на главную контакты карта сайта

Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс  

 
   3.5.8. Особой разновидностью валидности является достоверность.
     Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководясь в ходе теста особой мотивацией, отличающийся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста.
     Особо остро проблема достоверности стоит в опросниках, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
     Типичный прием обеспечения достоверности – это наличие в опросниках шкал лжи. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности – стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Шкала лжи состоит из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест.
     Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (информационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.
     Более тонкий вариант – введение шкал «коррекции» (например, в ММРI): получение определенного балла по этим шкалам вызывает внесение поправок к баллу по другим шкалам, скореллированным со шкалой коррекции.
     Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым.
Здесь различают две диагностические ситуации консультативную (ситуацию клиента) и аттестационную (ситуацию экспертизы).
     В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профессиональной консультации).
 Во втором случае тестирование проводится по инициативе других людей, которые больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.
     На достоверность влияют еще два психологических фактора в тех ситуациях, когда испытуемый дает самоотчет (личностные опросники).
     1. Фактор знания. У испытуемого может быть более или менее четкое представление о следующем: свойственны ли ему в действительности или нет тестируемые поведенческие проявления (с некоторыми ситуациями испытуемый вообще мог не встречаться); что за личностное свойство скрывается у психолога за тем или иным конкретным поведением, описанным в суждении; как это свойство соотносится с общепринятыми моральными нормами и признаками социального успеха.
     2. Факторы «индивидуальной тактики». Здесь подразумевается действие «Я-концепции» («Я» для себя) и «Я-образа» («Я» для других) на ситуативную тактику испытуемого в момент тестирования.
     Выполняя опросник, испытуемый всегда находиться в невольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только для других, но и для самого себя. Испытуемый стремиться подтвердить «Я- концепцию» или фальсифицировать определенный «Я-образ» с заданными свойствами. Как правило, в ситуациях высокого социального риска «Я- образ» полностью доминирует: например, преступник на экспертизе стремиться прежде всего предстать больным или неприспособленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человеке. Точно также склонны подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психологу-психотерапевту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание). В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится с помощью теста подтвердить свои гипотезы о самом себе.
 
Тема 4. Репрезентативность тестовых норм

4.1. Зачем нужны тестовые нормы? Любые тестовые заключения при использовании статистических тестовых норм являются относительными.
Они зависят от той выборки, на которой производилась стандартизация теста. То, наско В менее регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится с помощью теста подтвердить свои гипотезы о самом себе. лько выборка стандартизации позволяет применить тест на широкой популяции, называется репрезентативностью тестовых норм.
(Популяция – категория испытуемых определенной социальной, профес сиональной или половозрастной принадлежности.) Норма теста – средний
диапазон значений на шкале измеряемого свойства характерный для испытуемых определенной группы. Их меняют каждые 5 лет.
Репрезентативность (от фр. – показательный) тестовых норм – свойство выборочной совокупности представлять генеральную совокупность.
Репрезентативность означает, что с некоторой наперед заданной или определенной статистической погрешностью можно считать, что представление в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению. Ошибка репрезентативности – различие характеристик выборки и генеральной совокупности.
Выборка, на которой определяется статистические тестовые нормы, называется выборкой стандартизации. Ее численность, как правило, не меньше 200 человек.
4.2. В репрезентативности тестовых норм рассматривают следующиепроблемы:
1. Стандартизация шкалы.
2. Статистическая природа тестовых шкал. Как повысить долю постоянного компонента и сократить долю случайного в величине суммарного балла по шкале теста.
3. Проблема меры в психометрике. В дифференциальной психометрике отсутствуют физические эталоны: мы не располагаем индивидами, которые были бы постоянными носителями заданной величины измеряемого свойства. Роль косвенных эталонов в психометрике выполняют сами тесты.
4. Оценка типа распределения тестовых баллов и проверка устойчивости распределения. Используют следующие параметры: среднее арифметическое, среднее квадратическое (стандартное) отклонение, асимметрия, эксцесс, общее неравенство Чебышева, критерий Колмогорова. Общая логика проверки устойчивости распределения основывается на индуктивном рассуждении: если «половинное» (полученное на половине выборки) распределение хорошо моделирует конфигурацию целого распределения, то можно предположить, что это целое распределение будет хорошо моделировать распределение генеральной совокупности.
Доказательство устойчивости распределения означает доказательство репрезентативности норм. Традиционный способ доказательства устойчивости сводится к выяснению хорошего приближения эмпирического распределения к какому-либо теоретическому (например, нормальному рас-
пределению, хотя может быть и любое другое).
5. Тестовые эталоны (или тестовые нормы).
5.1. Сама сырая шкала может иметь практический смысл.
5.2. Стандартизированные шкалы: Шкала IQ, Т-шкала, шкала стэнай-ов (стандартная девятка), шкала стэнов.
5.З. Процентильная шкала. Процентиль – процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого. Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке стандартизации. Их можно рассматривать как ранговые градации, общее число которых равно ста, только (в отличие от ранжирования) отсчет ведется снизу. Поэтому чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида. Процентили отличаются от процентных показателей. Процентные показатели фиксируют качество выполненных заданий. Процентиль – это производный показатель, указывающий на долю от общего числа членов группы.
5.4. Критериальные нормы. В качестве эталона используется целевой критерий. Высокую эффективность показывают узкоспециализированные диагностические методики, нацеленные на очень конкретные и узкие критерии. Хорошо зарекомендовали в сфере образования (тесты достижений и КОРТ).
5.5. Социально-психологический норматив.
Независим от результатов испытаний и объективно задан. СПН реализуется в совокупности заданий, составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. Для анализа данных относительно их близости к СПН, рассматривается как 100% -ое выполнение теста, испытуемые делятся на 5 подгрупп. Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполнивших задания.
10% – наиболее успешные, 20% – близкие к успешным, 40% – средние, 20% – мало успешные, 10% – наименее успешные.
4.3. Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Стандартизация как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.
4.3.1. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает регламентацию процедуры, унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристика контингентов испытуемых (указывается область применения теста). К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента относятся такие: инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере; ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими; в процессе эксперимента не давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения; эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое, по возможности, время дня, в сходных условиях; временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, т.к. только строгое и соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.
4.3.2. Во втором случае под стандартизацией понимается преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на оценке его относительного места в распределении результатов в выборке испытуемых.
Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют «сырым тестовым баллом». Для применения тестовых норм необходимо перевести тестовые баллы из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла».
При простейшей линейной стандартизации сначала высчитывается –Z-показатель (стандартный балл по стандартной шкале Z).
X–X
Z = ------------ ;
Sx
где Z (с центром 0 и отклонением 1), Х – сырой балл по тесту, X – средний балл по выборке стандартизации, Sx (о) – стандартное отклонение по выборке стандартизации.
После получения стандартного балла Z можно перевести тестовый балл в любую стандартную тестовую шкалу, принятую в психодиагностике.
Например, перевод в шкалу IQ, производится по формуле:
X−X
IQ = 100 + 15 ⋅
σ
В шкале IQ центр равен 100, а отклонение равно 15.
Если перевод требуемся в шкалу «стенов» (от англ. «standart ten» – стандартная десятка), то формула пересчета из шкалы Z выглядит так:
X−X
S = 5,5 +
σ
В шкале стенов центр равен 5.5, а отклонение равно 2.
Т-шкала Маккола (MMPI) (центр равен 50, отклонение равно 10):
X−X
T = 50 + 10 ⋅
σ
Для серьезных профессиональных тестов вместо простейшей линейной стандартизации используется более сложная процедура нелинейной нормализации (форсированный переход к нормальному распределению).
В результате этой, более точной процедуры разработчики снабжают пользователей теста конверсионной таблицей для перевода сырых баллов в стандартные баллы по заданной шкале. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и интервалами стандартной.
Таким образом, благодаря стандартизации методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке стандартизации показателях, сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках.

Раздел 4. Психодиагностика когнитивных способностей

Тема 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств
Диагностика восприятия формы, пространства, движения, цвета, времени, слуховое восприятие, обнаружение изменений характеристик внешней среды, восприятие текста, зрительная работоспособность. Диагностика ориентации в пространстве.
Оценка точности восприятия времени.
Восприятие длины линии.
Восприятие угловых величин.
Методики «Компасы» и «Часы» для оценки ориентации в пространстве.
Тест Торндайка для оценки избирательности восприятия.
Плоские фигуры Г.Фалькельта для исследования зрительного и осязательного восприятия.
«Кубики Коса» для оценки особенностей пространственного восприятия.

Тема 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций
Диагностика аттенционных свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, избирательность внимания.
«Корректурная проба» Бурдона и «Кольца» Э.Ландольта для оценки устойчивости и концентрации внимания.
«Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умственной работоспособности.
«Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентрации внимания.
Методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания.
«Расстановка чисел» для определения произвольности внимания.
«Интеллектуальная лабильность» для оценки концентрации внимания и быстроты действия.
«Числовой квадрат» для оценки объема распределения и переключения внимания.
«Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамических характеристик внимания.
«Интеллектуальная лабильность» («Тест простых поручений») для изучения концентрации внимания и быстроты действий.
Тест Поппельрейтера для изучения распределения внимания.
Методы изучения объема внимания.
Методика Пьерона-Рузера для оценки степени устойчивости, объема и динамических характеристик внимания.
Куб Линка для оценки устойчивости внимания, сообразительности, эмоциональных реакций.

Тахистоскоп для определения готовности реакции (порог восприятия, наблюдательность), концентрации и избирательности внимания, скорости адаптации, волевого усилия, утомляемости.

Тема 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств
Диагностика непроизвольного запоминания, кратковременной и оперативной памяти, образной и смысловой памяти, словесно-логической памяти, сохранения в долговременной памяти, обучаемости. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву.
«10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.
«Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.
«Узнавание лиц» для оценки памяти на лица.
«Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и сообразительности.
«Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.
«Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.
Шкала памяти Д.Векслера (7 субтестов: ориентировка и осведомленность; ориентировка во времени и пространстве; психический контроль;
логическая память; воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке; воспроизведение геометрических фигур; воспроизведение парных ассоциаций).
«Тест визуальной ретенции» Бентона для исследования зрительной памяти и пространственного восприятия.
«Тест памяти» Мейли для оценки зрительной и слуховой памяти.

Тема 4. Психодиагностика мышления
Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, зна-
кового и образного мышления. Исследование критичности мышления.
Выделение закономерностей.
«Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
«Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей.
«Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычислений.
«Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять существенные признаки.
«Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способности к установлению логических взаимосвязей.
«Количественные отношения» для оценки способностей к логическим умозаключениям.
«Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.
«Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абстрактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности.
«Рассказ с пропущенными словами» для определения целенаправленности мышления, контроля и критичности мышления.
«Вербальный лабиринт» для оценки пластичности и переключаемости внимания.
Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования невербальных компонентов мышления и креативности.
«Тест комбинаторных способностей» и «Кубики Кооса» для оценки уровня развития конструктивного мышления.
Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования уровня сформированности понятийного мышления. Определение понятий.
Методика А.С. Ланчиса для оценки уровня когнитивной гибкости мышления.
Ассоциативный эксперимент для диагностики особенностей мышления.
Тест пространственного мышления (ТПМ) для выявления особенностей пространственного мышления в процессе создания образа (оперирование формой и величиной объекта) и оперирования образами (изменение пространственного положения, преобразование структуры образа, изменение положения и структуры образа одновременно).
Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (ЛОГО) для выявления умения выполнять логические операции (аналогии, классификации, построения закономерностей) над геометрическими фигурами.

Тема 5. Психодиагностика воображения и представления
Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представлений, манипулирование представлениями.
«Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера.
Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вербального воображения.
«Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального воображения.
Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки.
Опросник Шиана для оценки яркости (четкости) представления путем саморанжирования.

Тема 6. Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности
Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диагностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезависимость (тесты «Замаскированные (включенные) фигуры» и «Стержень и рамки» Г. Виткина (Уиткина), рефлективность – импульсивность (тест «Сравнения похожих рисунков» Кагана), аналитичность – синтетичность (вариант методики свободной сортировки понятий В. Колга), гибкость – ригидность когнитивного контроля (тест словесно-цветовой интерференции Дж.Струпа), узкий – широкий диапазон эквивалентности (тест «Сортировка объектов» Гарднера), образность – вербальность, интерферируемость (помехозащищенность), толерантность к нереальному опыту.
Опросник Г.С. Прыгина на предмет стиля учебной деятельности (в т.ч. «автономность – зависимость»).

Тема 7. Измерение интеллекта
Две наиболее известные модели интеллекта, на которых строятся диагностические методики. 1) Чарльз Спирмен – Двух факторная теория интеллекта: Успех любой интеллектуальной деятельности определяют: (1) некий общий фактор (G фактор) и (2) фактор специфический для данной деятельности (S-фактор).
G-фактор – генеральный фактор – определяют успех любой интеллектуальной деятельности. (В дальнейшем наличие генерального фактора было подтверждено при помощи факторного анализа.)
2) Луис Терстоун – Мультифакторная теория интеллекта: Каждый отдельный интеллектуальный акт – результат взаимодействия множества отдельных факторов.
Джо Гилфорд – Модель «Структуры интеллекта».
Построена на основе необихевиористской модели: стимул – латентная операция – реакция.
Четыре стимула – «Содержание» – Природа материала: изображения, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях);
Пять операций – Способности испытуемого – Психические процессы:
понятия, память, конвергентное и дивергентное мышление, продуктивность оценивания;
Шесть реакций – Результат применения операций к материалу – Форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Всего 4 х 5 х 6 = 120 факторов интеллекта. Каждый фактор – это сочетание категорий из трех названных измерений.
Концепция Джо Гилфорда широко используется в США, особенно в работе с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять развитие способностей детей. На основе своей теории им создан первый тест на креативность и тест на социальный интеллект.
Одним из главных достижений Гилфорда является разделение дивергентного (множество решений на основе однозначных данных – основа креативности) и конвергентного (ищется единственно верное решение – что диагностируется тестами на интеллект) мышление.
Основные тесты интеллекта, применяемые в России в настоящее время:
1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и нагляднодейственного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей,
пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.).
11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста.
2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до 61 года.
Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профотбора.
3. Тесты интеллекта Ганса Айзенка (Великобритания). Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 заданий и ограничен 30 минутами выполнения.
4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных;
и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта.
Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей.
Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности.
5. Двухфакторная модель интеллекта Р.Кеттелла: «флюидный» и «кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интеллект) – это способность к понятийному научению и к решению проблем, это общая «одаренность» и приспособляемость – относительно независимая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект – производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых интеллектуальных навыков.
Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности.
6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Флоренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.

Тема 8. Диагностика одаренности и креативности
Креативность как способность продуцировать новые идеи, находить нестандартные решения проблемных задач.
«Модель структуры интеллекта» Дж. Гилфорда как основа для программ развития одаренности и диагностики креативности. Дж. Гилфорд и его сотрудники выделили 16 факторов креативности (беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и т.д.). Е. Торренс добавил еще несколько.
Тесты Дж. Гилфорда (США). 14 субтестов (10 вербальных + 4 невербальных)
Тест Е. Торренса (США) для оценки вербальной и образной креативности, отдельных креативных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться привычным стереотипам. 10 субтестов (7+3).
Креативные тесты Вильямса.
Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования креативности.
Опросник «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник для оценки степени любознательности, обладания воображением, способности идти на риск, предпочтения сложных идей.
Опросник креативности Джонсона.
Определение уровня креативности взрослой личности Н.Ф. Вишняковой.
Методика диагностики речемыслительной креативности.
Проективная методика диагностики дивергентного мышления Н.А. Батурина и Е.Л. Солдатовой.
Диагностика креативности в отечественной психологии. Диана Богоявленская «Метод креативного поля»: единица творческих способностей – «интеллектуальная инициатива» – это продолжение мыслительной деятельности за пределы требуемого, за пределы решения задачи, которая ставится перед человеком.

Тема 9. Диагностика способностей
Понятие об общих и специальных способностях. Факторные теории способностей (Ч. Спирмен, Л. Терстон и другие). Классификации специальных (частных) способностей (отечественные и зарубежные). Отдельные тесты способностей и тестовые батареи (Батарея общих способностей – ГАТБ). Батарея дифференциальных способностей – ДАТ. Отечественные тесты специальных способностей (ТПМ, ЛОГО). Области применения методов диагностики способностей (выявление одаренности, диагностика профессиональной пригодности, профконсультация и т.д.).

Раздел 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента

Тема 1. Определение психомоторных характеристик человека
Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эффективности труда. Движения как основа психомоторных проявлений. Диагностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции, силовая характеристика движений, пространственно-временная характеристика движений, пальцевая моторика, координация движений.
Простая сенсомоторная реакция (акустико-моторная, зрительномоторная) и сложная зрительно-моторная реакция для исследования скорости протекания нервных процессов. Реакция на движущийся объект для оценки точности движений, динамического глазомера, уравновешенности нервных процессов.
Динамометры для измерения силы мышц. Кинематометры для оценки силовых характеристики движения. Теппинг-тест для оценки свойств нервной системы при движениях. Тремометр для измерения статического и динамического тремора рук (оценивающего уровень возбуждения нервной системы), зрительно-моторной координации, двигательной ловкости и точности. «Лабиринт» для оценки скорости и уровня развития нагляднодейственного мышления и точности двигательной координации.
Эталонные объекты для определения разностной кинестетической чувствительности рук (методика К.Х. Кекчеева). Манипуляционный тест М.Г. Давлетшина для определения способности к тонкой координации движений, ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук. Манипулятивный тест «Монтаж – демонтаж» для определения способности к тонкодвигательной координации. Манипуляционный тест по определению навыков тонкой координации обеих рук (тест на точное совмещение).
Аппаратурный комплекс оценки психомоторной сферы человека «СЧС-2000» (Сафонов, Чесноков, Суворов) содержит 14 психомоторных тестов: простая сенсомоторная реакция на свет и звук разной интенсивности; сложная сенсомоторная реакция на свет; реакция на движущийся объект, теппингометрия и тремометрия разных модификаций и уровней сложности; субъективный отсчет времени. Позволяет составить до 40 конкрет-
ных методик и получить более 70 показателей нервно-психической регу-
ляции.
Графическая методика исследования моторики и личности человека Е. Мира-и-Лопес (Миокинетическая психодиагностика) для диагностики собенностей личности в норме и патологии.
Шкала оценки моторики Н.И. Озерецкого и тесты моторных способностей Д. Брэйса для оценки уровня развития двигательных умений и компонентов моторики у детей и подростков.

Тема 2. Диагностика темперамента и свойств нервной системы
Проявления основных свойств нервной системы в поведении и деятельности человека. Аппаратурные методы диагностики свойств нервной системы. Бланковые методики диагностики силы и лабильности нервной системы. Надежность и валидность психофизиологических методик.
Простая и сложная сенсомоторная реакции, реакция на движущийся объект для оценки скорости протекания и уравновешенности нервных процессов. Теппинг-тест для оценки свойства лабильности и процесса возбуждения нервной системы.
Павловский темпераментальный опросник (ПТО) (М.В. Бодунов, Е.С. Романова, Я. Стреляу, А. Англяйтнер) для оценки силы возбуждения нервной системы, силы ее торможения и ее подвижность.
Опросник типов нервной системы Я. Стреляу для оценки трех базовых характеристик темперамента: сила возбуждения, сила торможения, подвижность нервных процессов.
Личностный опросник Грея-Уилсон (ЛОГУК) для диагностики двух нейропсихологических систем – торможения и активации поведения.
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова для оценки 4 наследственных характеристик темперамента – эргичности, пластичности, темпа, эмоциональности – в контексте деятельности и социального взаимодействия.
Опросник Д. Кейрси для определения выраженности четырех типов темперамента.
Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ) для оценки типов свойств: гипертимность – дистимность, невротизм, социальная активность, агрессивность, робость, энергичность, эмоциональная инертность, эмоциональная лабильность, сенситивность, контроль социальной желательности ответов.
Опросник EATQ-R М.К. Ротбарт для оценки свойств темперамента подростков 9-15 лет оценивает 11 свойств темперамента: активационный контроль, аффилиация, уровень активности, внимание, страх, фрустрация, удовольствие от стимуляции высокой интенсивности/энтузиазм, ингибиторный контроль, персептивная чувствительность, удовольствие от стимуляции низкой интенсивности, застенчивость; включает шкалы агрессивности и депрессивного настроения.
Опросника темперамента и характера Р. Клонинджера. Шкалы: поиск нового, избегание опасности, зависимость от поощрения, самостоятельность, кооперативность, самотрансцедентность.
Универсальный психодиагностический комплекс «УПДК-2 СМ» для определения базовых характеристик нервной системы (сила, подвижность, динамичность, уравновешенность).
Раздел 6. Многофакторные личностные опросники
Тема 1. Многофакторные личностные опросники
Многофакторные клинические методики исследования личности:
MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья, эмоционального состояния и профессиональных способностей.
Основные шкалы: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность – женственность, паранойя, психоастения, шизофрения, гипомания, социальная интроверсия.
Стандартизированная многофакторная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик.
Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколовой.
Mini-Mult – сокращенный вариант MMPI (70 вопросов). Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) В.П. Зайцева, созданный на основе Mini-Mult. Критика СМОЛ (СМОЛ не является валидным аналогом MMPI и не может быть использован в психодиагностических исследованиях).
Многофакторные личностные опросники для работы с нормальными
взрослыми популяциями:
Факторные личностные опросники Р.Кеттелла для диагностики разных аспектов личности: особенностей коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степени социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала. Взрослый (16PF) (16 факторов), подростковый (HSPQ) и детский (CPQ) (12 факторов) варианты опросника. Недостатки опросников Р.Кеттелла.
Методика «15 личностных факторов» (15ЛФ) А.Г. Шмелева и ее преимущества.
Личностные опросники Г. Айзенка для диагностики экстраверсии, интроверсии, нейротизма и психотизма (EPI, EPQ, PEN). Взрослый, подростковый и детский варианты.
Калифорнийский психологический опросник (CPI) Дж. Гоуха. Шкалы:
Доминирования, Способность приобрести социальный статус, Социальность, Общительность, Самопринятие, Чувство благополучия, Ответственность, Достигнутая социализация, Самоконтроль, Толерантность, Благоприятное впечатление, Обычность, Достижения через конформность, Достижения через отстаивание своей независимости, Интеллектуальная эффективность. Психологичность, Гибкость, Женственность.
Фрайбургский личностный опросник (FBI) Й. Фаренберга, Х. Зелга, Р. Гампела. Шкалы: Невротичность, Депрессивность, Раздражительность, Спонтанная агрессивность, Реактивная агрессивность, Экстраверсия – Интроверсия, Застенчивость, Общительность, Уравновешенность, Открытость, Эмоциональная лабильность, Маскулинизм – Феминизм.
Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик (Интроверсия – Экстраверсия, Тревожность – Агрессивность, Ригидность – Лабильность, Сензитивность – Спонтанность).
Опросник «Пять факторов» (ОПФ) (П.Т. Коста, Р.Р. МакКрей, адаптирован М.В. Бодуновым) для оценки нейротизма, экстраверсии, соглашательства, добросовестности, открытости опыту.
Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека. «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Собчик для определения восьми ведущих форм социального поведения личности: (1) тенденция к лидерству – властность – деспотичность; (2) уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность; (3) требовательность – непримиримость – жесткость; (4) скептицизм – упрямство – негативизм;
(5) уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость; (6) доверчивость – послушность – зависимость; (7) добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм; (8) отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.

Тема 2. Диагностика акцентуаций личности
Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда.
Опросник Шмишека для выявления типа акцентуаций (по Леонгарду), черт характера, определяющих поведение, особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Низкая надежность теста Шмишека и неточности в составлении опросника.

Опросник черт характера для взрослых (ОЧХ-В) В.М. Русалова и О.Н. Маноловой для выявления 10 акцентуаций по К. Леонгарду. Диагностика акцентуаций в методике MMPI.
Концепция типов акцентуаций у подростков А.Е.Личко.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации.

Тема 3. Определение психологических типов личности
Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга. Шкалы: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. Проявление каждого типа в поведении и общении, в различных областях жизни и деятельности.
Соционика А. Аугустинавичюте как система, описывающая 16 соционических типов личности и взаимоотношения между ними.
Психогеометрический тест С. Деллингера для выявления пяти форм личности.

Раздел 7. Проективная психодиагностика

Тема 1. Проективные психодиагностические методики
Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Получение информации о личности, ее ведущих потребностях и мотивах, особенностях эмоциональной сферы, направленности личности, внутриличностных и межличностных конфликтах, способах их разрешения и другая информация.
Варианты и модификации ТАТ. Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Техника апперцепции пожилых Л. Беллак и С. Беллак. Геронтологический апперцептивный тест (GAT) Р.Л. Уолк и Р.Д. Уолк.
Мотивационный тест Х. Хекхаузена.
Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.
Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак. Сущность и назначение САТ. Исследование восприятия ребенком окружающего мира и своего места в нем, отношения к родителям, проблем конкуренции и взаимоотношений с братьями и сестрами, детских страхов, адаптационные возможности, особенности мотивационной сферы и защитных механизмов, содержание потребностей, бессознательных переживаний и конфликтов,
наличия психических нарушений.
Регуляционная психология М. Люшера. Значение цветов и их сочетаний. Механизмы воздействия цвета. Интерпретация цветов по М. Люшеру и Л.Н. Собчик. Методика «Выбор цвета» М.Люшера для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости;
для выявления актуальных внутри- и межличностных конфликтов, их источников, подавляемых и/или неудовлетворенных потребностей, особенностей восприятия и понимания жизненной ситуации. Полный набор теста Люшера (73 цвета), рабочий (23 цвета) и краткий (8 цветов).
«Цветовое зеркало» Г. Фрилинга для выявления восьми типов личности по К.Г.Юнгу, психологических и соматических проблем человека.
Цветовая диагностика эмоций.
Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация метод портретных выборов Л.Н. Собчик. Теория судьбоанализа Л. Сонди. Восемь факторов влечений и их реализация в жизни. Биполярная природа каждого фактора, его проявление в раннем детстве, соответствующий ему набор характерологических черт, выбор профессий, тип духовной жизни, болезненные расстройства.
Тест Г. Роршаха для клинического исследования личности. Диагностика общей направленности личности, степени реалистичности восприятия действительности, эмоционального отношения к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность человека.
Метод пиктограмм в патопсихологическом исследовании мышления – исследование когнитивных процессов (мышления и памяти) и аффективноличностной сферы.
Ассоциативный метод как основа методик завершения рассказа, истории или предложения. Методики завершения рассказа или истории.
Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и С. Леви для выявления проблемных, конфликтных внутри- и межличностных отношений, индивидуальной системы представлений о различных сферах отношений.
Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики разных видов мотивации.
Тест эгоцентрических ассоциаций Т. Шустровой для выявления степени центрации на себе или других.
Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях, оценки стрессоустойчивости и прогноза поведения человека в ситуациях межличностного взаимодействия. Навыки конструктивного поведения в стрессовых ситуациях. Экстропунитивные, интропунитивные и импунитивные реакции.
Взрослый и детский вариант теста.
Методики, созданные на основе теста С. Розенцвейга.
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуации фрустрации в возрасте 9-18 лет.
Сказочный проективный тест К. Колакоглоу для оценки личностной динамики ребенка, личностных черт в их взаимосвязи (26 личностных переменных) детей 7-12 лет.
Тест животных Заззо и его модификация проективное интервью «Волшебный мир» для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет.
«Тест двенадцати животных» Б.К. Пашнева для оценки разграничений психических состояний в норме и патологии, половых и индивидуально-типических различий.
Методика «Напиши рассказ» В.Е. Ланового.
Психодиагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» и MARI-test Дж. Келлог для исследования состояния испытуемого в данный период его жизни в соответствии с 13 архетипическими стадиями цикла развития, роста и трансформации личности.

Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей
Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые показатели детей разного возраста.
Использование детских рисунков для диагностики уровня умственного развития детей. Применение графических методов для исследованияличностных особенностей, социально-психологического положения ребенка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с
особенностями развития, соматически и психически больных.
Практические задачи, требующие использования рисуночных методов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основные требования к применению рисуночных методов.

Тема 3. Графические проективные методики
Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в целом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгармоничных семейных отношений в восприятии ребенка.
Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и структурированном рассказе о нем.
Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосознаваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истинной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и потребностях.
Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и способностей, уровня психического развития детей, а также органических поражениях нервной системы.
Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития детей, подростков и взрослых.
Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления, творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики задержки психического развития.
Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значимых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, психологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта.
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина
для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, определения личностных проблем и путей их решения.
Рисуночная методика «Три дерева».
Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вартегга.
«Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики.

Раздел 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей

Тема 1. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте
Многообразие причин агрессивности. Мотивационная агрессия (агрессия как самоценность) и инструментальная агрессия (агрессия как средство).
Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский и взрослый варианты) для определения степени выраженности и направленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей.
Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.
Опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева для выявления таких личностных характеристик как вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.
Методика «Hand-test» Э. Вагнера для глубинного исследования личности, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и стиля социальных взаимоотношений.
Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга.
Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришина) для диагностики предрасположенности к пяти основным стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для формирования работоспособной команды.
Методика «Неадекватная визуальная самоподача» Е.А. Петровой, А.В. Романовой для диагностики влияния неадекватности визуальной самоподачи на конфликтность субъекта общения.
Применения Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г.Мюррея и Рисованного апперцептивного теста (РАТ) Л.Н. Собчик для выявления особенностей внутреннего конфликта личности.
Ценностные конфликты. Методика Е.Б. Фанталовой для диагностики внутренних конфликтов.

Тема 2. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности
Самосознание как объект психодиагностики. Проблема социальной желательности. Сложность строения Я-концепции человека. Самоотношение и самооценка, их активная защита личностью.
Шкала Я-концепции Теннеси.
Шкала детской Я концепции Пирса-Харриса.
Шкала самоуважения М. Розенберга.
Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда.
Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга, Р. Циллера, Р. Хендерсона.
Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Шкалы МИС: Открытость – Закрытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение.
Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотношения.
Опросник Г.Н. Казанцевой по самооценке школьников.
Диагностика самооценки А.С. Будасси (1971), в которой интеграл ный показатель отражает степень соответствия представлений о своем «идеальном» и «реальном» Я, содержит методологическую ошибку. Самооценка отражает только представление о реальном Я.
Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуации фрустрации в возрасте 9-18 лет.
Методика управляемой проекции для оценки эмоциональноценностного отношения к себе.
Методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация) Н.Л. Белопольской.
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева как адаптация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В.Франкла. Определение составляющих смысла жизни человека: цели в жизни, процесса жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни), результативности жизни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля – Я (Я – хозяин жизни), локус контроля – жизнь (управляемость жизнью).
Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека.
Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова.
Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления иерархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека.
Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина для диагностики 8 жизненных целей (терминальных ценностей) и значимости 5-ти жизненных сфер.
Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной для оценки жизненных ценностей личности в различных жизненных сферах и определения, их направленности.
Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности.
Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации.
Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительныхь шкал).
Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал).
Опросник личностной ориентации (ЛиО).

Тема 3. Измерение ответственности и регуляторной активности
Теория локуса контроля Дж. Роттера; понятие интернального и экстернального контроля. Шкала Дж. Роттера для измерения локуса контроля.
Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина,
Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда для диагностики базовых установок личности приписывать причины своих успехов или неудач себе или внешним обстоятельствам. Оценка установок в области производственных, межличностных, семейных отношений, здоровья и болезни. Модификация УСК Е.Г. Ксенофонтовой – «Локус контроля» (ЛК).
Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина.
Опросник локуса контроля у студентов (ЛКС) С.Р. Пантелеева.
Опросник субъективного контроля (ОСК) О.А. Осницкого и Ю.С. Жуйкова.
Вариант шкалы IPC И.М. Кондакова и М.Н. Нилопец.
Опросник многомерно-функционального анализа ответственности В.П. Прядеина.
Опросник Волевого Самоконтроля (ВСК) А.Г. Зверкова и Е.В. Эйдмана для оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, самообладания в стрессовых ситуациях и настойчивости в достижении цели.
Диагностика склонности к риску. Опросник склонности к риску А.Г. Шмелева для прогнозирования поведения личности в ситуации неопределенности, побуждающей выбирать осторожные или рискованные стратегии.
«Порог активности» Т.Л. Романовой для оценки стремления к активности, решительности в действиях или пассивности.
Опросник Волевых качеств личности М.В. Чумакова. Шкалы ВКА: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность.

Тема 4. Диагностика личностных особенностей
Десять видов эмоциональной направленности личности по Б.И. Дадонову.
«Ориентационная анкета» Б. Басса в адаптации В. Смейкала и М. Кучера для выявления преобладающей направленности личности на себя, на других и на дело.
«Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда для определения значимых оценок (самооценок) личности, особенностей отношений личности со значимым социальным окружением. Шкалы: Уровень самоуважения, Развитость волевых сторон личности, Экстравертированность.
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой для оценки сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Шкалы основных регуляторных процессов: Планирование, Моделирование, Программирование, Оценивание результатов; Шкалы регуляторно-личностных свойств: Гибкость, Самостоятельность.
Диагностика толерантности как устойчивости личности.
Опросник описания уверенности в себе Рейзаса.
Шкала общей само-эффективности Р. Швацера и М. Ерусалема.
Опросник саморефлексии телесного потенциала Г.В. Ложкина и А.Ю. Рождественского.
Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер.
Опросник диагностики застенчивости Ф.Зимбардо.
Тест диагностики застенчивости А.Б. Белоусова и И.М. Юсупова.
Опросник социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной.
Шкала самомониторинга М. Снайдера.
Опросник «Человек и природа» Э.А. Альнера и М.К. Семенова для диагностики мировоззренческого, когнитивно-аффективного и поступочного компонента экологического сознания личности.
Понятие психологической защиты. Исследования проявлений защитных механизмов. Проявление работы защитных механизмов в проективных методиках.
Индекс жизненного стиля Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте для диагностики защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия.
Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма для определения когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой.
Психологические автобиографии как способ получения сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути человека, отношения к прожитому и особенностях антиципации.
Опросник «Психологические затруднения» Т.Л. Романовой для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми).
Шкала субъективного благополучия измеряет уровень психоэмоционального самочувствия человека, связанное с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами.
Диагностика чувства юмора.
Проблема и диагностика одиночества. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.
Страх смерти и танатаническая тревога как беспредметный и нелокализованный страх смерти. Диагностика страха и отношения к смерти.
Шкала Страха смерти Дж. Бойяра.
Шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера.
Методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана.

Раздел 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности

Тема 1. Диагностика эмоциональной сферы личности
Психофизиологические методики выявления эмоциональных состояний: кожно-гальваническая реакция (КГР), изменения частоты сокращений сердца (ЧСС), уровня артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), электрокортикограмма (ЭКГ).
«Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
«Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко.
Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии.
Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциями.
Вопросник эмоциональной экспрессии Л.Е. Богиной.
Шкала эмоциональной возбудимости V. Braithwaite для диагностики эмоциональной возбудимости – активности, социабельности и импульсивности.
Диагностика тревожности. Тревога как свойство и как состояние.
Психофизиологические измерения тревоги: кожно-гальваническая реакция (КГР), измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) и другие.
Тест школьной тревожности Филлипса для младших подростков (8 шкал).
Шкала явной тревожности для детей CMAS Э. Кастанеда, Б.Р. Маккандлесса, Д.С. Палермо в адаптации А.М. Прихожан для детей 8-
12 лет.
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет.
Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой.
Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для младших школьников.
Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан для учащихся 6-9 лет.
Методика «Многомерной оценки детской тревожности» для оценки детской тревожности и нарушения адаптации.
Опросник оценочной тревожности Ч. Спилбергера для студентов и старшеклассников.
Шкала «Проявления тревожности» (MAS) Ж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчина.
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера с сотрудниками в адаптации Ю.Л. Ханина.
Шкала соревновательной личностной тревожности Р. Мартенсона в адаптации Ю.Л. Ханина.
Диагностика депрессивности
«Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова.
Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома.
Шкала сниженного настроения – субдепрессии В. Зунга – Т.Н. Балашовой.
Шкала самооценки нервной депрессии.
Тест «Нарисуй историю» для выявления депрессии, суицидальной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния и когнитивной сферы.
Диагностика эмоциональных расстройств. Диагностика стрессовых состояний, поведения и способов преодоления стресса. Методики диагностики невротических состояний. Диагностика состояния фрустрации. Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания).
Нервно-психическая устойчивость как показатель риска дезадаптации личности к условиям стресса (методика «Прогноз»).
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) .Г. Маклакова для оценки нервно-психической устойчивости, адаптивных способностей, коммуникативных особенностей, моральной нормативности.
Опросник «Нарушений психической адаптации» (НПА) А.И. Скорик и Л.С. Свердлова для диагностики адаптационных нарушений. Шкалы НПА:
Переживание общего физического и психического комфорта, Ипохондрия, Гипоманиакальность, Депрессия, Невротизация, Социальность.
Методика «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП).
«Стили внимания и межличностного общения» (СВМО) Р.М. Найдиффера для оценки умения управлять своим вниманием и строить адекватные отношения с людьми в условиях стресса.
Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла.
Опросник Джекинса для выявления типа поведенческой активности (поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца).
Опросник психического выгорания учителей А.А. Руковишникова (Шкалы: психоэмоционального истощения, личностного отдаления, снижения профессиональной мотивации.)
Опросник эмоциональной напряженности в учебной деятельности Габдреевой для определения выраженности у студентов вузов стрессовых реакции во время учебы и экзаменов.

Тема 2. Диагностика функциональных состояний
«Счет по Крепелину» для оценки работоспособности и утомляемости.
«Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее составляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН).
Опросник функционального состояния в учебной и трудовой деятельности В.И. Чиркова для диагностики субъективных эмоциональных реакций, мотивации, самочувствия, результативности в процессе выполнения задачи или усвоения учебного материала.
Опросник активационно-мотивационного состояния Матеуса (4 шкалы – Энергетическая активация, пассивность, Негативная и Позитивная эмоциональность) для изучения работоспособности и реакции на стрессогенные события.
Опросник для измерения степени выраженности нервно-психического напряжения Т.А. Немчин.
Опросник «Изучение монотоноустойчивости личности» Н.П. Фетискина для оценки по 7 шкалам параметров монотоноустойчивости человека и ее уровня.
Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека М.П. Мороза для оценки состояния нервной системы человека и его работоспособности.
Диагностика индуцированных состояний.

Назад

Каникулярные программы Президентской школы Ломоносовский детский сад
Ломоносовская частная школа