на главную контакты карта сайта

Основы психодиагностики: Учебно-методический комплекс  

 Тема 8.11. Психофизиологическая диагностика
    Психофизиологические методики выявления функциональных эмоциональных состояний: кожно-гальваническая реакция (КГР), изменения частоты сокращений сердца (ЧСС), уровня артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), электрокортикограмма (ЭКГ), критическая частота слияния мельканий (КСЧМ). Применение полиграфа в отборе кадров.

    Тема 8.12. Аппаратурные поведенческие методики
     Аппаратурные методики для диагностики психомоторных свойств и свойств нервной системы. Измерение скорости реакции. Хронометраж.
     Применение аппаратуры в диагностике психологической совместимости и срабатываемости («гомеостат Горбова»).

    Тема 8.13. Особые методы психодиагностики
     Визуальная психодиагностика – психодиагностика невербального поведения. Диагностика личностных качеств и эмоциональных состояний по речи. Анализ результатов деятельности. Диагностика личности по почерку (графология).

    Тема 9. Компьютеризированный опрос в психодиагностике
    Преимущества компьютеризированной диагностики с автоматической обработкой результатов тестирования. Работа с компьютерными психодиагностическими программами. Ограниченность интерпретационной точности в компьютерных методиках. Существующие компьютерные программы и организации, их создающие.
    Компьютеризированные (on-line и off-line) версии или описания психологических тестов в Интернет.
    Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики

    Тема 1. Дифференциальная психометрика
    Общая и дифференциальная психометрика. Выработка и обоснование требований к измерительным психодиагностическим методам. Стандартизированные (измерительные) методы и экспертные (клинические) методы.
Необходимость психометрических требований для психодиагностических методик.
    Надежность как точность измерения и устойчивость к посторонним случайным факторам. Проблемы точности измерения. Влияние неучитываемых факторов. Ошибка измерения и доверительный интервал. Видынадежности. Коэффициенты надежности.

     Тема 3. Валидность
     Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству. Соотношение валидности и надежности. Критерий валидности. Проблема выбора внешнего критерия для определения валидности методики.
Методы экспертной оценки. Виды валидности. Диагностическая (конкурентная) валидность.
     Критериальная валидность. Текущая и прогностическая валидность.
Эмпирическая валидность. Корреляционный анализ как один из приемов определения надежности и валидности; регрессионный анализ.
     Концептуальная (конструктная) валидность. Дифференциальная валидность. Валидность по возрастной дифференциации. Факторная валидность. Факторный анализ.
     Содержательная валидность.
     Конвергентная и дискриминативная валидность. Консенсусная валидность. Очевидная (доверительная) валидность. Инкрементная валидность.
Достоверность как особая разновидность валидности. Поведение испытуемого и обеспечение достоверности.

     Тема 4. Репрезентативность тестовых норм
     Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Необходимость тестовых норм. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные.
     Стандартизация шкал. Статистическая природа тестовых шкал. Проблема меры в психометрике. Оценка типа распределения тестовых баллов и проверка устойчивости распределения. Стандартные тестовые шкалы (Z-шкала, Т-шкала, IQ-шкала, шкала стенов и др.). Процентильная шкала.
Критериальные нормы. Социально-психологический норматив.
     Определение норм для теста. Правила формирования выборки стандартизации: популяция, репрезентативность (возраст, пол, профессия, социальный статус), кривая нормального распределения. Виды норм: возрастные, школьные, профессиональные, локальные, внутригрупповые. Относительность норм.
    Цель стандартизации. Стандартизация как единообразие процедуры проведения диагностики. Стандартизация как оценка выполнения теста.
Линейная стандартизация. Нелинейная стандартизация.

    Тема 5. Основные этапы конструирования теста
     Технология создания и адаптации методик. Спецификация и оформление теста. Разработка и анализ заданий. Отбор и оценивание заданий.
Индекс трудности (эффективности) и дискриминативность заданий теста.
Определение надежности и валидности теста.
     Принципы оценки теста.
     Создание методик в компьютерной психодиагностике. Создание и использование программных средств прикладной психодиагностики.
     Экономическая эффективность психодиагностических программ.
     Нормативные требования к разработчикам методик и пользователям тестов. Требования к психометрической подготовке психолога.
    Раздел 3. Области психологического тестирования

    Тема 1. Психодиагностическая оценка личности
    Основные направления в исследовании личности. Источники данных о личности: L-данные, Q-данные, T-данные, проективный метод исследо вания личности.
    Теория личностных черт в психодиагностике. Психодиагностическое определение «черты личности». Личностные прилагательные: лексическая гипотеза и пятифакторная модель. «Большая Пятерка» универсальных факторов, исчерпывающе описывающих личность. Проверка устойчивости «Большой пятерки».

    Тема 2. Психодиагностические критерии профессиональной деятельности
    Психодиагностическое обеспечение профессиональной деятельности. Диагностика профессионально-значимых качеств специалиста.
    Отбор и оценка персонала. Диагностика и прогноз эффективности работы персонала. Психологический тест как инструмент оценки сотрудниеа. Критерии выбора психологического теста и принципы формирования батареи тестов. Ассессмент-центр и альт-ассессмент как методы комплексной оценки персонала.

    Тема 3. Диагностика психического развития
     Диагностика психического развития в младенчестве, в раннем детстве и в дошкольном возрасте. Диагностика психического развития в младшем, среднем и старшем школьных возрастах (в подростковом и юношеском).
Диагностика взрослых людей. Специфика психологической диагностики в пожилом возрасте. Диагностика анормального психического развития. Инструменты оценки развития.

    Тема 4. Педагогическая диагностика
     Педагогическое тестирование. Диагностика школьной успеваемости.
Диагностика развития интеллектуальных способностей и пригодности к обучению в системе образования. Методы педагогической диагностики.
     Тесты учебных достижений. Из истории возникновения тестов достижений. Области применения тестов достижений: сфера образования, профессиональная диагностика. Виды тестов достижений (устные, письменные, исполнения).
     Возникновение, перспективы разработки и применения критериальноориентированного тестирования интеллектуального развития детей. Специфика критериально-ориентированного тестирования. Проблема выбора критерия.

    Тема 5. Психодиагностика в школьной психологической службе
    Специфика психодиагностики в школьной психологической службе.
Изучение личностного и интеллектуального развития учащихся. Изучение психологических особенностей учащихся с целью своевременного предупреждения трудностей в обучении. Изучение ученических коллективов.
Контроль за эффективностью учебно-воспитательного процесса. Роль психодиагностики в развитии профессионализма и личности учителя. Диагностика педагогического коллектива.

    Тема 6. Психодиагностика в психологическом консультировании
    Психодиагностика как способ выявления причин, текущего состояния и прогноза развития проблем личности в ходе психологического консультирования. Различные подходы и методики для решения конкретных психодиагностических задач при консультировании.

    Тема 7. Клиническая психодиагностика
     Психодиагностика в профилактической медицине, психоневрологической и соматической клинике. Диагностика для оценки эффективности медикаментозной и нелекарственной терапий.
     Особенности и задачи клинического психодиагностического исследования. Оценка психического состояния пациента; оценка изменений в психическом состоянии больного; дифференциальная диагностика; судебно-психологическая экспертиза. Проведение клинического психодиагностического исследования и подготовка заключения.
     Методики клинико-психодиагностического исследования. Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций. Методики для исследования памяти. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов. Психометрические методы исследования интеллекта. Методики для исследования личности. Диагностика эмоциональных нарушений.
     Методы нейропсихологической диагностики.
     Классификация психодиагностических методик, используемых в клинической психологии. Особенности применения и интерпретации тестов.

    Тема 8. Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии
    Специфика психолого-педагогического обследования познавательных процессов при разных типах нарушений психического развития детей (при нарушениях в развитии интеллекта, слуха, речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы, сложных нарушениях). Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития. Особенности психологического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах.
Психологические методики изучения детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. Методы психолого-педагогического исследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях. Методы психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.
     Психологическая диагностика отклонений в психическом развитии детей. Диагностическая работа психолога в психолого-медико-педагогических комиссиях.
     Диагностика детей с задержкой психического развития (при легкой и глубокой степени задержки). Диагностика детей с умственной отсталостью.
     Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций (ММД) у детей. Тест Тулуз-Пьерона для диагностики ММД и типа нарушений психической деятельности, сопутствующих ММД. Методики нейропсихологического обследования. Диагностика эмоциональных нарушений. Методики патопсихологического обследования.
     Раздел 4. Психодиагностика когнитивных способностей

     Тема 1. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств
     Диагностика восприятия формы, пространства, движения, цвета, времени, слуховое восприятие, обнаружение изменений характеристик внешней среды, восприятие текста, зрительная работоспособность. Диагностика ориентации в пространстве.

     Тема 2. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций
    Диагностика аттенционных свойств: устойчивость, концентрация,распределение, переключение, избирательность внимания.

     Тема 3. Психодиагностика памяти и мнемических свойств
    Диагностика непроизвольного запоминания, кратковременной и оперативной памяти, образной и смысловой памяти, словесно-логической памяти, сохранения в долговременной памяти, обучаемости.

     Тема 4. Психодиагностика мышления
    Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, знакового и образного мышления. Исследование критичности мышления. Выделение закономерностей.

     Тема 5. Психодиагностика воображения и представления
     Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представлений, манипулирование представлениями.

    Тема 6. Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности
    Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диагностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезависимость, рефлективность – импульсивность, аналитичность – синтетичность, образность – вербальность, интерферируемость (помехозащищенность), гибкость – ригидность когнитивного контроля, толерантность к нереальному опыту.

    Тема 7. Измерение интеллекта
     Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению. Теории и модели структуры интеллекта. Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда, Р. Кеттелла).
Концепция генерального фактора. Факторы, влияющие на интеллект.
«Психометрическое» понимание интеллекта. Критика традиционных тестов интеллекта.
     Из истории возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине – Симона,
их модификации, шкалы Стенфорд – Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ). Фактор культуры в тестировании интеллекта. Цели использования тестов интеллекта.
     Тест «Структуры интеллекта» Д. Векслера. Тест «Структуры интеллекта» Р. Амтхауера. Тесты интеллекта Г. Айзенка. «Культурно-свободный
тест интеллекта Р. Кеттелла. «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена.
«Краткий отборочный тест» Р. Вандерлика и другие тесты.
     Методика «Нарисуй человека» К.Маховер-Ф.Гудинаф для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков.
     Отечественные исследования в области диагностики умственного развития. Принципы построения и особенности отечественных методик диагностики умственного развития (ШТУР, АСТУР, ТУРМШ).

    Тема 8. Диагностика одаренности и креативности
    Проблема диагностики креативности и творческого мышления. «Модель структуры интеллекта» Дж. Гилфорда как основа для программ развития одаренности и диагностики креативности. Тесты Дж. Гилфорда. Определение креативности и тесты креативности П. Торренса. Диагностика креативности в отечественной психологии. Методы и методики диагностики одаренности, креативности у детей и взрослых.

     Тема 9. Диагностика способностей
     Понятие об общих и специальных способностях. Факторные теории способностей (Ч. Спирмен, Л. Терстон и другие). Классификации специальных (частных) способностей (отечественные и зарубежные). Отдельные тесты способностей и тестовые батареи (Батарея общих способностей –
ГАТБ). Батарея дифференциальных способностей – ДАТ. Отечественные тесты специальных способностей (ТПМ, ЛОГО). Проблема валидности
тестов способностей. Области применения методов диагностики способностей (выявление одаренности, диагностика профессиональной пригодности, профконсультация и т.д.).

    Раздел 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента

     Тема 1. Определение психомоторных характеристик человека
    Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эффективности труда. Движения как основа психомоторных проявлений. Диагностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции,силовая характеристика движений, пространственно-временная характеристика движений, пальцевая моторика, координация движений. Методы исследования психомоторики у детей, подростков и взрослых. Аппаратурный комплекс «СЧС-2000» и его возможности. Графическая методика исследования моторики и личности человека Е. Мира-и-Лопес.

     Тема 2. Диагностика темперамента и свойств нервной системы
    Проявления основных свойств нервной системы в поведении и деятельности человека. Аппаратурные методы диагностики свойств нервной системы. Бланковые методики диагностики силы и лабильности нервнойсистемы. Опросник типов нервной системы Я. Стреляу для оценки трех базовых характеристик темперамента. Опросник структуры темперамента(ОСТ) В.М. Русалова для оценки четырех наследственных характеристик темперамента. Опросник Д. Кейрси для определения выраженности четырех типов темперамента. Универсальный психодиагностический комплекс «УПДК-2 СМ» для определения базовых характеристик нервной системы.
    Раздел 6. Многофакторные личностные опросники

    Тема 1. Многофакторные личностные опросники
     Опросник «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла для целостной диагностики личности. Разработка опросника. Содержание факторов.
     MMPI (Minnesota Multiphase Personality Inventory) для исследования индивидуально-психологических особенностей личности, типичных способов поведения и содержания переживаний в значимых ситуациях, адаптивных и компенсаторных возможностей в условиях стресса, для оценки психического и соматического здоровья. Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова, Е.Д. Соколовой.
     Исследования в области психологии личности и теория личности Г. Айзенка. Опросники Г. Айзенка для диагностики экстраверсии, интроверсии, нейротизма и психотизма (EPI, EPQ, PEN).
     Многофакторные личностные опросники для работы с нормальными взрослыми популяциями – Калифорнийский психологический опросник
(CPI) Дж. Гоуха, Фрайбургский личностный опросник (FBI) Й.Фаренберга, Х. Зелга, Р. Гампела. Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик. Индикатор типов личности Майерс-Бриггс для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга.
     Опросник интерперсонального диагноза Т. Лири, Р.Л. Лафорже, Р.Ф. Сучека. «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Л.Н. Собчик для определения восьми ведущих форм социального поведения личности.

    Тема 2. Диагностика акцентуаций личности
     Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда. Опросник Шмишека для выявления типа акцентуаций (по К. Леонгарду), черт харак-
тера, определяющих поведение, особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
     Концепция типов акцентуаций у подростков А.Е. Личко. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова для выявления типа акцентуаций личности у подростков, склонности к делинквентному поведения, алкоголизации.
     Диагностика акцентуаций в методике MMPI.

     Тема 3. Определение психологических типов личности
    Индикатор 16 типов личности Майерс-Бриггс (MBTI) для классификации испытуемых по типологии К.Г. Юнга. Соционика А. Аугустинавичюте как система, описывающая 16 соционических типов личности и взаимоотношения между ними.
    Психогеометрический тест С. Деллингера для выявления пяти формличности.
     Раздел 7. Проективная психодиагностика

     Тема 1. Проективные психодиагностические методики
     Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея. Детский апперцептивный тест (САТ) Л. Беллак и С. Беллак.
Техника апперцепции пожилых Л. Беллак и С. Беллак. Мотивационный тест Х. Хекхаузена. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Л.Н. Собчик.
     Методика «Выбор цвета» М. Люшера для исследования личности и ее состояний. «Цветовое зеркало» Г. Фрилинга для выявления восьми типов
личности по К.Г. Юнгу, психологических и соматических проблем человека.
     Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация – метод портрет-ных выборов Л.Н. Собчик. Теория судьбоанализа Л. Сонди.
     Тест Г. Роршаха и методика пиктограмм для клинического исследова-ния личности.
     Ассоциативный метод как основа методик завершения рассказа, историиили предложения. Методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса и
С. Леви для выявления представлений о различных сферах отношений. Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики разных видов
мотивации. Методики завершения рассказа или истории.
     Фрустрационный тест С. Розенцвейга для выявления эмоциональных стереотипов реагирования в стрессовых ситуациях. Методики, созданные
на основе теста С. Розенцвейга.
     Другие проективные методики для выявления свойств личности, ее  проблем и состояний.

Тема 2. Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей
     Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые показатели детей разного возраста.
     Использование детских рисунков для диагностики уровня умственного развития детей. Применение графических методов для исследования личностных особенностей, социально-психологического положения ребенка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с особенностями развития, соматически и психически больных.
     Практические задачи, требующие использования рисуночных методов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основные требования к применению рисуночных методов.

    Тема 3. Графические проективные методики
     «Рисунок семьи» для исследования переживаний и восприятия ребенком своего места в семье. «Рисунок несуществующего животного»
М. Дукаревич, «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука, Рисуночный тест Э. Вартегга, Графический тест «Звезды и волны» У. Аве-ЛаЛлеммант, Тест Дерева К. Коха, Рисуночный тест Р. Силвер, «Жизненный путь» И.Л. Соломина и другие графические методики для выявления свойств личности, ее проблем и состояний.
    Раздел 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и возможностей
    Тема 1. Диагностика агрессивности и поведения в конфликте
     Методика «Hand-test» Э. Вагнера для глубинного исследования личности, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и стиля социальных взаимоотношений. Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности разных видов агрессивности. Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик для определения степени выраженности и направленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей. Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга.
     Методы исследования конфликтов и конфликтного поведения. Диагностика предрасположенности к конфликтам и конфликтным установкам.
Методики диагностики межличностных конфликтов. Опросник стиля пре    одоления конфликтов К. Томаса диагностики предрасположенности к пяти
основным стилям поведения в конфликтной ситуации.

    Тема 2. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности
     Самосознание как объект психодиагностики. Сложность строения Я-концепции человека. Методы диагностики самосознания, самоотношения и самооценки. Исследование половозрастной самоидентификации.
     Методы изучения и диагностики смысловой сферы личности. Методики диагностики ценностей личности и ценностей конфликтов.
     Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросники самоактуализации личности.

    Тема 3. Измерение ответственности и регуляторной активности
    Измерение ответственности и ее видов в психодиагностике. Теория локуса контроля Дж. Роттера и шкала для его измерения. Отечественные модификации опросников локуса контроля. Опросники уровня ответственности.
    Диагностика регуляторных возможностей личности: волевого самоконтроля, склонности к риску, стремления к активности.

    Тема 4. Диагностика личностных особенностей
     Диагностика направленности личности.
     Методики диагностики личностных свойств, саморегуляции поведения, установок и отношения личности.
     Диагностика психологической защиты и копинг-поведения личности.
     Диагностика психологических особенностей и проблем жизненного  пути личности.
    Раздел 9. Психодиагностика эмоционально-мотивационной сферы и функциональных состояний личности

    Тема 1. Диагностика эмоциональной сферы личности
     Методы диагностики эмоциональной сферы личности. Диагностика уровня эмпатии. Диагностика эмоциональной экспрессии и эмоционально-
го интеллекта.
     Психофизиологические методики выявления эмоциональных состояний.
     Диагностика тревожности, депрессивности и эмоциональных расстройств. Диагностика стрессовых состояний, поведения и способов преодоления стресса. Методики диагностики невротических состояний. Диагностика состояния фрустрации. Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания).

    Тема 2. Диагностика функциональных состояний
    Функциональные состояния и работоспособность человека: методики оценки.

    Тема 3. Диагностика мотивации и уровня притязаний
     Психодиагностика мотивов, потребности и мотивации. Индикаторы отивации, используемые в психодиагностике. Прямые методы диагностики мотивационной сферы. Личностные опросники для измерения мотивов. Проективные методы. Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок.
     Исследования мотивации достижений Д. Макклеландом и Дж. Аткинсоном; диагностические методы, предложенные ими. Исследования и иагностические методы Х. Хекхаузена. Методики для изучения мотивации достижения.
     Психологические методики изучения учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у школьников.
     Исследования и диагностика уровня притязаний.
    Раздел 10. Психодиагностика профессиональной деятельности

    Тема 1. Диагностика профессиональной направленности
    Психодиагностика в профориентации. Типы профессий. Профессиограммы и психограммы. Профессиональные интересы и склонности. Психодиагностика для профессионального самоопределения. Диагностика рофессиональной мотивации.

    Тема 2. Психологическая оценка работников в организации
    Структура и диагностика профессионально важных качеств. Оценка сответствия психологических особенностей человека, профессии и должности. Прогнозирование успешности обучения и профессиональной деятельности. Подбор работников в соответствии с должностными обязанностями, с учетом их личностных качеств. Выявление сотрудников, перспективных для повышения по должности или квалификации. Ассессментцентр и альт-ассессмент как методы комплексной оценки персонала. Диагностика профессионально-значимых качеств менеджера.

     Тема 3. Диагностика адаптации и дезадаптации
     Диагностика профессиональной психологической адаптации как адаптации человека к физическим, профессиональным и социальным условиям рофессиональной деятельности. Психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая адаптация. Динамичность процесса даптации. Диагностика дезадаптации как нарушения деятельности, общения, поведения и психических состояний.
     Диагностика школьной дезадаптации.
    Раздел 11. Психодиагностика общения, групповых и семейных отношений

    Тема 1. Социально-психологическая диагностика личности и группы
    Изучение структуры межличностных отношений в группе. Изучение положения личности в системе межличностных отношений. Изучение сплоченности группы. Изучение ценностной и эмоциональной сплоченности в группе. Изучение динамики группы. Совместимость и срабатываемость в группе. Социометрия. Референтометрия. «Групповая оценка личности». «Ценностно-ориентационное единство». «Q-сортировка» (Q-sort)
В. Стефансона.

   Тема 2. Диагностика межличностных отношений и особенностей общения
    Методы и методики психодиагностики межличностных отношений.
    Опросник межличностных отношений В. Шутца. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития социального интеллекта.
Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда. Опросник приспособленности Х.М. Белла и другие методики.

Тема 3. Диагностика семейных, супружеских и родительско-детских отношений
    Психология семейных отношений. Структура и функции семьи. Взаимоотношения в семье и динамика семьи. Исследование и диагностика семейных отношений. Психодиагностика при беременности.
    Методы и методики диагностики супружеских отношений. Диагностика психологической совместимости.
    Методы и методики диагностики родительско-детских отношений.
«Фильм-тест Р. Жиля», «Родители глазами подростка» (ADOR), Измерение родительских установок и реакции (PARI), «Рисунок семьи», «Три дерева»
и другие методики.
    Раздел 12. Психодиагностика особенностей развития детей и подростков
    Тема 1. Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей
     Исследование особенностей восприятия детей. Восприятие цвета, формы, размера. Восприятие пространственных отношений (конструирование целого по образцу и самостоятельно, разрезные картинки, доски Сегена разной степени сложности, почтовый ящик). Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений. Исследование избирательности восприятия (двойные изображения).
     Исследование особенностей внимания детей. Исследование объема, распределения, переключения, устойчивости, концентрации внимания
(корректурные пробы разных видов, таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов, лабиринты разной степени трудности, счет по Крепелину, таблицы Шульте и их модификации, методика Пьерона-Рузера, методики «Недостающие детали», «Найди различия» и др.).
     Исследование особенностей образной памяти детей. Методика исследования узнавания фигур. Запоминание предметов и мест их расположения. Методика исследования точности образов памяти. Тест зрительной и слуховой памяти (Р. Мейли). Исследование визуальной репродукции по шкале Векслера. Тест зрительной рецепции А. Бентона. Методика «Пиктограмма». Изучение соотношения непроизвольного и произвольного запоминания наглядного материала. Изучение влияния сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение наглядного материала детьми дошкольного возраста.
     Исследование особенностей словесной памяти. Методика «Заучивание 10 слов». Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Методика «Воспроизведение рассказов».
Методики исследования опосредованного запоминания (варианты А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова). Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний.
     Исследование нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса у детей (методика Кооса и ее модификации).
     Исследование воображения в детском возрасте. Познавательная и аффективно-оценочная функции воображения, разные способы их анализа.
Использование продуктов деятельности детей для оценки воображения (рисунки, поделки, аппликации, скульптурные изображения и т.п.). Изучение оригинальности решения задач (методики Е. Торренса, О.М. Дьяченко). Изучение воссоздающего воображения при восприятии сказки, литературного произведения.
     Исследование особенностей мыслительной деятельности детей. Методики, направленные на диагностику различных особенностей мышления:
уровня развития мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение), разных видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), разных качеств (критичность, гибкость, импульсивность, оригинальность и т.п.). Понимание картин со скрытым смыслом. Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом. Установление последовательности событий (разные варианты в зависимости от возраста испытуемых). Методика «Простые аналогии». Методики «Определение понятий», «Сравнение понятий». Выделение закономерностей (методика Б.И. Пинского). Исключение не подходящих к группе предметов и понятий. Методика «Классификация геометрических фигур» и ее варианты. Классификация предметов. Классификация понятий. Понимание загадок и метафор детьми. Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования уровня сформированности понятийного мышления. Матрицы Дж. Равена и их использование для диагностики наглядно-образного мышления детей. Комплект предметного и картинного материала для профилактики, диагностики и коррекции психического развития детей от 3 до 12 лет «Лилия».
    Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер для исследования зрительно-моторной координации и особенностей личности.

    Тема 2. Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве
     Диагностика психического развития младенцев. Формы общения по М.И. Лисиной, их использование для диагностики психического развития
детей от рождения до 7 лет. Диагностика развития двигательной сферы, восприятия (фиксация взора, слежение, локализация источника звука),
эмоциональной сферы. Этапы развития голосовой активности и их использование для диагностики нарушений развития (слуха, речи). Шкалы развития младенцев (А. Гезелла., Р. Кеттелла, Н. Бейли, Ж. Пиаже).
     Диагностика психического развития в раннем детстве. Диагностика ситуативно-деловой формы общения. Развитие речи. Развитие движений.
Развитие разных видов предметных действий как показатель психического развития детей. Диагностика уровня развития предметно-манипулятивной
деятельности в раннем детстве.
     Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. Диагностика форм общения. Психодиагностика развития игровой деятельности. Диагностика развития речи, образных форм познания. Использование задач Ж. Пиаже на сохранение количества для диагностики умственного
развития дошкольников.
     Диагностика развития личности в дошкольном возрасте. Исследование развития двигательной сферы в раннем детстве. Диагностика особенностей межличностных отношений в дошкольном возрасте. Диагностика потребностно-мотивационной и волевой сфер личности дошкольника.

    Тема 3. Диагностика готовности к школе
    Психологическая готовность к обучению в школе как достижение ребенком определенного уровня познавательных возможностей и личностных качеств. Основные компоненты психологической готовности к школьному обучению (мотивационная, интеллектуальная, волевая, готовность к общению). Психодиагностика готовности ребенка к школьному обучению. Общая схема и конкретные методики психологического обследования детей при поступлении в школу.
     Сюжетно-ролевая игра (содержание, осознание роли, подчинение наличной ситуации своему замыслу, развитие замещающей функции мышления, взаимоотношения в игре с другими детьми) как средство психологической диагностики школьной зрелости. Психодиагностика рефлексии внешних действий как показателя психологической готовности ребенка к школьному обучению. Диагностика психологической готовности к школе при разных типах нарушения развития.
     Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой для оценки скорости переработки информации, произвольного внимания, кратковременной слуховой и зрительной памяти, типа репрезентативной системы, речевого развития, визуального, понятийного и абстрактного мышления, энергетики и адаптационных возможностей, личностного потенциала обучения (самооценка, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановка в семье и др.).

    Тема 4. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте
     Диагностика психического развития в младшем школьном возрасте.
Диагностика умственного развития. Психодиагностика развития личности и межличностных отношений. Диагностика потребностно-мотивационной и волевой сфер. Диагностика уровня развития учебной деятельности.
     Использование методики исследования обучаемости А. Ивановой для детей 6-9 лет как процедура формирующего (обучающего) эксперимента.
Концепция зоны ближайшего развития Л.С.Выготского как основа методики. Прогноз динамики умственного развития.

    Тема 5. Диагностика познавательных процессов, уровня развития и личности в среднем и старшем школьном возрасте
    Диагностика потребностно-мотивационной и волевой сфер, учебной активности, отношения к учебе. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой для психологического сопровождения учащихся 3-6 классов и проблема адаптации при переходе в пятый класс.
  
Тема 6. Диагностика уровня развития и трудностей обучения в школе
     Изучение продвижения учащихся в умственном развитии как важное условие обеспечения полноценного усвоения знаний. Проблемы психодиагностики умственного развития учащихся. Методики изучения умственного развития школьников разного возраста.
     Система возрастной нормативной диагностики умственного развития.
Тесты, ориентированные на социально-психологический норматив: Тест диагностики психологических предпосылок готовности к школе детей 4–5
лет, Тест умственного развития младших школьников – ТУРМШ, Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся средних классов,
Тест умственного развития для старшеклассников и абитуриентов –АСТУР.
     Психологические причины трудностей обучения в школе и их диагностика.

    Раздел 13. Специальная и клиническая психодиагностика

    Тема 1. Диагностика детей с особенностями в развитии
     Психологическая диагностика отклонений в психическом развитии детей. Диагностическая работа психолога в психолого-медико-педагогических комиссиях. Диагностика детей с задержкой психического развития (при легкой и глубокой степени задержки). Диагностика детей с умственной отсталостью. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций (ММД) у детей. Тест Тулуз-Пьерона для диагностики ММД и типа нарушений психической деятельности, сопутствующих ММД.
     Методики нейропсихологического обследования. Методики патопсихологического обследования. Диагностика эмоциональных нарушений.
     Использование методики исследования обучаемости А. Ивановой для выявления астенизации умственной деятельности, умственной отсталости, нарушений эмоционально-волевой сферы, речевой патологии.
     Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер для исследования зрительно-моторной координации и выявления признаков органических поражений головного мозга
.
     Тема 2. Клиническая психодиагностика
     Психодиагностика нарушенных и сохранных сторон познавательной деятельности, структуры и общего уровня интеллекта, диагностика актуального психического состояния (нервно-психического напряжения, тревоги, депрессии, астении), индивидуальных особенностей мотивационноволевой, эмоциональной и других сфер личности. Психодиагностика базовых свойств и структур личности, психосоциальных факторов, участвующих в механизмах психической адаптации, значимых отношений личности, зон конфликтных переживаний, способов преодоления стресса и механизмов психологической защиты.
     Основные патопсихологические методики: ММИЛ (MMPI), Пиктограмма, Ценностные ориентации, Четвертый лишний, Простые аналогии, Сложные аналогии, Существенные признаки, Рассказ с пропущенными словами, Сравнение понятий, Объяснение пословиц и метафор, Классификация, Самооценка по Дембо-Рубинштейн, Цветовой тест отношений, Ассоциативный эксперимент, 10 слов, Корректурная проба, счет по Крепелину, Таблица Шульте, Методика Когана, Оценка уровня тревожности Тейлор, Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации.
     Нейропсихологические методики.
     Психодиагностика при невротических состояниях. Психодиагностика при соматических заболеваниях.

     3.2. Темы контрольных работ

    1. Психодиагностика как наука и практика.
   2. Психодиагностический метод.
    3. История психодиагностики.
    4. Этика психодиагностического обследования.
    5. Проведение психодиагностического исследования.
    6. Дифференциальная психометрика.
    7. Основные этапы конструирования теста.
    8. Направления и области психологического тестирования.
    9. Стандартизированные измерительные методы (объективные тесты и опросники) в психодиагностике
    10.Проективная техника в психодиагностике
    11.Психосемантические методы и субъективное шкалирование.
12.Метод контент-анализа в психодиагностике.
   13.Психодиагностические беседа, опрос, интервью и наблюдение.
    14.Социометрический метод.
    15.Диагностический обучающий эксперимент.
  16.Психофизиологическая диагностика.
  17.Особые методы психодиагностики.
    18.Психодиагностика в психологическом консультировании.
    19.Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств.
    20.Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций.
    21.Психодиагностика памяти и мнемических свойств.
    22.Психодиагностика мышления.
    23.Психодиагностика воображения и представления.
    24.Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности.
    25.Психодиагностика интеллекта.
    26.Психодиагностика одаренности и креативности.
    27.Диагностика одаренности и креативности.
    28.Определение психомоторных характеристик человека.
    29.Диагностика темперамента и свойств нервной системы.
    30.Психодиагностическая оценка личности.
    31.Многофакторные личностные опросники.
    32.Многофакторные клинические методики исследования личности.
    33.Диагностика акцентуаций личности.
    34.Определение психологических типов личности.
    35.Проективные методы исследования личности.
    36.Проективное использование цвета.
    37.Клиническая проективная диагностика.
    38.Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей.
    39.Диагностика агрессивности.
    40.Диагностика поведения в конфликте.
    41.Диагностика внутреннего конфликта.
    42.Психодиагностика самосознания, самоотношения и самооценки личности.
    43.Диагностика ценностно-смысловой сферы личности. 
   44.Диагностика самоактуализации личности.
    45.Измерение локуса контроля и ответственности.
     46.Диагностика регуляторной активности.
     47.Диагностика направленности личности.
     48.Диагностика особенностей личности.
     49.Диагностика психологической защиты личности.
     50.Диагностика психологических особенностей и проблем жизненного пути.
     51.Диагностика эмоциональной сферы личности.
     52.Диагностика тревожности.
     53.Диагностика депрессивности.
     54.Диагностика эмоциональных расстройств.
     55.Диагностика функциональных состояний и работоспособности человека.
     56.Диагностика уровня притязаний.
     57.Диагностика мотивации достижения.
     58.Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.
     59.Диагностика мотивации в учебной деятельности.
     60.Диагностика способностей.
     61.Диагностика профессиональной направленности
     62.Психодиагностические критерии профессиональной деятельности.
     63.Психологическая оценка работников в организации и кадровый психологический отбор.
     64.Диагностика социально-психологической и профессиональной адаптации.
     65.Социально-психологическая диагностика личности и группы.
     66.Диагностика межличностных отношений и особенностей общения.
     67.Диагностика семейных отношений.
     68.Диагностика супружеских отношений.
     69.Диагностика родительско-детских отношений.
     70.Диагностика психического развития.
     71.Диагностика познавательных процессов и уровня развития детей.
     72.Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в младенчестве.
     73.Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в раннем детстве.
     74.Диагностика познавательных процессов и уровня психического развития в дошкольном детстве.
     75.Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте.
     76.Диагностика познавательных процессов, уровня развития и личности в среднем и старшем школьном возрасте.
     77.Диагностика межличностных отношений детей и подростков.
     78.Психодиагностика в школьной психологической службе.
     79.Психолого-педагогическая диагностика.
     80.Диагностика уровня развития и трудностей обучения в школе.
     81.Диагностика готовности к школе.
    82.Диагностика школьной дезадаптации.
     83.Педагогическая диагностика.
     84.Психологическая диагностика детей с особенностями в развитии.
    85.Клиническая психодиагностика
    3.3. Вопросы к зачету

    1. Психодиагностика как наука и как практика. Основы психодиагностики. Преимущества психодиагностики.
    2. Психодиагностический метод: основные подходы.
    3. Психодиагностические ситуации и задачи.
    4. Цели психологического тестирования.
    5. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.
    6. Психодиагностическое исследование и обследование. Сообщение результатов и написание заключения.
    7. Психологический диагноз. Уровни и виды диагноза.
    8. Классификация методов психодиагностики.
    9. Типы диагностических методик.
    10.Классификации тестов, опросников, проективных методик.
    11.Понятие «проекции» в психодиагностике. Вероятные ошибки в проективной диагностике.
    12.Дифференциальная психометрика. Различие двух групп методов в психодиагностике.
    13.Надежность. Коэффициенты надежности.
    14.Виды надежности.
    15.Валидность. Соотношение валидности и надежности. Коэффициенты валидности.
    16. Критерий валидности. Виды критериев. Методы экспертной оценки.
    17.Критериальная валидность. Установление критериальной валидности.
   18.Текущая и прогностическая валидность.
   19. Эмпирическая валидность. Установление эмпирической валидности.
    20.Корреляционный и регрессионный анализ.
    21.Содержательная валидность. Установление содержательной валидности.
    22.Концептуальная (конструктная) валидность. Установление конструктной валидности.
    23.Факторный анализ. Валидность по возрастной дифференциации.
    24.Очевидная валидность. Инкрементная валидность.
    25.Конвергентная и дивергентная валидность.
    26.Достоверность как особый вид валидности. Обеспечение достоверности. Психологические факторы испытуемого, влияющие на самоотчет.
    27.Стандартизация. Цель стандартизации. Стандартизация условий. Стандартизация процедуры эксперимента.
    28.Линейная и нелинейная стандартизация.
    29. Репрезентативность тестовых норм. Необходимость тестовых норм.
    30.Основные проблемы тестовых норм.
    31.Стандартизированные и процентильная шкалы.
    32.Принципы оценки теста.
    3.4. Вопросы для самопроверки:

            Вопросы для самопроверки по Разделу 1. Тема 1 и 2.
    1. Чем занимается психодиагностика как отрасль психологической науки?
    2. Какие три области лежат в основе психодиагностики?
    3. В чем отличие психодиагностического исследования от научного?
    4. В чем преимущества психодиагностических методик как способа сбора информации?
    5. Чем отличаются два типа психодиагностических ситуаций – экспертиза (аттестация) и консультирование клиента?
    6. Каковы основные области применения психодиагностики?
    7. Каковы цели психологического тестирования?
    8. В чем отличие психодиагностического метода от экспериментального и описательного?
    9. В чем отличие трех основных диагностических подходов: объективного, субъективного и проективного?
   10.Чем отличаются номотетический и идеографический подходы?

Вопросы для самопроверки по Разделу 1. Тема 3.
     1. Какие три отрасли психологической науки являются истоками психодиагностики?
     2. Кто впервые употребил термин «интеллектуальный тест»?
     3. Назовите французского психолога, чей тест на интеллект явился первым массовым в применении тестом. В каком году появился тест?
     4. Кто ввел понятие коэффициент интеллектуальности?
     5. Когда и где появилось групповое тестирование?
     6. Прототип каких методик был разработан Р. Вудвортсом?
     7. Кто является автором термина «психодиагностика»?
     8. Назовите фамилию психолога, объяснившего феномен объективации бессознательных стремлений личности, лежащий в основе ассоциативного метода и всех проективных методик.
     9. Какие методики стали первыми проективными методиками?
     10.Какие три основных диагностических подхода существуют в психодиагностике?
     11.Какой метод и когда был предложен Дж.Морено?
     12.Кто является автором семантического дифференциала?
     13.Назовите фамилию отечественного психолога и год изобретения первого отечественного теста.
     14.Какие два психологических направления (где широко использовалась психодиагностика) были уничтожены известным постановлением ЦКВКП(б) и год выхода этого постановления?

            Вопросы для самопроверки по Разделу 1. Тема 4 и 5.
     1. Какие существуют профессионально-этические принципы в психодиагностике?
     2. Почему необходимо обязательно предупреждать испытуемого о том, что будет проводиться тестирование?
   3. Почему не рекомендуют раскрывать содержание диагностических методик людям, не имеющим психологического образования?
    4. Какие этапы выделяют в психодиагностическом исследовании?
    5. Что понимается под психологическим диагнозом?
    6. Какие общие правила необходимо соблюдать при передачи психодиагностической информации клиенту или заказчику?

           Вопросы для самопроверки по Разделу 1. Тема 6, 7 и 8.

     1. Чем отличаются аппаратурно-поведенческие и приборно-психофизиологические методики?
     2. Чем отличаются объективные тесты от опросников?
     3. Что такое контент-анализ?
     4. В чем специфика проективного метода от всех остальных?
     5. В чем сущность социометрического метода?
     6. Для чего используется диагностический обучающий эксперимент? Что является его теоретической основой?
     7. Что такое семантический дифференциал? Какие факторы входят в трехфакторную модель семантического дифференциала?
     8. В чем отличие техники репертуарных решеток от других методов?
     9. Что такое тестовая батарея?
     10.Что понимается под интеллектом как объектом измерения?
     11.С чем связана успешность испытуемого при выполнении тестов интеллекта (по Г.Айзенку)?
     12.Что измеряют тесты специальных способностей и чем они отличаются от тестов интеллекта?
     13.Что измеряют тесты креативности?
     14.В чем преимущества тестов учебных достижений перед традиционной оценкой знаний?
     15.В чем отличие тестов скорости от тестов результативности?
     16.Каковы достоинства и недостатки вербальных и невербальных методик?
     17.Каковы достоинства и недостатки индивидуального и группового тестирования?
     18.В чем отличие личностных опросников от анкет?
     19.В чем различие открытых и закрытых вопросов? Каковы их достоинства и недостатки?
    20.Что понимается под термином «проекция» в психодиагностике?
    21.В чем достоинства и недостатки проективных методик?

                 Вопросы для самопроверки по Разделу 2.
    1. Чем занимается дифференциальная психометрика?
    2. В чем отличие стандартизированных измерительных методов от экспертных (клинических) методов? В чем их достоинства и недостатки?
    3. Что такое надежность?
    4. Что искажает, ухудшает надежность методики?
    5. Какие существуют методы определения надежности теста?
    6. Что такое валидность?
    7. Что такое критерий валидности?
    8. В чем сущность критериальной валидности?
    9. Для чего применяется эмпирическая валидность?
    10.Что позволяют сделать корреляционный и регрессионный анализ?
    11.Что такое содержательная валидность?
    12.Для чего применяется конструктная (концептуальная валидность)?
    13.Каковы преимущества факторного анализа?
    14.Что такое очевидная валидность?
    15.Для чего необходимы конвергентная и дискриминативная валидность?
    16.Что такое достоверность методики? Как она защищается?
   17.Что способствует искажению результатов при проведении опросников?
    18.Что такое репрезентативность?
    19.Для чего нужны тестовые нормы?
    20.Для чего нужна стандартизация?
    21.Какие два вида стандартизации существуют?
    22.В чем отличие профессиональной психодиагностической методики от любительского теста?
                  4. Академический календарь

Неделя                  Содержание занятий                    Часы
   1      Раздел 1. Введение в психодиагностику.                4
   2      Раздел 2. Психометрические основы психодиагно-        4
          стики.
     3    Раздел 3. Области психологического тестирования.      4
     4    Раздел 4. Психодиагностика когнитивных способно-      4
          стей.
          Раздел 5. Диагностика психомоторики, свойств нерв-
          ной системы и темперамента.
     5    Раздел 6. Многофакторные личностные опросники.        4
     6    Раздел 7. Проективная психодиагностика.               4
     7    Раздел 8. Психодиагностика личностных качеств,        4
          проблем и возможностей.
     8    Раздел 9. Психодиагностика эмоционально-мотива-       4
          ционной сферы и функциональных состояний лично-
          сти.
          Раздел 10. Психодиагностика профессиональной дея-
          тельности.
     9    Раздел 11. Психодиагностика общения, групповых и      4
          семейных отношений.
     10   Раздел 12. Психодиагностика особенностей развития     4
          детей и подростков.
          Раздел 13. Специальная и клиническая психодиагно-
          стика.
          Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 Далее
 

Назад