на главную контакты карта сайта

Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс  

 25. На концепции «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского основывается
    а) диагностический обучающий эксперимент;
    б) техника репертуарных решеток;
    в) семантический дифференциал;
    г) проективные методики.
 
   26. Выбор партнеров для совместной деятельности и общения осуществляется в…
    а) методе субъективного шкалирования;
    б) методе включенного наблюдения с последующим рейтинг-шкали-
рованием
    в) технике репертуарных решеток;
    г) социометрическом методе.
   
27. Метод объективных тестов – …
    а) стандартизированный самоотчет испытуемого о самом себе на основе задаваемых вопросов;
    б) состоит из заданий с нахождением единственно правильного ответа;
    в) диагностически значимые показатели регистрируются с помощью приборов;
    г) измерение физических параметров человека.
   
28. Стандартизированное аналитическое наблюдение – это …
    а) наблюдение, которое заранее предусматривает ситуации наблюде ния и конкретные способы регистрации фактов;
    б) наблюдение, когда определены лишь самые общие черты наблюдаемой ситуации;
    в) наблюдение, при котором наблюдаемые оповещены о том, что за ними ведется наблюдение;
    г) наблюдение, при котором наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения.
    29. Единицами наблюдения являются – …
    а) простые и сложные действия объекта наблюдения;
    б) временные интервалы, соответствующие определенным задачам наблюдения;
    в) субъекты, за которыми ведется наблюдение;
    г) цели и планы наблюдения.
    30. Метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения личности к объектам – это …
    а) техника репертуарных решеток;
    б) семантический дифференциал;
    в) социометрический метод;
    г) математическая статистика.

    31. Наиболее точными и ясными по содержанию в психодиагностике являются …
    а) объективные тесты;
    б) опросники;
    в) субъективное шкалирование;
    г) аппаратурные психофизиологические методы.
 
     32. Результативность беседы как метода диагностики зависит от …
      а) уровня профессиональной компетенции психолога;
      б) личностных свойств психолога;
      в) наблюдательности и уровня рефлексии психолога;
      г) пола и возраста испытуемого.
 
   33. Идея о том, что каждое проявление человека, его восприятие, эмоции, высказывания, двигательные акты выражают его личностные особенности, проблемы и актуальное состояние, является основой метода
    а) опросников;
    б) психодиагностической беседы;
    в) ролевых игр;
    г) проективного метода.

    34. Что из перечисленного применяется в современной психодиагностике?
    а) хиромантия;
    б) физиогномика;
    в) графология;
    г) френология.

    35. Открытые вопросы – это:
    а) вопросы, задаваемые широкой аудитории вне рамок психологического обследования;
    б) вопросы со свободным ответом испытуемого;
    в) вопросы, задаваемые группе испытуемых;
    г) вопросы, ответы на которые во многом носят дискуссионный, спорный характер.

    36. Лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью
    а) испытуемый;
    б) обследуемый;
    в) клиент;
    г) респондент.
 
   37. Тесты IQ измеряют:
    а) основные характеристики свойств личности;
    б) стандартизованные уровни развития умственных способностей;
    в) интеллект личности;
    г) уровень культурного развития.
  
   38. Коэффициент интеллектуальности (IQ) означает:
     а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой,
     б) уровень сложности заданий теста на интеллект;
     в) средний показатель, характеризующий уровень умственного развития группы;
     г) максимальный уровень трудности задач, который может решить ребенок определенного возраста.
 
   39. Креативность не характеризуется …
    а) гибкостью мышления;
    б) оригинальностью;
    в) чувствительностью к проблемам;
    г) фантастичностью.
  
  40. Какой направленности фрустрационных реакций на словесные утверждения по С.Розенцвейгу не существует:
    а) экстрапунитивной;
    б) интропунитивной;
    в) экстравертированной;
    г) импунитивной.
  
   41. Нормальное распределение характеризуется тем, что:
     а) крайние значения в нем встречаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто;
     б) крайние значения встречаются достаточно часто, а близкие к средней величине – достаточно редко;
    в) что возрастание значений сопровождается пропорциональным увеличением их частоты;
    г) все значения пропорционально распределены по частоте их встречаемости в обследуемой выборке;
    42. Лонгитюдное исследование – …
    а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного периода времени;
    б) исследование большого количества разных людей на протяжении длительного периода времени;
    в) сравнительное исследование групп испытуемых различного возраста;
    г) повторение тестирования одних и тех же испытуемых.

    43. Человека с высоким уровнем самоответственности называют – …
    а) субъектом;
    б) интровертом;
    в) интропунитивным;
    г) интерналом.
    
  44. Термин «локус контроля» принадлежит …
      а) Г. Айзенку;
      б) Дж. Роттеру;
      в) Дж. Келли;
      г) А. Бандуре.
     
45. Фактор «экстраверсия – интроверсия» Г. Айзенк взял из работ:
      а) И.П. Павлова;
      б) К.Г. Юнга;
      в) Э. Кречмера;
      г) У. Шелдона.
 
   46. «Большая пятерка» личностных факторов (5-Big) не включает фактор
    а) открытость опыту;
    б) склонность к согласию;
    в) добросовестность;
    г) самоответственность.

    47. Под «психометрикой» понимается:
    а) дисциплина, научно обосновывающая и описывающая методы измерения психических свойств;
    б) дисциплина, разрабатывающая психологические требования к профессионально важным качествам психодиагноста;
    в) деятельность психологов по проектированию и оценке эргономических условий профессиональной среды специалиста;
    г) процесс применения конкретной психодиагностической методики.
  
  48. Объективный характер процедур, возможность перепроверки, соответствие психометрическим требованиям является достоинством:
    а) экспертных («клинических») методов;
    б) номотетических методов;
    в) идеографических методов;
    г) стандартизированных, измерительных методов.
 
   49. К экспертным или клиническим методам относят:
    а) аппаратурные психофизиологические методики;
    б) объективные тесты;
    в) проективные методики;
    г) семантический дифференциал.
 
   50. Надежность методики – это:
    а) частое применение теста авторитетными психологами;
    б) наличие опыта использования данной методики конкретным психологом, позволяющим судить о целесообразности ее применения;
    в) устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех;
    г) качество методики, позволяющее распространять ее применение на различные категории испытуемых.
  
  51. Надежность методики отражает:
    а) способность теста измерять действительный уровень психического свойства;
    б) свойство выборочной совокупности представлять генеральную совокупность;
    в) выработку единых требований к процедуре психодиагностического эксперимента;
    г) точность психодиагностических измерений.       
  
  52. На надежность влияет:
    а) отсутствие тестовых эталонов;
    б) ошибки в интерпретации результатов;
    в) неправильность исходного теоретического положения, на основе которого построен тест;
    г) изменчивость, присущая самому измеряемому свойству.
 
   53. Наименьшим удовлетворительным значением для надежности является показатель корреляции:
    а) 0,65;
    б) 0,75;
    в) 0,85;
    г) 0,95.
   
54. Валидность методики – это:
    а) возможность получать с ее помощью стабильные результаты;
    б) единообразие инструкций у методик, измеряющих одно и то же психическое свойство;
    в) степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству;
    г) ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства.
  
  55. Критерий валидности:
    а) независимый и внешний по отношению к тесту источник информации об измеряемом психическом свойстве;
    б) целевой критерий, используемый в критериальных нормах;
    в) относительная независимость результатов теста от личности экспериментатора;
    г) показатель возможностей методики в тестировании.
   
56. Осуществить прогнозирование динамики развития какого-либо фактора или признака позволяет:
    а) корреляционный анализ;
    б) регрессионный анализ;
    в) факторный анализ;
    г) нормальное распределение.


57. В критериальную валидность включена:
    а) конвергентная и дискриминативная валидность;
    б) текущая и прогностическая валидность;
    в) валидность по возрастной дифференциации;
    г) достоверность.
 
   58. Содержательная валидность характеризует:
    а) способность теста устанавливать соответствие показателей теста к реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования;
    б) степень обоснованности и статистической надежности развития исследуемой особенности в будущем;
    в) степень репрезентативности содержаний заданий теста измеряемой области психических свойств;
    г) представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого.

59. Конструктная валидность характеризует:
а) способность результатов теста репрезентировать исследуемое психологическое свойство;
б) степень точности и обоснованности суждения о психологическом свойстве спустя определенное время после его измерения;
в) способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака;
г) качество теста, характеризующее его устойчивость по отношению к воздействию различного рода побочных факторов в процессе обследования.

60. Стандартизация процедуры проведения тестов необходима:
а) для избегания фальсификации результатов при тестировании;
б) для облегчения обработки результатов тестирования;
в) для избегания недоверия испытуемых к результатам тестирования;
г) для достижения сопоставимости полученных результатов у разных испытуемых.

61. Коэффициент валидности считается высоким, начиная со значения:
а) 0,40;
б) 0,50;
в) 0,60;
г) 0,70.

62. Достоверность теста – это:
а) надежность методики;
б) способность теста защищать информацию от мотивационных искажений;
в) способность дифференцировать испытуемых по уровням развития оцениваемого свойства;
г) отсутствие ошибки репрезентативности в процессе адаптации теста.

63. Нормой теста называется:
а) средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства характерный для испытуемых определенной группы;
б) возможность решения его заданий не менее чем 50 процентами испытуемых;
в) способность методики оценивать психическое свойство с определенной степенью достоверности;
г) инструкция, содержащаяся в документации по правилам использования данного теста.

64. Тестовые нормы рекомендуют менять:
а) через год;
б) через каждые пять лет;
в) через пятнадцать лет;
г) по мере накопления результатов тестирования.

65. Предсказание волхва о том, что Олег примет смерть «от коня своего» является:
а) обоснованным прогнозом;
б) интуицией, основанной на опыте;
в) самосбывающимся пророчеством;
г) предвидением возможного развития событий.

66. Главное отличие профессиональных психодиагностических методики от любительских тестов:
а) стимульный материал;
б) процедура обработки;
в) интерпретация результатов;
г) психометрические показатели.

67. Клиническим опросником является (в отличие от опросников для здоровых испытуемых) …
а) Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI);
б) 16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла (16 PF);
в) Личностный типологический опросник Г.Айзенка (EPI);
г) Уровень субъективного контроля (УСК).

68. К методам психологического тестирования не относится:
а) стандартизированное наблюдение;
б) формирующий эксперимент;
в) субъективное шкалирование;
г) анкетирование.

69. Тестовая тревожность – это …
а) реакция испытуемого на ситуацию тестирования;
б) реакция специалиста – непсихолога, проводящего тестирование;
в) измерение уровня тревожности испытуемого;
г) реакция испытуемого перед сообщением результатов тестирования.

70. Отметьте в бланке те критерии, которые относятся к перечисленным методикам.
Критерии:
1. Объективный тест.
2. Опросник
3. Проективная методика.
4. Аппаратурная методика.
5. Бланковая методика
6. Предметная методика.
7. Тест скорости.
8. Тест результативности.
9. Вербальный тест.
10.Невербальный тест.
11.Групповое выполнение.
12.Только индивидуальное выполнение.
13.Диагностика познавательных процессов.
14.Диагностика интеллекта.
15.Диагностика креативности.
16.Диагностика личности и личностных особенностей.
17.Социально-психологическая диагностика.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опросник
Г.Айзенка (EPI)
Несуществующее
животное
Гомеостат
Ф.Горбова
Социометрия
Незаконченные
предложения
Опросник
Р.Кеттелла 16PF
Рисунок семьи
Социальный ин-
теллект
Хронометраж
времени
Тест С.Розенцвейга
Опросник УСК
Дом-Дерево-
Человек
Тест П.Торренса
Нарисуй человека
Перепутанные ли-
нии
Тест Д.Векслера
Шкала тревоги
Дж.Тейлор
Тест интеллекта
Г.Айзенка
ТАТ
Тест Люшера
Круги Вартегга
Толкование по-
словиц
Тест Роршаха
Четвертый лиш-
ний

10. Контрольные задания аналитического и творческого характера

10.1. Решение психодиагностических ситуаций
Необходимо подобрать около десяти психодиагностических методик для решения каждой из предложенных ситуаций и обосновать свой выбор.
1. В работе секретаря-референта необходимы хорошие память, высокая концентрация внимания, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой, активность, ответственность, умение устанавливать доброжелательный контакт с посетителями. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
2. Из нескольких претендентов нужно отобрать одного школьника для участия в городской олимпиаде. У него должны быть хорошо развитое мышление, эмоциональная устойчивость в стрессовой ситуации, желание победить и другие качества. Какие методики можно использовать для отбора будущего победителя и почему именно их?
3. Производственная фирма обратилась с просьбой провести отбор среди претендентов на руководящие должности. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно они?
4. На консультацию пришли супруги, близкие к разводу. Какие методики позволят выявить их личностные особенности и особенности их отношений для предотвращения развода и почему именно они?
5. Молодые супруги обратились в психологическую консультацию с жалобой на несложившиеся отношения с родителями обоих супругов. Какие методики позволят выявить их личностные особенности и особенности их отношений (для улучшения взаимоотношений с родителями)? И почему именно они?
6. Мама обратилась в психологическую консультацию с жалобой на плохие отношения со своим ребенком (дошкольного возраста). Какие методики – для мамы и для ребенка – позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношений (для улучшения отношений)? И почему именно они?
7. Мама обратилась в психологическую консультацию с жалобой на плохие отношения со своим ребенком (старшеклассником). Какие методики – для мамы и для девушки (юноши) – позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношений (для улучшения отношений)? И почему именно они?
8. Учительница обратилась к детскому психологу с жалобой на плохое поведение и трудности в учебе ребенка младшего школьного возраста.
Какие методики позволят выявить причины такого поведения и учебы? И почему именно они?
9. Руководитель, желающий стать лидером коллектива, обратился к психологу с просьбой выявить его слабые и сильные стороны для своего развития. Какие методики помогут сделать это и почему именно они?
10.Директор школы обратился к психологу с просьбой выявить причины сложных и порой конфликтных отношений в педагогическом коллективе, но так, чтобы проводимая диагностика не вызвала отрицательного отношения педагогов и не ухудшила взаимоотношения в коллективе. Какие методики можно использовать для диагностики и почему именно их?
11.В психологическую консультацию обратился человек (мужчина или женщина – на ваш выбор), который никак не может выйти замуж/жениться и он хочет узнать, почему так происходит? Какие методики помогут дать ответ на этот вопрос и почему именно они?
12.Какие методики можно использовать для отбора эффективных игроков в команду Клуба «Что? Где? Когда?» и почему именно их?
13.Какие методики могут дать прогноз эффективности участников тренинга личностного роста или психокоррекционной группы и почему именно они?
14.Какие методики будут наиболее эффективны для консультирова
ния в психологической службе вуза для студентов, испытывающих трудности в обучения и личностные трудности, и почему именно они?
15.В работе страхового агента необходимы активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, умение устанавливать доброжелательный контакт с клиентами и умение убеждать их и другие качества. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
16.В работе кассира необходимы аккуратность, точность, честность, ответственность, эмоциональная стабильность, умение быстро считать, недоверчивость. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
17.В работе специалиста по рекламе необходимы хорошо развитое
мышление, внимание, восприятие, креативность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
18.По результатам каких методик и каким результатам можно рекомендовать старшеклассникам выбор профессии психолога?
19.В работе солдата спецназа (части специального назначения) необходимы выдержка, эмоциональная устойчивость, хорошо развитое мышление и внимание, контролируемая агрессивность, самостоятельность, ответственность, активность. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
20.Администрация организации планирует перевести сотрудников на индивидуальный график труда и отдыха на рабочем месте. Какие методики могут помочь правильно спланировать этот график с учетом личностных особенностей и работоспособности и почему именно они?
21.В работе секретаря-референта необходимы хорошие память, высокая концентрация внимания, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой, активность, ответственность, умение устанавливать доброжелательный контакт с посетителями. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?

10.2. Подбор методик для выявления личностных особенностей

1. Какие методики выявляют стремление к достижениям в деятельности?
2. Какие методики выявляют потенциальных работоголиков?
3. Какие методики выявляют настойчивость?
4. Какие методики выявляют уверенность в себе?
5. Какие методики выявляют рефлексивность?
6. Какие методики выявляют социальное доминирование?
7. Какие методики выявляют эгоцентризм (себялюбие)?
8. Какие методики выявляют сильную нервную систему?
9. Какие методики выявляют замкнутость?
10.Какие методики дают прогноз соматических заболеваний?
11. Какие методики выявляют социабельность (зависимость от других)?

11. Сведения об авторе

Зоткин Николай Васильевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета.




Печатается в авторской редакции
Компьютерная верстка, макет В.И. Никонов
Подписано в печать 07.12.07
Гарнитура Times New Roman. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл.-печ. л. 13,0. Уч.-изд. л. 9,33. Тираж 100 экз. Заказ № 743
Издательство «Универс групп», 443011, Самара, ул. Академика Павлова, 1
Отпечатано ООО «Универс групп»
 

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8


 

Назад

Каникулярные программы Президентской школы Вступительного взноса нет Обучение в Англии: получите качественное образование вместе с Bright Ломоносовский детский сад Ломоносовская Ассамблея