на главную контакты карта сайта

Закон г. Москвы "О развитии образования в городе Москве" 

20 июня 2001 года N 25

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91, от 15.06.2005 N 23)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности. (в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) 2. Образовательные учреждения и организации - государственные и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников. (часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Государственные образовательные учреждения города Москвы - образовательные учреждения, находящиеся в собственности города Москвы и финансируемые за счет средств бюджета города Москвы. (часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) Часть исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.

4. Государственные органы управления образованием города Москвы - городской и окружные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в области образования в городе Москве. (ред. Законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

5. Городская государственная система образования - совокупность образовательных и иных учреждений и организаций, подведомственных городскому или окружным органам управления образованием, и реализуемых ими образовательных программ, а также совокупность городских и окружных органов управления образованием. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

6. Отраслевые системы образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими образовательных программ. (в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

7. Фонд попечителей - юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, совершенствования их материально-технической базы и стимулирования труда их работников путем привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования

1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;

2) светский характер образования в государственных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей города Москвы; (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами;

5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого городской государственной системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;

6) обновление и развитие городской государственной системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфрастуктуры, поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;

7) поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;

8) свобода, многообразие и вариативность в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных образовательных учреждений;

11) поддержка негосударственных образовательных организаций;

12) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) 3. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Деятельность органов государственной власти города Москвы по развитию экономики образования основывается на следующих принципах: (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) обеспечение многоканальности финансирования образования;

2) льготного налогообложения, направленного на поддержку развития системы образования;

3) обеспечение нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений и организаций;

4) поддержка предусмотренной федеральным законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и организаций. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5. Органы государственной власти города Москвы разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является Московская целевая городская программа развития образования.

Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 4. Государственные гарантии права жителей города Москвы на получение образования (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Жителям города Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Жителям города Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки городской и отраслевых систем образования и создания социально-экономических условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях следующих типов: (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) дошкольных;

2) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых;

5) специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) образовательных учреждениях дополнительного образования детей; (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

7) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) других образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3.1. Органы исполнительной власти города Москвы полностью или частично несут расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования, порядок и размеры которой устанавливаются законом города Москвы. (часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Органы государственной власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем развития сети государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, а также посредством предоставления им специальных городских стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.

6. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.

Статья 4.1. Дополнительные гарантии права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении во время пребывания (обучения) в данном образовательном учреждении, а при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

2. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском пассажирском транспорте в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

3. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и нерабочие праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения может предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении.

4. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для их приобретения, или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Статья 5. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях

1. Обучение и воспитание в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке. Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или организации и закрепляется в его (ее) уставе.

2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательного учреждения или организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.

3. Органы государственной власти города Москвы содействуют проживающим в городе Москве различным этнокультурным общностям в получении основного общего образования на родном языке путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Жителям города Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.

2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.

3. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении, определяемом городскими нормативами бюджетного финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. (часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования. В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием. Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.

5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.

6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест.

7. При приеме детей в первые классы государственных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.

Статья 7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и Московского регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям. (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63) Базисный учебный план утверждается городским органом управления образованием.

2. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства и гарантирующий овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования. Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию Московского регионального и школьного компонентов. (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

3. Московский региональный компонент базисного учебного плана разрабатывается городским органом управления образованием для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63) Школьный компонент базисного учебного плана определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с органом его самоуправления.

 4. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают реализацию федерального, Московского регионального и школьного компонентов базисного учебного плана необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами. (в ред. Законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

Статья 8. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников

1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляются на основе межведомственной программы "Образование и здоровье", обеспечивающей взаимодействие образовательных и медицинских учреждений и организаций города, которая утверждается Правительством Москвы один раз в три года. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения или организации на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Руководитель образовательного учреждения или организации несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, и обеспечивает:

1) создание условий для обучения и осуществления образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье обучающихся, воспитанников;

2) организацию образовательного процесса, направленного на обучение навыкам здорового образа жизни на всех ступенях образования;

3) организацию текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников;

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;

5) обучение и воспитание в области охраны здоровья;

6) повышение квалификации и проведение аттестации работников образовательного учреждения или организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

7) предотвращение в помещениях образовательного учреждения или организации курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами. (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Администрация образовательного учреждения или организации привлекает родителей (законных представителей) к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни.

4. Каждое образовательное учреждение или организация обеспечиваются штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом.

5. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств бюджета города Москвы.

Статья 8.1. Дополнительное образование детей (введена Законом г. Москвы от 15.06.2005 N 23)

1. В целях развития способностей, склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, обеспечения их занятости и социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних в городе Москве создаются различные виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других.

2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться также в государственных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей; негосударственных образовательных организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ; иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы.

3. Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования детей и дополнительных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей;

2) многообразие видов дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

3) непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

4) психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

5) творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

6) сохранение физического и психического здоровья детей.

4. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

5. В случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест в государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, иных государственных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, преимущественным правом при зачислении пользуются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-инвалиды.

Статья 9. Коррекционная и оздоровительная деятельность образовательных учреждений и организаций

1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц.

Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию этого права посредством создания и поддержки коррекционных, реабилитационных, специальных образовательных учреждений различных типов и видов, а также специальных (коррекционных) классов и групп. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты (Московский региональный компонент). (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

3. Несовершеннолетние граждане с отклонениями в развитии имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных и медицинских учреждениях города Москвы.

4. Образовательные учреждения и организации могут реализовывать дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные программы и осуществлять дополнительные образовательные коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии. Дополнительные образовательные коррекционные программы и дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.

К дополнительным образовательным коррекционным услугам относятся психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования, а также в приютах, образовательных учреждениях и организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах социальной помощи семье и детям.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 10. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования (название в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. К полномочиям Правительства Москвы в области образования относятся: (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63) 1) принятие правовых актов города Москвы в области образования в пределах своей компетенции; (в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

2) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений города Москвы; (п. 2 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) установление порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений города Москвы; (п. 3 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4) установление норм труда и нормативов его оплаты, в том числе ставок заработной платы и должностных окладов работников государственных образовательных учреждений города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством о труде; (п. 4 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5) установление порядка приема в государственные образовательные учреждения города Москвы на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;

6) установление общего приема и структуры приема на обучение в подведомственные отраслевым органам исполнительной власти города Москвы образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; (в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

7) создание и реорганизация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы; (в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

8) ликвидация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, при наличии согласования с Московской городской Думой; (в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

9) распределение бюджетных средств между образовательными учреждениями, подведомственными отраслевым органам исполнительной власти города Москвы; (в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

10) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям и организациям города Москвы в части строительных и санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений;

11) установление льгот обучающимся, воспитанникам и работникам образовательных учреждений и организаций города Москвы, а также видов и норм материального обеспечения указанных категорий граждан; (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

12) делегирование исполнительно-распорядительных функций Правительства Москвы в области образования городскому органу управления образованием; (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

13) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы к ведению Правительства Москвы. (в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

2. К полномочиям городского органа управления образованием относятся:

1) разработка Московского регионального компонента государственных образовательных стандартов; (в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

2) разработка и реализация Московской целевой городской программы развития образования;

3) утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов; (п. 3 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4) разработка городских нормативов затрат на образование;

5) организация разработки вариативных базисных и примерных учебных планов, примерных программ;

6) лицензирование образовательной деятельности, контроль за соблюдением лицензионных условий, государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций, за исключением образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования, в соответствии с федеральным законодательством;

7) организация издания и (или) приобретения учебной литературы для бесплатного предоставления обучающимся;

8) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

9) обеспечение соблюдения федерального законодательства и правовых актов города Москвы в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов; (в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с правовыми актами города Москвы к ведению городского органа управления образованием. (в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

3. К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования относятся: (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) участие в осуществлении хозяйственного, материально-технического обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования, изыскание и направление внебюджетных средств на эти цели; (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) 2) участие в списочном учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы; (в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) иные полномочия, отнесенные законодательством города Москвы к компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве. (часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63, Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Далее

Назад