на главную контакты карта сайта

Литература. 10 класс.  

Н. В. БЕЛЯЕВА
А. Е. ИЛЛЮМИНАРСКАЯ
В. А. ФАТКУЛЛОВА

ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. И. КОРОВИНА

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ТИПОВ

ВАРИАНТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Урок 1.
«Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!» Введение

Гавриил Романович Державин

Урок 2.
«Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина

Урок 3.
«Где добродетель обитает…» Традиции и новаторство в творчестве Державина

Василий Андреевич Жуковский

Урок 4.
«У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое». Личность и судьба Жуковского

Урок 5. «Жуковский — это литературный Коломб Руси». Обучение анализу лирического текста

Константин Николаевич Батюшков

Урок 6.
«И в радости взываю: о музы! Я пиит!» К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова

Урок 7.
«Только дружба обещает мне бессмертия венок…» Философские элегии Батюшкова

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика

Урок 8.
«Пушкин — это наше все». А. С. Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути

Урок 9.
«Печаль моя полна тобою…» Любовная лирика Пушкина

Урок 10.
«Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Урок 11.
«Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

Урок 12.
«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога!»

Урок внеклассного чтения.

Тема дороги в лирике Пушкина Александр Сергеевич Пушкин.

«Евгений Онегин»
Урок 13.
«Пишу не роман, а роман в стихах…». «Евгений Онегин»: творческая история романа. Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа

Урок 14.
«Был ли счастлив мой Евгений?» Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. Онегин и Ленский

Урок 15.
«Татьяна, милая Татьяна!» Татьяна Ларина — пушкинский идеал женщины. Татьяна и Ольга

Урок 16.
«А счастье было так возможно…» Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

Урок 17.
«Там некогда гулял и я…» Образ автора и его композиционная роль в романе «Евгений Онегин»

Урок 18.
«Здесь его чувства, понятия, идеалы…» Белинский о романе «Евгений Онегин»

Уроки 19—20.
«Энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

Урок 21.
«Гений и злодейство — две вещи несовместные…»

Урок внеклассного чтения. Проблемы маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Уроки 22—23.
Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Михаил Юрьевич Лермонтов. Лирика
Уроки 24—25.
«Печально я гляжу на наше поколенье…» М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»

Урок 26. «Мне грустно, потому, что я тебя люблю…» Адресаты любовной лирики Лермонтова

Урок 27.
«Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Урок 28.
«Что же мне так больно и так трудно?» Философская лирика Лермонтова. Тема Родины Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени»

Урок 29.
«Неужто тамошняя молодежь вся такова?» Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Уроки 30—31.
«Зачем я жил?» «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Урок 32.
«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа

Урок 33.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина

Урок 34.
«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина

Уроки 35—36.
Классное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Николай Васильевич Гоголь

Урок 37.
«Хочется… показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Гоголе. Замысел «Мертвых душ»

Уроки 38—39.
«Эти ничтожные люди». Образы помещиков в «Мертвых душах»

Урок 40.
«Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души»

Урок 41.
«И как чудна она сама, эта дорога!» Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков — центральный герой поэмы

Урок 42.
«Мертвой души не может быть…» Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя

Урок 43.
«Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме

Урок 44.
«Дело, взятое из души». Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их значение в творческом пути Гоголя

Уроки 45—46.
Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»

Иван Александрович Гончаров

Урок 47.
«Между действительностью и идеалом лежит тоже бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда». Очерк жизни и творчества Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»

Урок 48.
«Наше имя — легион…» Обломов — «коренной народный наш тип». Что такое обломовщина?

Урок 49.
«Любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром…» «Обломов» как роман о любви

Урок 50.
«Золотое сердце» или «русская лень»? Роман «Обломов» в русской критике

Александр Николаевич Островский

Урок 51.
«Я тружусь всю жизнь». Слово об Островском. Личность и судьба драматурга

Урок. 52.
«Самое решительное произведение Островского». Истории создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе Островского «Гроза»

Урок 53.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу Калинову

Урок 54.
«Такая уж я зародилась горячая». Протест Катерины против «темного царства»

Урок 55.
«Что тут должен делать критик?» Споры вокруг пьесы «Гроза»

Урок 56.
«Я верю в колдовство любви». Урок внеклассного чтения. Любовь в пьесах Островского

Уроки 57—58. Зачетное занятие за первое полугодие

Иван Сергеевич Тургенев

Урок 59.
«Вся моя биография — в моих сочинениях». Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя

Урок 60.
«И даль свободного романа…» Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Урок 61.
«Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“». Базаров — герой своего времени

Уроки 62—63.
«Меж ними все рождало споры…» «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Урок 64.
«За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье». Любовь в романе «Отцы и дети»

Урок 65.
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 66.
«Кто ж вам милей: отцы иль дети?» Споры вокруг романа «Отцы и дети»

Уроки 67—68.
Классное сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети»

Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет

Урок 69.
«Не то, что мните вы, природа…» Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике

Урок 70.
«Нежней мы любим и суеверней…» Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений

Урок 71.
«Тебя любить, обнять и плакать пред тобой…» Страницы жизни Фета. Стихи о любви

Урок 72.
«Но верь весне…» Философия природы в лирике Фета

Урок 73.
«Здесь духа мощного господство…» Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Николай Алексеевич Некрасов

Урок 74.
«Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

Урок 75.
«Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова

Урок 76.
«Кнутом иссеченная муза». Некрасов о поэтическом труде

Урок 77.
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Урок 78.
«У каждого крестьянина душа, что туча черная — гневна, грозна — и надо бы громам греметь оттудова…» Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Урок 79.
«…Жить для счастия убогого и темного родного уголка». Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Урок 80.
«В высшей степени правдив и человечен». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

Урок 81.
«Хотя животные, а все-таки цари…» Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

Уроки 82—83.
«Мрак времен». Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города». Образы градоначальников

Лев Николаевич Толстой

Урок 84.
«Какой художник и какой психолог!» Личность и судьба Толстого

Урок 85.
«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольских рассказов»

Урок 86.
«Как эпический писатель Толстой — наш общий учитель». История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

Уроки 87—88.
«Чтобы жить честно…» Жизненные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

Урок 89.
«Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»

Урок 90.
«Ум ума» и «ум сердца». Семья Ростовых и семья Болконских

Уроки 91—92.
«Более всего я любил мысль народную». Тема народа в романе «Война и мир»

Урок 93.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Кутузов и Наполеон

Урок 94.
«Какая сила управляет всем?» Истинное и ложное в романе «Война и мир»

Уроки 95—96.
«И в этом Толстой — лучший среди лучших». Особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Урок 97.
«Так что же нам делать?» Позднее творчество Толстого. «Воскресение», «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат»

Урок 98.
«Ах, война, что ты сделала, подлая!» Урок внеклассного чтения. Тема войны в современной литературе

Уроки 99—100.
Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

Федор Михайлович Достоевский

Урок 101.
«Человек, который весь борьба». Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя

Урок 102.
«Город полусумасшедших». Петербург Достоевского

Уроки 103—104.
«Я — дитя века». История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе

Уроки 105—106. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова и истоки его бунта

Урок 107.
«Плуты и подлецы они». «Двойники» Раскольникова

Урок 108.
«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой в романе Урок 109. «Их воскресила любовь». Эпилог романа

Уроки 110—111. «В первый раз человека увидала». Урок внеклассного чтения. Обзор романа Достоевского «Идиот»

Уроки 112—113. Классное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Николай Семенович Лесков

 Урок 114.
«Мятежный человек, полный бунтующих страстей». Слово о Лескове. Личность и судьба писателя

Урок 115.
«Русский человек со всем справится». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

Урок 116.
«Талант чисто художественный». Поэтика названия сказа «Очарованный странник»

Урок 117.
«Две Катерины». Урок внеклассного чтения. «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова

Антон Павлович Чехов

Урок 118.
«Большой, умный, ко всему внимательный человек…» Слово о Чехове. Личность и судьба писателя

Урок 119.
«Беспринципным писателем я никогда не был». Рассказы Чехова начала 80-х годов

Урок 120.
«Какое наслаждение — уважать людей!» Рассказы Чехова 90-х годов

Урок 121.
«Его врагом была пошлость». «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

Урок 122.
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»

Урок 123.
«Скверно вы живете, господа!» Урок внеклассного чтения. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и рассказ В. М. Шукшина «Шире шаг, маэстро!»

Урок 124.
«Чехов до сих пор не понят как следует». Особенности драматургии Чехова

Уроки 125—126.
«Никто не знает настоящей правды». «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 127.
«Куда же несешься ты, Русь?» Сад как символ в комедии «Вишневый сад»

Урок 128. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля

Уроки 129—134. Вечные вопросы зарубежной литературы

Уроки 135—136. Зачетное занятие за курс русской литературы XIX века

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО КУРСУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НЕКОТОРЫЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНЫХ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 11 КЛАССА, ПРЕДЛАГАВШИЕСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ В 1989—2000 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ РАЗНЫХ ТИПОВ

В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция — это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам.

Для качественной лекции необходимы: индивидуальность и глубокие знания лектора, умение нести четко организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом; строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам; живой литературный слог, свободное владение устной речью, так как лекция — это не диктант.

Школьная лекция по литературе отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому после 30—35 мин. лекции необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

 Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее следует спланировать сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы.

Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера.

При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и со стороны школьников.

На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить.

 В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля.

Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические (изобразительно-выразительные), синтаксические, композиционные особенности текста.

При изучении лирики — и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. Нередко на уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся в классе своими домашними наблюдениями исследовательского характера.

Далее

 

Назад