестве Христове дается нами не только как историко-культурологическая справка — главное здесь то, что события двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далекого прошлого, и современности. Об этом событии поется в песнях, помещенных на страницах учебников I и II классов. Наряду со славянскими песнопениями предлагается разучить хорошо известные мелодии народов Европы. Все песни о «рождественском чуде» полны радости и удивительно напевны, ни в одной из них нет ликования. Они воспевают святую ночь, даря людям душевный покой и приобщение к великой тайне. Исполнение мелодии Ф. Грубера «Тихая ночь», так же как и «Колыбельной» (польская народная песня), может сопровождаться пластическим интонированием, легким покачиванием в такт мелодии. Мелодия Ф. Грубера для учащихся I класса может оказаться сложной для исполнения, несмотря на это, предлагаем познакомить детей с этим сочинением: они могут исполнить его эскизно, подпевая учителю, обязательно прослушать на аудиокассете и вновь вернуться к ней во II классе.
Дополнительная информация
Придя на Русь, христианство не нарушило ее национальной самобытности, а, наоборот, обогатило культуру народа и его быт. Так, например, крестьяне праздновали Рождество весьма своеобразно, исходя из своих знаний о рождении Иисуса Христа. В сочельник (день накануне праздника) до самого вечера, точнее, до появления на небе первой звезды (в воспоминание о вифлеемской) никто ничего не ел и не садился за стол. На широком небосклоне, В звездном ярком хороводе Светит дивная звезда. Всюду луч она заронит, Где людское горе стонет, — В села, рощи, города. Луч доходит до светлицы И крестьянки, и царицы, И до птичьего гнезда. Он вскользнет и в дом богатый, И не минет бедной хаты Луч волшебный никогда… Всюду ярче радость блещет, Где тот звездный луч трепещет И не страшна там беда, Где засветится звезда. И. Гриневская В обычае было с самого утра 25 декабря (7 января) славить Христа на улицах и площадях. Обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою назывался колядованием или славлением. Песни, исполняемые при этом, назывались колядками. Обычно славлением занимались дети, которые ходили по домам с вертепом или звездой. Звезду делали из бумаги величиной более полуметра, раскрашивали красками и освещали изнутри свечами, отчего рисунок и лучи звезды становились прозрачными. Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильщики двигали фигурки и разыгрывали сцены рождения Христа. При этом совершались песнопения о рождении Младенца Иисуса, а в заключение добавлялись от себя различные песни или колядки.
Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Далее
Назад
|
|
|