на главную контакты карта сайта

Литература для 7 класса. Методические советы. 

В. Я. КОРОВИНА

ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Введение
Первый урок
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины Пословицы и поговорки
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XVIII века
М. В. ЛОМОНОСОВ, Г. Р. ДЕРЖАВИН

ЛИТЕРАТУРА XIX века
В. А. ЖУКОВСКИЙ. «Лесной царь» А. С. ПУШКИН. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина» М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «Песня про┘ купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива┘», «Ангел», «Молитва» Н. В. ГОГОЛЬ. «Тарас Бульба» И. С. ТУРГЕНЕВ. «Бирюк», «Бежин луг», «Стихотворения в прозе» Н. А. НЕКРАСОВ. «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом┘» М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Л. Н. ТОЛСТОЙ. «Детство» А. П. ЧЕХОВ. «Хамелеон», «Злоумышленник» И. А. БУНИН. «Цифры», «Лапти», стихотворения «Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе Повторение пройденного материала

ЛИТЕРАТУРА XX века
М. ГОРЬКИЙ. «Детство» Л. АНДРЕЕВ. «Кусака» В. В. МАЯКОВСКИЙ. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» А. П. ПЛАТОНОВ. «Юшка», «Неизвестный цветок» А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Стихотворения Стихи, рожденные войной Ф. А. АБРАМОВ. «О чем плачут лошади» Е. И. НОСОВ. «Кукла», «Живое пламя» А. В. ВАМПИЛОВ. «Свидание» Ю. П. КАЗАКОВ. «Тихое утро» Д. С. ЛИХАЧЕВ. «Земля родная» «Тихая моя родина┘» Повторение пройденного материала

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 
Р. БЁРНС. «Честная бедность» Дж. Г. БАЙРОН. «Ты кончил жизни путь┘» Японские трехстишия Дж. ОЛДРИДЖ. «Отец и сын» (По повести «Последний дюйм») О. ГЕНРИ. «Дары волхвов» Л. ПИРАНДЕЛЛО. «Черепаха»

Повторение прочитанного

Уроки развития устной речи учащихся

Организация самостоятельного чтения

Примерное планирование

Советуем познакомиться с некоторыми изданиями 

ВВЕДЕНИЕ

В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Эти произведения помогут семиклассникам осмыслить прошлое и глубже понять современность, будут содействовать нравственному воспитанию и интеллектуальному развитию ребят. Темы и проблемы, волнующие авторов художественных произведений, всегда современны и близки нам, даже если это литература XVIII и XIX веков, — это проблемы нравственности, гуманизма, добра и зла, войны и мира, взаимоотношений взрослых и детей, проблемы экологии и пр.

Вечные вопросы, над которыми размышляют писатели и ученые, общественные и государственные деятели многих поколений, затронут и молодых людей, только начинающих осознавать свою причастность к окружающему миру. В самом деле, в чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Как воспитывались дети в дворянских семьях и каковы особенности взаимоотношений между взрослыми и детьми в современном мире? Что об этом говорят русские и зарубежные писатели? Поймут ли семиклассники высокую мысль писателей о самосовершенствовании и необходимости сострадания всему живому?

В практической работе школ различных регионов многое будет зависеть от творчества учителя. Важно организовать работу так, чтобы школьники не только с вниманием, но и с искренним сочувствием отнеслись к героям, их взаимоотношениям, например, сердечно восприняли судьбу жен декабристов — героинь поэмы Некрасова, глубоко осознали юмор и сатиру произведений Щедрина, Чехова, душевно откликнулись на горестную долю платоновского Юшки, вместе с Евгением Носовым и его героем возмутились бездумным отношением людей к природе. Словом, пусть не останутся равнодушными учащиеся там, где автор зовет их радоваться или горевать, сочувствовать или замереть от негодования.

Помочь учащимся увидеть, как непросто создается шедевр, как сложен и тернист путь писателя к нему, научить ценить титанический труд автора, открывающего перед читателем огромный мир, и работу литературоведов, помогающих осваивать литературное наследие, — это задачи учителя, приступающего к подготовке уроков литературы в седьмом классе. Именно поэтому в учебнике не только рассказано о писателе, но и дан материал о его творческой лаборатории, который призван содействовать лучшему пониманию личности автора и вместе с тем выработке умения видеть и радоваться точно найденному слову, образу, что и будет залогом формирования читательского таланта.

Попробуем вместе с семиклассниками осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Подводя итог пройденному, учитель поможет ребятам отметить сходство (все авторы живо интересовались впечатлениями, которые оставляли у современников их создания, тщательно изучали и отбирали материал, множество раз переделывали написанное, учитывая мнение собратьев по перу, и пр.) и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст). 

Мы никогда не узнаем всех секретов писательского труда, но заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников мы можем. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения.

Не менее важно показать школьникам, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях различные варианты рассказов, сообщений о писателе.

В учебнике содержится материал для классного чтения и изучения художественного произведения, для самостоятельного чтения и обсуждения прочитанного в классе, для внеклассного домашнего чтения и осмысления прочитанного, т. е. от программных произведений к расширению круга чтения. В процессе работы можно поменять местами тексты первого и второго круга чтения, более подробно рассмотрев в классе произведения, предлагаемые для самостоятельного чтения с последующим обсуждением в классе, поэтому во многих случаях в учебнике даны вопросы, помогающие такой работе.

Учителю важно, чтобы ученик постепенно накапливал серьезный опыт работы с книгой, вот почему даны объемные материалы для справок (словарь литературоведческих терминов, словарь имен, материалы по художественному чтению, список книг для самостоятельного чтения, небольшой справочник по теории литературы).

В учебной хрестоматии по литературе для седьмого класса объем биографических и мемуарных материалов, рассказов об авторе несколько расширен по сравнению с прежними учебниками. Они, как правило, построены на материале статей или книг крупных литературоведов (Н. Гудзий, С. Бонди и др.) или содержат автобиографические материалы, высказывания родственников, друзей писателя, помогающие воссоздать его облик, своеобразие его личности и труда: здесь раскрывается позиция писателя, его вкусы и взгляды, его отношение к чтению, к литературному творчеству.

Рассказывая о писателе, учащиеся выражают свое отношение к предложенному в учебнике его портрету. Школьники, побывавшие в Спасском, Ясной Поляне или других памятных местах, рассказывают об этом. Возможна и «заочная» экскурсия, т. е. рассказ учителя или учащихся по предварительно прочитанным книгам.

Продолжая тему фольклора (после изученных в пятом классе русских и зарубежных народных сказок), учитель знакомит учащихся с фольклорными жанрами: былинами и пословицами. Нам представляется, что особый торжественный склад былин, несколько усложненный язык семиклассники смогут понять и усвоить гораздо более полно.

В седьмом классе пословицы предстанут и как теоретическая тема со своими особенностями, и как средство обогащения речи ребят, удивляя своей мудростью, красотой, вдохновляя на запоминание и использование в собственной речи.

Наряду с русскими пословицами школьники познакомятся с пословицами других стран. В чем их своеобразие? Как народная мудрость выразилась в пословице? Как отразились в ней характер, привычки, идеалы народов мира, их отношение к вечным проблемам — любви, дружбе, мастерству и лености, мужеству и трусости? В пословицах звучит тема труда, прославления мастерства, присутствует она и в былине «Вольга и Микула Селянинович». Обозначим эту связь. 

Древнерусская литература и русская литература XVIII и XIX веков дает возможность проникнуть в духовный мир героев, осмыслить исторические темы, проблемы жизни и смерти, добра и зла, сострадания, справедливости и т. д.

Пушкинские произведения известны детям с малых лет — они слышали и читали его сказки и стихотворения, знакомились с его прозой. Семиклассники познакомятся с текстами «Песни о вещем Олеге», с фрагментами из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», открывающими подросткам новые значительные и яркие характеры.

Глубоко воспринимают семиклассники юмор и сатиру А. Чехова и М. Салтыкова- Щедрина, стремятся осмыслить гиперболу и гротеск, получившие особую окраску сказочные формулы в щедринском тексте и другие детали сатирических произведений.

Тема долга, защиты собственного достоинства, мир взаимоотношений взрослых и детей, мир наших меньших братьев предстанут в произведениях М. Лермонтова и Н. Некрасова, И. Бунина и Л. Андреева, Ф. Абрамова и А. Платонова, вызывая у читателя-подростка чувства сострадания и возмущения, восхищения и негодования. Как видится прекрасное в мире природы современным подросткам? Откроются ли их сердца навстречу стихотворениям о родной природе и пойдут ли, воспримут ли они высказанные в стихах настроения авторов? Полюбятся ли им произведения И. Бунина и Ф. Абрамова, А. Платонова и Л. Андреева, смогут ли они по-настоящему глубоко не только понять героев, но и сострадать обездоленному платоновскому Юшке, посочувствовать оставленной людьми Кусаке? Сумеют ли оценить и восхититься «живым пламенем» расцветающих ненадолго маков в рассказе Е. Носова и почувствовать особую жизнь и силу «неизвестного цветка» А. Платонова?

Отпылали пожары Великой Отечественной войны. Для семиклассников эта война — далекая история, знакомая им лишь по рассказам, фильмам, стихотворениям, пьесам, но живы еще участники этой войны, которая по праву считается народной, живы солдаты, в полной мере испытавшие ее ужасы: голод, холод и смерть. Что более всего интересует сегодняшних мальчиков и девочек, юношей и девушек из истории об этой войне?

Вслушаемся в интервью школьников с участником Великой Отечественной войны поэтом Юрием Георгиевичем Разумовским.

Для учащихся интервью на тему о военной поэзии в учебнике непривычно. Однако именно этот жанр дает им возможность активно участвовать в разговоре о горестной поре нашей Родины, посмотреть на прошедшую войну глазами очевидцев — поэтов, воспроизвести прочитанное, может быть, инсценировать или самим создать интервью со знакомыми, родными, соседями, друг с другом, наполнив его собственными высказываниями и чтением знакомых стихотворений.

Зарубежная литература в учебнике представлена гораздо шире, чем прежде. Ученики встретятся с уже знакомыми авторами. Например, Рей Брэдбери стал известен школьникам по предыдущему, шестому классу (рассказ «Каникулы»), в седьмом мы рекомендуем для внеклассного чтения рассказ этого писателя «Звук бегущих ног», повествующий о том, как сбывшаяся, казалось бы, самая обычная мечта — иметь новые туфли — становится для героя фантастической, освещается особыми чувствами (см.: «Читаем, думаем, спорим…», 7 класс).

Другие зарубежные авторы большинству учеников не известны, например Р. Бёрнс, О. Генри, Л. Пиранделло, Д. Олдридж, авторы японских хокку и др. 

Специальный справочный раздел включает в себя небольшие справки по теории литературы, художественному чтению, справочник имен и словарь литературоведческих терминов. Он имеет целью дать подростку большую самостоятельность, свободу в использовании справочного материала, формировать умение работать с учебной книгой.

Знакомясь с новыми произведениями, учащиеся открывают для себя новых писателей и новых героев, вникают в особенности их взаимоотношений, анализируют жизненные ситуации.

Вместе с открытиями, которые появятся в процессе чтения, постепенно будет совершенствоваться умение анализировать прочитанное, умение воспроизвести его, обсудить, выразить собственное суждение, мнение в отзыве или в рецензии. В дальнейшем будут обостряться чувства, укрепляться убеждения, воспитываться вкус.

На уроках литературы виды работы с учащимися известны и традиционны, однако важно в каждом случае выбрать наиболее целесообразные, учитывая особенности изучаемого произведения и возможности семиклассников, будь то чтение статей и художественных текстов, беседа с ребятами, пересказ прочитанного, словарная работа и т. д.

Чтение статей и текстов художественных произведений, помимо знакомства с новым писателем, с его произведением, с творческой манерой, совершенствует важнейшие умения — бегло и выразительно читать текст, с помощью интонаций, логических ударений выявлять самое значительное в прочитанном. Как же читать выразительно? Как читали авторы и в чем своеобразие их чтения? Чего требовали они от чтецов своих произведений? С некоторыми воспоминаниями об этом можно познакомиться в справочном разделе учебника.

Какими читателями были сами писатели? Как относились к книге? Как начиналось их чтение в самом раннем детстве? Ответы на эти вопросы есть во многих рассказах о писателях, в воспоминаниях современников.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение и пр.) помогают глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуют навыки чтения, обогащают устную речь школьника.

Беседа. Формулирование вопросов и ответов учащимися, составление диалогов, интервью в связи с прочитанными текстами или заданной учителем темой — важные средства уяснения смысла прочитанного и одновременно развития диалогической речи подростка. Такая форма работы с классом наиболее плодотворна при изучении литературы Великой Отечественной войны или стихотворений о родной природе.

Диалоги, интервью часто включают в себя фрагменты рассуждений, характеристики героев, т. е. все, что связано с углублением понимания текста и началом работы над обогащением диалогической речи.

Осмысливая рассказы о писателе и тексты художественных произведений, включенных в учебник, учащиеся готовятся к пересказам (сжатому, подробному, свободному, художественному — с учетом особенностей текста, от другого лица, выборочному и пр.). Именно пересказ, по свидетельствам психологов, сопровождает человека во всей его последующей жизни, так как лишь немногие из выпускников школы будут впоследствии писать книги, статьи, выступать с оригинальными произведениями перед большой аудиторией слушателей. Умение хорошо пересказать услышанное, увиденное, прочитанное понадобится большинству учащихся. Учебник дает огромные возможности для пересказов произведений самых разных жанров (былина и повесть, рассказ и драма, поэма и поучение и т. д.).

Создание индивидуальных, групповых, сравнительных характеристик героев поможет семиклассникам лучше понять их поступки, слова, взаимоотношения, разобраться и в собственном отношении к проблемам, поднимаемым авторами. Рассказывая о героях, школьники восхищаются и возмущаются, сострадают и негодуют, увлекаются или остаются равнодушными. Какой след оставят в памяти учащихся характеры, созданные Гоголем и Толстым, Буниным и Горьким? Вот вопрос, который должен волновать учителя, организующего работу по созданию характеристик героев.

Разумеется, в основе изучения художественного произведения — словарная работа. Она включает не только объяснение того или иного слова, но и особенности использования слова автором, особенности употребления слова героями. Как понято слово и какую жизнь обретает оно в художественном тексте? Как живет и какие значения приобретает в произведениях различных жанров? Насколько многозначно слово, использованное автором? Как меняется текст от редакции к редакции и как идет поиск единственного нужного слова? Какие слова незаслуженно забыты нами, какие введены в обиход именно этим автором? Какие слова устарели, но играют в тексте существенную роль? Понять, как поэт заставляет слово «сиять» заново, семиклассники смогут в процессе словарной работы.

Многочисленные анкеты, письма подростков говорят о том, что им хочется иметь в учебнике минимум вопросов и заданий, с тем чтобы была бо́льшая свобода для их собственных размышлений над текстом, что и сделано в данном учебнике-хрестоматии.

Работа с иллюстративным материалом. Учебник по литературе для седьмого класса снабжен небольшим количеством визуального материала — фотографии литературных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, его портрет, в некоторых случаях — кабинет, иллюстрации к произведениям.

С самого первого обращения к учащимся, в котором даются советы писателей и высказано их отношение к книге, предлагается фотография самой большой в нашей стране Российской государственной библиотеки. в разделе древнерусской литературы — изображения старинных книг, так как речь идет о том, как делались книги в давние времена, кто участвовал в их создании, какими они были. При соответствующем комментарии учителя это иллюстративное введение может сослужить хорошую службу, настроив ребят на трепетное отношение к книге, к процессу чтения.

Портрет и фотография литературных мест, связанных с именем писателя, как бы встречают семиклассника, приступающего к изучению нового художественного произведения. Не только в процессе первого, вводного урока рассмотрим эти материалы, но и приступая к изучению каждой новой темы. Внимательно вглядываются учащиеся в портрет, составляя первое представление о внешнем облике писателя. В седьмом классе не повторяются портреты Пушкина, выполненные Кипренским или Тропининым, а предлагается к рассмотрению гравюра Уткина, — отец поэта признавал, что это самое похожее изображение. Портреты Кипренского и Тропинина известны учащимся, поэтому они могут сопоставить их с гравюрой, найти различие и сходство с портретом кисти Кипренского, сравнить гравюру с портретами, выполненными Гейтманом и Фаворским1 . 

Иллюстрации, выполненные разными художниками к литературному произведению, помогут осознать, каким неодинаковым может быть представление о героях. С иллюстрациями каких художников совпадает наш взгляд на эпизод, на героя прочитанного рассказа или повести? Какая иллюстрация ближе к замыслу писателя? Какой момент изображен художником? Какие слова текста можно подписать под ней? Какие диалоги можно составить по иллюстрации на основании прочитанного текста? Какие изобразительные материалы лучше отражают характер героя или смысл представленной сцены, эпизода?

Репродукции пейзажных картин на форзацах могут быть соотнесены с текстами стихотворений о родной природе.

Разумеется, подростки в дополнение к имеющимся визуальным материалам подыскивают и другие, которые можно использовать на уроках литературы. В учебнике-хрестоматии даны и иллюстрации художников Палеха, с тем чтобы школьники привыкали и к этой необычной художественной манере, заодно знакомились дополнительно с одним из замечательных русских художественных промыслов.

Визуальные материалы помогут создать при желании сценарии мультфильмов.

Вопросы по теории литературы и работа с ними. Небольшие преамбулы перед произведениями дополняются освещением вопросов теории литературы, словарем литературоведческих терминов и словарем имен, помещенными в справочном разделе учебника-хрестоматии. К этому разделу школьников следует отсылать при изучении любой темы.

Сведения по теории литературы уместно было бы учителю ввести в свой рассказ, предваряющий изучение того или иного текста: более подробно, если понятие только вводится (хокку, или хайку, стихотворение в прозе), лаконично, если учащиеся уже встречались с данным понятием (например, юмор). Итак, особого рассказа потребуют более сложные теоретические понятия. Рассказ учителя закрепляется чтением учащимися статьи, помещенной перед произведением или в справочном разделе учебника.

Вопросы, завершающие статьи по теории литературы, также помогут закрепить полученные знания и использовать их в процессе ознакомления с текстами художественных произведений, включенных в учебник-хрестоматию. Какие бывают баллады? Что такое поэма? Эти и другие вопросы решают семиклассники при чтении и изучении программных произведений. Кроме того, справочные материалы могут использоваться и в процессе внеклассного чтения.

Седьмой класс открывает вторую группу первого концентра изучения литературы в школе, подготовительного перед изучением историко-литературного курса в старших классах, следовательно, необходимо серьезное знакомство со словарями, более свободное пользование ими, нужно не только формировать у подростков умение отыскивать слово, но и вырабатывать потребность в работе со словарями (толковым, мифологическим, литературоведческих терминов, орфоэпическим и пр.). Полезно создавать собственные небольшие справочники. Семиклассников необходимо приобщать к мемуарной и критической литературе, показывать им многообразие серий книг (воспоминания, мемуары, серии «Биография писателя», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», «Школьная библиотека» и др.), научить ценить работы критиков и литературоведов, помогающих глубже понять и осмыслить литературное наследие великих авторов.

Анкетирование среди семиклассников московских школ показало, что учебник- хрестоматия для седьмого класса хорошо принимается школьниками. В то же время их особые литературные пристрастия часто не совпадают, например: многие просят включить в книгу побольше былин, другие — современных произведений, третьи хотели бы изучать во всех классах приключенческую литературу и детективы. Одни с интересом и сочувствием воспринимают неизбывно грустные рассказы Л. Андреева «Кусака», И. Бунина «Лапти», А. Платонова «Юшка», другие отмечают, что они им очень нравятся, но им хочется видеть в учебнике «много веселых рассказов, шуток».

Вместе с тем если суммировать все высказывания и отклики, то получается, что состав произведений нравится, полезными признаются справочные материалы и раздел по выразительному чтению, словари, рубрика «В лаборатории писателя», вопросы и задания, рассказы о писателях.

Расширяется круг чтения семиклассников и за счет «Российской школьной хрестоматии» (7-й класс), где даны полностью такие произведения, как «Полтава» А. С. Пушкина, «Саша» Н. А. Некрасова, тексты разных жанров, смешные и грустные, стихотворные и прозаические. В книге В. Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим…» (7-й класс) выполняются другие пожелания учащихся за счет включения в нее шутливых рассказов, анекдотов, шуток, кроссвордов, литературных игр, которые могут быть использованы в процессе повторительных уроков, уроков развития речи и внеклассного чтения.

Разумеется, что и перед каждой темой или в конце изучения творчества того или иного писателя целесообразно сказать о том, как много исследователей-литературоведов посвятили свои труды различным сторонам творчества данного автора. О творчестве Пушкина писали его собратья по перу (Гоголь, Тургенев, Толстой, Маршак, Ахматова, Цветаева и др.), ему посвящали свои работы музыканты, скульпторы, художники, актеры. Пушкиноведение стало началом активно развития литературоведения в нашей стране (Томашевский, Благой, Цявловский, Бонди, Городецкий, Лотман, Вацуро и др.). О творчестве Лермонтова писали Висковатов и Мануйлов, Эйхенбаум и Андроников, Коровин и многие другие. Имена выдающихся художников связаны с его именем (Васнецов, Врубель, Пастернак и др.), исчерпывающие справочные материалы вошли в «Лермонтовскую энциклопедию». Не менее интересны исследования творчества Гоголя Машинского, Манна, Золотусского, работы художников Боклевского, Агина, Кибрика.

Важно познакомить семиклассников и с тем, что наряду со статьями, монографиями литературоведов (Оксман, Зильберштейн, Шаталов о Тургеневе, Евгеньев-Максимов, Нейман, Скатов о Некрасове), произведениями музыкантов и художников существуют такие издания, как литературное наследие, альбомы, где представлены портреты, фотографии, рисунки, иллюстрации, связанные с творчеством писателя.

В зависимости от возможностей школы и местных библиотек полезно максимально привлекать такого рода книги. Известно, что хорошо организованная внеклассная работа, проведенная в тесной связи с уроками литературы, обогащает труд учителя и учащегося. Вот почему литературные, драматические и фольклорные кружки, клубы выразительного чтения, вечера, конкурсы, викторины помогут расширить круг чтения и углубить прочтение шедевров русской и зарубежной литературы, избранных учителем и учащимися дляиспользовать и поклассные методические рекомендации, и монографические проблемные пособия по выразительному чтению Найденова, Завадской, Маймана, по теории литературы — Беленького, Снежневской, по внеклассному чтению — Силкина, Збарского, Полухиной и др., по развитию речи — Н. Колокольцева, Голубкова, Рыбниковой, Мальцевой, Коровиной, Леонова, Ладыженской и др., анализ художественного произведения дан у Гуковского, Тодорова, Маранцмана, о наглядных пособиях можно прочитать у Прессмана, Е. Колокольцева. Итак, работа учителя и учащихся с текстом, методический аппарат учебника (иллюстративный материал, вопросы, задания, статьи, справочные материалы) должны помочь учащимся наилучшим образом воспринять предлагаемые им тексты, а впоследствии верно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, постепенно развивая свои читательские способности, формируя «талант читателя», о котором так хорошо сказал С. Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Семиклассникам важно понять, как много открывается вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и значение избранной автором темы, смысл диалогов и монологов, роль деталей, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога. Богатую изобразительную пушкиниану и двухвековую историю восприятия Пушкина в русской культуре можно найти в книге Е. И. Высочиной «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений» (М., 1989).

Также можно порекомендовать книгу-альбом Е. Н. Колокольцева «А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях» (М., 1999), где содержится не только изобразительный, но и дидактический материал; книгу «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (М., 1999).  М а р ш а к С. Воспитание словом. — М., 1954. — С. 104.

ПЕРВЫЙ УРОК

Первый урок — вводный. Он важен прежде всего тем, что выясняет, насколько подготовлены школьники к восприятию данного курса литературы, насколько широк читательский кругозор, какова культура речи и техника чтения каждого, какова реакция на вопросы учителя.

На первом уроке педагог выявляет основные умения, приобретенные за предшествующие годы: рассказать о прочитанных произведениях, пересказать текст, построить рассказ о писателе, о героях того или иного произведения и пр. При подготовке и проведении первого урока в седьмом классе не стоит готовить и проводить беседу о литературе вообще, об особенностях художественной литературы, как это делается довольно часто в школе. Об этом должна была уже состояться небольшая лекция, рассказ учителя в предыдущих классах (прежде всего в пятом).

Структура и содержание учебника-хрестоматии должны стать предметом рассмотрения, размышления учителя и учащихся на вводном уроке литературы в седьмом классе. Итак, важно внимательно выслушать с самого начала, какие читательские интересы занимали школьников летом.

Основой для такой беседы могли бы стать следующие вопросы учителя классу: Что вы читали летом? В начальных классах, пятом и шестом? Какие впечатления остались от чтения? Личность какого писателя заинтересовала вас? Расскажите о нем. О ком из писателей хотелось бы узнать больше? Какие произведения особенно понравились и стали любимыми? Перескажите кратко их содержание, прочитайте наизусть стихотворения. Какие герои прочитанных книг показались вам наиболее близкими? Расскажите об этих героях. Чем они близки вам? Речь какого героя поразила вас? Чем? Какие произведения вы любите перечитывать? Какие литературные приемы помогли вам лучше разобраться в прочитанном, представить себе героев и их характеры, поступки?

Учащиеся пересказывают тексты, рассказывают о книгах и героях, читают наизусть любимые стихотворения, участвуют в беседе, затем знакомятся с суждениями М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачева. С. Маршака о чтении и размышляют над тем, каковы их советы: как к ним следует отнестись? Согласны ли с ними? Какие их рекомендации кажутся особенно важными? Прислушаемся к ним. Ответим на вопросы, помещенные после этих высказываний. Затем коллективно, вместе с учащимися, рассмотрим учебник-хрестоматию для седьмого класса, обговорим цель, задачи, роль статей о писателе: это не только информационный очерк или сообщение, они рождают интерес к писателю, его труду, его произведениям и являются примером для собственного рассказа учащегося о личности автора.

Рассмотрим блок вопросов и заданий, словари, материалы по теории литературы и выразительному чтению, подумаем, в какой момент изучения темы следует воспользоваться справочными материалами, статьями о творческой лаборатории писателя. Важно посмотреть, насколько знакомы школьникам писатели: произведения одних они знали лишь со слов товарищей и взрослых, тексты других читали самостоятельно.

С какими впечатлениями это связано? Интересно рассмотреть и оформление учебника — портреты, фотографии родных для писателей мест, их кабинетов, где создавались стихотворные или прозаические произведения, рождались новые замыслы и т. д.; иллюстрации к произведениям помогут оценить, как видели героев известные художники и как видим их мы, читатели. Несомненно, на этом же уроке полезно рассмотреть с учениками и «Российскую школьную хрестоматию», продумав, как она будет помогать классному и внеклассному чтению, какие тексты целесообразно прочитать в первую очередь.

Необходимо познакомить учеников и с книгой «Читаем, думаем, спорим…», обсудив, при изучении какой темы можно использовать тексты или литературные игры, шутки, анекдоты, рисунки X. Бидструпа, кроссворды. Такая подготовительная работа на первом, вводном уроке откроет перед семиклассниками перспективу работы на весь год, сделает их труд более осмысленным, полезным и разумно организованным.

Работе учителя с классом помогут вопросы: Какие писатели из представленных в учебнике для седьмого класса знакомы вам? Расскажите об одном из них. Какую помощь могут оказать статьи о писателе, вопросы и задания к художественным произведениям? Когда и как можно использовать справочный раздел? Помогут ли вам портреты писателей, фотографии родных для них мест, иллюстрации к их произведениям? С какой целью, по вашему мнению, они даны в учебнике- хрестоматии? Дома школьники читают и готовят к пересказам не только вводные статьи учебника, но и вводную статью книги «Читаем, думаем, спорим…», которая называется «Поговорим о книге, писателе, читателе…».

Она поможет им яснее представить себе задачи, стоящие перед читателем, и особенности творческого труда писателя, потренироваться с помощью кроссвордов в усвоении слов, необходимых им для пересказов вводных статей (книга, беспокойный дух, детали, обдумывать, путаница мыслей, мудрость и др.), рассмотреть юмористические рисунки X. Бидструпа о разных типах читателя (учащиеся придумывают название серии рисунков художника, пробуют составить устный рассказ, используя слова, над которыми они работали в самом начале вводного урока).

На этом уроке учитель дает задание на дом к следующему уроку литературы — подготовить пересказ любимой сказки, вспомнить загадки, пословицы, поговорки.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 БЫЛИНЫ

Занятия по фольклору в седьмом классе начинаются с рассказов учащихся об известных им жанрах устного народного творчества, с пересказов полюбившихся им сказок, пословиц, поговорок, загадок. Они могут быть проведены в виде своеобразного конкурса на лучший рассказ о жанрах фольклора, на умение сказывать народные сказки, в виде конкурса пословиц, поговорок, загадок и т. д.

В итоге учитель обсуждает с классом: Кто оказался лучшим «сказителем»? Как в пересказе прозвучали зачин, концовка, напевные интонации, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы и пр., что свойственно жанру народной сказки? Кто больше загадал и отгадал загадок? Кто понял секреты построения загадок и научился строить их сам? Учитель отметит тех, кто предложил оригинальные или редко употребляемые загадки. Кто больше помнит пословиц и поговорок? Кто сумел точнее истолковать пословицы? Кто удачнее использовал пословицы и поговорки в созданном им рассказе-ситуации?

После подведения итогов конкурса учитель расскажет об особенностях былинного жанра. Учащиеся вспомнят, что им известно по пятому классу об образности языка, соотнесенности с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о котором повествует былина. Далее школьники читают статью исследователя-фольклориста В. П. Аникина. Затем — первое чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».

Следует внимательно отнестись к этому этапу урока, особенно если это первое звучание текста былины. Желательно, чтобы она прозвучала в чтении учителя и была с интересом воспринята слушателями. Только после этого целесообразно начать разговор по содержанию былины, с тем чтобы облегчить понимание текста и подготовку выразительного чтения. «Читать и рассказывать былины сложнее, чем сказки. Чем вызваны эти трудности?» — так некоторые педагоги начинали уроки литературы, посвященные теме фольклора. Часто учителя после беседы с учащимися о народных сказках предлагают прослушать школьникам фонозапись актерского чтения былин в сопровождении гуслей. Для этой цели используются пластинки, фонохрестоматия, которая была сделана к старой программе на пластинках, а к новому учебнику — на магнитофонной пленке1 .

Фонозапись, как и чтение учителя, его рассказ, знакомит с содержанием былин, настраивает на восприятие особого фольклорного жанра, торжественного, распевного строя, гиперболических образов, необыкновенных поступков и ситуаций и вместе с тем вполне реальных, возможных исторических событий. «Былина о Вольге и Микуле создает монументальный образ богатыря-пахаря. Подобно Илье Муромцу, Микула Селянинович — любимый герой народа. Его мирный труд требует не меньше мощи, чем ратные подвиги Ильи. Тяжесть крестьянского труда в былине изображается символически: кленовую сошку Микулы не может вытащить из борозды вся «дружинушка хоробрая» князя Вольги…» — читаем мы в методическом пособии Т. С. Зепаловой и Н. Я. Мещеряковой2.

На следующем уроке школьники рассказывают о былинах, читают вслух былину «Вольга и Микула Селянинович». Читая по ролям, воссоздают своеобразные диалоги между главными героями былины. Размышляя над содержанием прочитанного, 14 рассказывая о героях, учащиеся стараются ответить на вопросы, данные в учебнике, дополнительные вопросы учителя и формулируют вопросы самостоятельно: кто герои былины? Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу? В чем смысл зачина и концовки былины? Чем интересны характеры героев? Как можно понять слова: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко»? В чем смысл диалога Вольги и Микулы? Что достигается с помощью гипербол?

Целесообразно в работе использовать прием составления небольшого словарика. Например, попросить учащихся составить словарик на тему «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые слова». Подбирая слова, которые могли быть использованы и в сегодняшней нашей речи (Божья помочь тебе, пожаловать, нарекать, похваливать и т. д.), трудные слова (присошечек, скачен жемчуг, омешики и др.), объясняя их с помощью различных словарей, семиклассники глубже проникают в текст прочитанного, одновременно учатся верно произносить особые, характерные для былин выражения, учатся свободно читать былины.

Словарная работа, выразительное чтение, рассказы и пересказы должны оказать воздействие на устную речь учащихся, ее выразительность, плавность, напевность и пр. Передав содержание статьи В. Аникина, учащиеся, которым заранее предлагаются индивидуальные задания, расскажут о собирателях, исследователях былин, их исполнителях, о том, что в любой артели в былые времена сказителей освобождали от тяжелой работы, просили во время отдыха сказывать былины.

Учащиеся рассказывают о том, что жили былины в основном в крестьянской среде, исполнялись сказителями, вышедшими из народной среды, поэтому сохраняли особенности ее речи, например: частицы «ка» (получай-ка), «же» (ай же), «да ведь» (дань да ведь грошовую), «да» (да напашу) и т. д. Особого искусства при чтении былин потребуют и такие свойственные былине глаголы: похваливати, поговаривати, собиратися, думати, извинитеся, покрикивать, помахивать, повытряхнуть, повыдернуть и пр.

Школьникам важно подумать и над более сложными вопросами: Кому противопоставлен в былине образ крестьянина-пахаря Микулы? Каков смысл этого противопоставления? Чье превосходство к концу былины становится явным? Кому из героев можно дать такую характеристику: смел, независим, полон собственного достоинства и в то же время трудолюбив, в нем ясно осознание силы, верит в себя, жизнерадостен? Подтвердите ответ примерами из текста былины. Почему Вольга зовет Микулу во товарищи? Как это характеризует Вольгу? Отвечая на вопросы, учащиеся читают фрагменты текста, дают характеристику героям, опираясь на план, данный в справочном разделе учебника. Демонстрируют выразительное чтение былины, затем обсуждают результаты: кто лучше прочитал тот или иной фрагмент? У кого особенности былин проявились ярче?

Можно прочитать целиком рассказ Горького «Вопленица», который в еще большей степени настроит на погружение в сюжеты былин. Не забудем в самом начале и в конце изучения темы о словах М. Горького: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…» В процессе фронтальной беседы семиклассники размышляют над этим высказыванием. В самом деле, разве характеры Вольги и Микулы не жизненны? Разве былины не связаны с историческими событиями, хотя и не воспроизводят иx в точности? Подчеркнем и важную мысль, которая прозвучала в словах В. Аникина: «В искусстве былины и сказки как бы осуществилась связь времен — Древней Руси и нашей эпохи.

Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека»3. Подумаем с учащимися, что в истории встречи Вольги и Микулы близко нам и каковы приметы старины глубокой в былине «Вольга и Микула Селянинович». Учащиеся не только читают, отвечают на вопросы, но и рассказывают о трогательных взаимоотношениях между героями, что также является приметой глубокой старины и в то же время важной основой сегодняшних желаемых отношений между людьми: Говорит-то Вольга таковы слова: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!»… «Ай же ты, оратай-оратаюшко, Ты поедем-ко со мною во товарищах».

Былины вдохновляли многих музыкантов, художников, поэтов на создание оригинальных произведений (В. Васнецов, Е. Кибрик, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и др.).

Репродукции картин и иллюстрации И. Билибина. В. Васнецова помогут провести беседу: Какие былины особенно интересно проиллюстрированы? Какие иллюстрации вам нравятся больше других? Как вы относитесь к иллюстрациям художников Палеха? Какие бы иллюстрации вы привлекли для создания мультфильма или киносценария «Вольга и Микула»? В качестве домашнего задания можно предложить создать диалог на тему «Какие былины мне нравятся?» или написать сочинение «Памятник одному из героев былин», подготовить устный рассказ о том, из какого материала будет сделан памятник, который увековечит именно этого героя, что он будет символизировать, как лучше расположить фигуру, чтобы добиться желаемого восприятия памятника, и т. д.

Учащиеся школы 1666 (учительница Е. В. Ключникова) так представляют себе памятник былинному герою: «Я бы сделал памятник из крепкого гранита или мрамора — «Микула пашет». Огромный конь, развевается грива, мускулистые ноги, занят работой. За конем, держась за большую соху, идет Микула». «Я изобразил бы Микулу одного, рядом соха. Одет в длинную рубаху, подпоясанную кушаком. Даже можно изобразить, как одной рукой он вытирает пот с лица… И подпись: «Кормилец страны». «Мне понравилось, как разговаривают друг с другом Микула и Вольга — с большим уважением, сохраняют при этом чувство собственного достоинства. Вот и всем нам бы взять эту привычку из того далекого времени… Поэтому на памятнике я бы изобразил двух героев, которые беседуют друг с другом».

В некоторых школах учителя предлагали школьникам подготовить сообщения о собирателях былин, об истории их исполнения, например: О собирателях былин… Былины стали записывать поздно. Самые первые записи относятся к XVII— XVIII векам и носят случайный характер. Первые напечатанные тексты появились в XVIII веке, первый сборник был составлен в Сибири и на Урале Киршей Даниловым. В XIX веке произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский. П. Рыбников издал четыре тома «Песен…», где было 165 былин.

В XX веке собиранием былин занимались братья Б. и Ю. Соколовы, наконец, этим стали заниматься целые институты, появились сборники, антологии… Разумеется, пока это были небольшие рассказы, основанные на книгах, которые подбирались учителями вместе с учащимися. Таким же небольшим было и сообщение об исполнении былин: Об исполнении былин… Спокойные, мерные, величавые напевы былин соединяются с неторопливым эпическим рассказом сказителя.

Через порог избы переступает старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седой бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке и поклоне, поступи, во всей его наружности были заметны спокойная сила и сдержанность — примерно так описывали сказителя Т. Г. Рябинина.

Известным сказителем стал и его сын, который выступал в городах и даже за границей. Среди сказителей былин было больше крестьян. Одни сказители точно передавали текст, вносили только небольшие изменения, другие значительно изменяли его, третьи импровизировали… Наряду с такими рассказами звучали и сами былины, подготовленные школьниками самостоятельно по книге «Читаем, думаем, спорим…», — былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», а также по новому изданию учебника — былина «Садко».

Мультфильм или киносценарий на тему «Вольга и Микула» может быть составлен и по собственным рисункам школьников, если такая возможность появится в данном классе. Однако самое главное, чтобы дети получили удовольствие от чтения и прослушивания былин, прониклись искренним интересом к этому фольклорному жанру.

Уроки развития речи и внеклассного чтения помогут расширить круг чтения, больше рассказать о любимых героях, продемонстрировать знание текста былин, прочитанных самостоятельно, сформируют умение выразительно читать былины (индивидуально, по ролям и пр.), предоставят возможность обсудить актерское чтение и т. д. 

Учащиеся самостоятельно прочитают и проанализируют другие былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Обсуждение результатов такой работы может пройти или на уроке развития речи, или на уроке внеклассного

1 См.: Фонохрестоматия по литературе для учащихся 7 класса. — Самара, 1990. 2 З е п а л о в а Т. С., М е щ е р я к о в а Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса. — М., 1983. — С. 42. 3 А н и к и н В. П. Мир былин и сказок // Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. — М., 1986. — С. 18. 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие, объяснение и запоминание, свободное включение пословиц и поговорок в разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…» Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей речи пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «…в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое…»1 .

Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя».

Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность.

Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному богатству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в разговоре с друзьями и родственниками дома.

Почти каждый раздел программы по литературе дает возможность включить в работу над текстом пословицы и поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование. Мы имеем в виду путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл, отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной конструкции или в свой рассказ. Что же такое пословица и поговорка?

Прочитаем статью и заметим, на какие группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран, сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и сходство, и различие: например, латышская пословица «Руки не протянешь, так и с полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других странах мира.

Некоторые учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале, другие сообщат занимательные истории. Так, в газете «Советская Россия» от 14 февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте словцо» была следующая заметка: «Иногда во Франции говорят, что вторым после президента человеком в стране по популярности является Антуанетта де Вильякур. Эта женщина живет на юге Франции в городе Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую коллекцию пословиц, поговорок, шуток. Французы — народ живой и остроумный — ценят меткое словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала от матери и продолжает его неустанно пополнять. По словам собирательницы, сейчас в ее коллекции 18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек. Очень часто к услугам Вильякур прибегают писатели, журналисты, политические деятели».

Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими. Приведем материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительницей московской школы ╧ 1666 Е. В. Ключниковой.

Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным. «Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки…» «Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент… Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к человеку, умеющему ждать.

Человек должен верить в возможность счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь беда…» «Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом будешь». Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые приготовлены были учительницей (кстати, материал для этого есть в книге «Читаем, думаем, спорим…»), например: Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их: У семи нянек дитя без глазу. Семь бед — один ответ. Семи пядей во лбу. Семь раз примерь, один раз отрежь. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. У него семь пятниц на неделе. Седьмая вода на киселе. Семь верст до небес и все лесом. За семь верст киселя хлебать. Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их: Весна красна цветами, а осень снопами. Весною час упустишь — годом не наверстаешь. Летний день год кормит. Лето припасает, а зима проедает. Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.

Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки: 1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой. 2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог. 3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают. 4. Встречают по одежке, а провожают 4. Проводили по одежде. по уму. 5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись.

Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например: Латинские пословицы Русские пословицы Где друзья, там богатство. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. Тише едешь, дальше будешь. Написанная буква останется. Что написано пером, того не вырубишь топоро Обсуждать надо часто, решать — однажды. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Далее учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты, а ответить на них предлагает пословицей или поговоркой: — В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.) — В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю? (Узнает, почем фунт лиха.) — Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды он пожаловался брату, что с ним никто не хочет дружить. Какие пословицы напомнил ему брат? (Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)

К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского чтения, устраивают книжные выставки и выставки изделий художественных промыслов, выполненных на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки, вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной выставке, придумать рассказы по картине, рисунку и пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям.

Приведем в качестве примера урок развития устной речи в школе ╧ 1666, организованный учительницей Г. Н. Мироновой. К уроку прочитаны и обсуждены былины о Вольге и Микуле, об Илье Муромце, о Садко. В классной комнате — выставка книг, иллюстрации к былинам известных художников и самих учащихся, проигрыватель, на партах — учебники, сочинения на фольклорные темы, собственные, написанные школьниками былины.

Вступительное слово учитель начинает с того, что «судьба у каждого может быть разной, но, как бы она ни сложилась, какая бы дума ни овладела человеком, ему всегда могут помочь пословицы и даже былины. Прислушайтесь к мудрому слову былин, и это слово подскажет вам, что делать, как поступить…» Звучит звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Такое начало создало соответствующий настрой и ввело учащихся в мир былин и их героев. Словарная работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско — дружина, еда — сыть, висок — косица, пахарь — оратай, введение их в собственные предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных кроссвордов. Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют вопросы: какой подвиг труднее совершить — ратный или трудовой? Только ли о ратных подвигах рассказывают былины? Проводится конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок (кто больше назовет и верно их истолкует).

На уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные семиклассниками, иллюстрации различных художников. Один из учеников рассказывает: «Книгу «Садко» оформляли два молодых художника — Калерия и Борис Кукулиевы. Они живут в Палехе. Это небольшое село в Ивановской области давно стало центром русского народного художественного промысла. Раньше большинство художников писали иконы. Все палешане, от малого до старого, имеют отношение к этому народному промыслу.

В Палехе много художественных мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно представлены на самых престижных международных выставках. Художники-палешане пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации.

Со страниц этой книги к нам сходят герои, которые честны и благородны, красивы и всегда готовы постоять за свой народ…» Интересны размышления Сережи З. на тему «Какому былинному герою ты бы поставил памятник?»: «Я поставил бы памятник русской словесности. Сказать честно, я не хотел бы ставить памятник одному былинному герою, дабы не умалять достоинства других, не уступающих ему в славе… Все слышали об Илье Муромце, совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула Селянинович заслуживает всеобщего уважения…

Поэтому после долгих размышлений я решил, что, если бы у меня была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его в честь русской словесности, а точнее — в честь русской былины… Этот памятник запечатлел бы образы всех былинных героев, которые защищали родную землю от врагов, пахали пашни, совершали самые разные подвиги…» Комментарии к рисункам также не были стандартными, приведем наиболее интересный: «Микулу я изобразила таким большим, потому что он намного сильнее Вольги. Его силу подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался земледелием. Одет он очень просто… Земля у него пышная, плодородная, потому что сам он трудолюбив и усерден. Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей приходится много трудиться и потому что она под стать богатырскому сложению Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким потому, что он слабее Микулы, но все-таки и он богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь Вольги маленькая, так как должна соответствовать фигуре Вольги…»

В конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям: «Признаюсь, совсем недавно я мало что знала о былинах, но однажды случилось вот что: по литературе нам задали прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Я прочла. И что же? Я так заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем и, сама того не заметив, полюбила былины… С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала, то ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших струны и завораживавших слушателей диковинными историями. Все былинные герои хороши… Я считаю, что если устроить соревнование между ними в уме, смелости и ловкости, то все бы они заняли первые места… Так что, если бы мне предложили выбрать героя из былин для того, чтобы поставить ему памятник, я бы не стала выбирать, а поставила бы памятник им всем…»

Учительница подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачные вопросы, пересказы, дала рекомендации тем, кто в этом нуждался, подарила наиболее активным открытки. Примером работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития, стали былины, написанные самими ребятами. Кирилл О. прочел свою былину «Как три богатыря красну девицу из неволи доставили», героями которой стали его товарищи по классу.

Слушал класс с особым любопытством, то и дело раздавался добродушный смех одноклассников: «Как прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил Змей-страшилище, страшилище о трех головах, красну девицу. Со всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы девицу из беды вызволяти. Как из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь Константин Перовский. Как садился он на добра коня, на добра коня — сива мерина. Как уж сел чудо-богатырь 23 на коня в первый раз — боком сел. Как уж сел чудо-богатырь на коня во второй раз — криво сел. А сел он в третий раз — задом сел. И молвил тут герой: «И так сойдет!» А и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и видел он добра молодца, добра молодца Михайла Титыча. Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что сгодишься-то? Неужто хочешь ты сразиться со страшным Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря смеешься ты, чудо- богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах. Про меня народ говорит: «Мал, да удал». Хоть и мал добрый молодец, да востер у него меч булатный, и лихой под ним конь вороной, а как молвит он, да по-аглицки, так зауважает его басурман как переводчика…» И поехали они вместе красну девицу вызволяти. А и ехали они день, а и ехали они другой, а и ехали они третий день. Повстречали они на своем пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен сей богатырь, ох, и смел, да и конь под ним — круче некуда. На врага летит пританцовывая. И не раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь, потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина. И подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей, хозяин той норы, держал, басурман, одну голову да у выхода, а вторую голову да в кроватушке, а третью-то голову — настороже, у темницы сырой, где красна девица томилася. Разбудили тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним, не щадя живота своего. Час сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну голову злодею — смел и удал ведь был Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый. Третий час сражалися богатыри, не могли одолеть Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый мерин под чудо- богатырем, и грузно пал богатырь на третью голову Змееву. И раздавил чудо-богатырь вражину, ведь не был тот чудо-богатырь легок, как перышко, хоть и звался Константином Перовским, а было в нем весу да ведь в тридцать пуд. Выходила тут красна девица из темницы своей да благодарствовала богатырям за избавленьице, за избавленьице от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она никого не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей ловкостью да отвагою…» Иная былина получилась у Саши Г. Дмитрий Иванович и Михайло Титович То не волк рысью бежит, То не птица вихрем летит, То не заяц в чистом поле столбом стоит, А то едет по полю Дмитрий Иванович, Дмитрий Иванович — богатырь святорусский. А как повстречал он в поле богатыря на лихом коне, На лихом коне да на буланеньком. Да спрашивает Дмитрий Иванович: — Гой ты еси богатырь святорусский, Как имя твое да куда едешь ты? А богатырь тот нервный был Да закричал во всю мочь свою: — Я Михайло Титович, Еду я туда, куда тебе не надо. Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович Да говорит Михайле Титовичу: — Шибко обидел меня ты! Обидел да не извинился. Будем с тобой силой мериться! И повел Дмитрий Иванович Михайло Титовича через темен лес, Через чисто поле Да через речку, через речку Смородину. А жил там Змей Горыныч, Одихмантьев сын. Дмитрий Иванович подкрался к нему Да задушил одной левой! А Михайло Титович взял гору Змееву, Гору серую, каменистую, Да закинул ее выше солнышка. И поняли богатыри, что нет им равных, И стали рядом жить, дружить да век коротать.

Московская учительница школы ╧ 440 Е. Е. Фролова перед изучением былин предложила школьникам организовать урок повторения всех фольклорных жанров в форме зачета по ранее изученным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, скороговоркам. К уроку была подготовлена выставка необходимой по данной теме литературы — сборники сказок, загадок, иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие книги, посвященные фольклору.

Школьники выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы и задания: какие произведения относятся к устному народному творчеству? Дайте определение каждого из жанров фольклора — сказки, загадки, пословицы, поговорки, частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более всего нравится, расскажите о ее художественных особенностях, кратко передайте содержание, расскажите о героях сказки. Учительница ставит и такой, на первый взгляд странный, вопрос: «Полезна или вредна сказка?» И поясняет: «Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего 60 лет тому назад он возник — сказки вдруг запретили. Считалось, что сказки — выдумка, в них рассказывается о чудесах, а чудес на свете не бывает, следовательно, они дают неверное представление о мире, а потому они — вредны».

К счастью, скоро это суждение было опровергнуто и сказка вновь вернулась к детям. Затем учительница рассказывает различные сказки, а школьники называют их и определяют, к какому виду сказок они относятся (волшебные, бытовые, сказки о животных и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают о героях, отвечая на вопросы: Какими качествами наделен главный герой русских народных сказок? Кто помогает ему в борьбе со злом? Каковы особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры. Подробно, с примерами рассказывают семиклассники и о загадках.

Словом, уроков и подходов к темам «Былины», «Пословицы и поговорки» может быть множество. Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного чтения, и перебросить «мостик» к древнерусской литературе.

1 Г о г о л ь Н. О литературе. — М., 1952. — С. 190. 

Далее

Назад