на главную контакты карта сайта

Методика работы с учебниками "Музыка". 1-4 классы  

МУЗЫКА И ТЫ

«Край, в котором ты живешь». Этот разворот созвучен разделу «Россия — Родина моя» в учебниках «Музыка» для II, III, IV классов.
 
Отношение к своей Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям воспитывается с детства. Идея патриотического воспитания в современной школе, на наш взгляд, не утратила сегодня своего гуманистического, общечеловеческого смысла. Ребенок может и должен искать и находить в своем сознании, в своем сердце, в своей душе те струны, которые связывают его крепкими узами с родным домом, родителями, друзьями, школой, его «малой родиной». Учитель в этом «труде души» должен стать мудрым посредником, раскрывающим детям глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.

Если записать на доске три слова: РОДина — приРОДа — наРОД, то даже первоклассникам станет очевидной общность этих слов, понятным смысл выражений, так часто употребляемых нами: «родные места», «родительский дом», «откуда ты родом?». В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь…
 
Предлагая первоклассникам разучить песни о родном крае, учитель может вариативно использовать материал хрестоматии, а также вводить в урок другие произведения, наиболее полно, на его взгляд, раскрывающие эту тему. Возможно, что, познакомив класс с несколькими песнями, посвященными Родине, учитель по желанию учащихся остановится на одной из них и будет тщательно работать над выразительностью исполнения — от «чернового» этапа разучивания до «концертного» исполнения на уроке, а затем на празднике, родительском собрании.

Главное, чтобы и слова, и действия, и отношение учителя к этой очень значимой теме не сводились к шаблонным фразам, формальной беседе, будничному стилю общения с детьми и с музыкой. Пусть это непростая задача, но нужно стремиться к тому, чтобы найти верную, «идущую от сердца» интонацию урока искусства: просто о высоком — «Родина бывает разная, но у всех она одна». Несомненно, на этом уроке можно вернуться к уже знакомой ребятам инструментальной музыке, с ярко выраженным национальным колоритом, будь то музыка народная или композиторская. Изобразительный ряд позволит ярче почувствовать особенности музыки разных народов.
 
«Художник, поэт, композитор». Этот разворот, интегративный по своей сути, решает следующую задачу: привести детей к пониманию того, что искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу — саму жизнь. Однако у каждого вида искусства — свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.На этом развороте дети еще раз обращаются к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Такой опыт — художественный и музыкальный — уже есть в багаже первоклассников (например, разворот «Музыка осени»). Пусть учащиеся рассмотрят картину Ф. Васильева, обратят внимание на сочетание красок, композицию и ответят на вопросы учебника.

Стихотворение И. Никитина «Вот и солнце встает» предложите детям сначала прочитать про себя и подумать над тем, что сделает его чтение вслух более выразительным, что усилит в нем моменты, изображающие появление солнца: темп чтения (быстрый или медленный), нарастание или затихание голоса, выделение каких-либо слов. Чтение стихотворения может сопровождать и пластический этюд. Музыкальные пейзажи, предлагаемые детям по этой теме, имеют одно общее свойство — это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью. Эти пьесы сочинили наши современники, композиторы XX в.:
«Пастораль»1 (из «Сюиты в старинном стиле» для скрипки и фортепиано) и «Наигрыш» — Альфред Гарриевич Шнитке,
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» — Георгий Васильевич Свиридов.
 
В «Пасторали» А. Шнитке ребята наверняка услышат безмятежное, спокойное настроение, ощущение размеренности. Вся пьеса пронизана светлым колоритом (мажорный лад). В ней А. Шнитке отдал дань старинным композиторам, у которых жанр пасторали был одним из самых излюбленных. Обратите внимание детей на ту особую неповторимость, которую придает этой пьесе пунктирный ритм (используя «метод разрушения», сыграйте пьесу ровными длительностями). Предложите детям внимательно вслушаться в начальную тему, которую играет фортепиано, и самостоятельно определить момент вступления скрипки. Спросите их, что нового они услышат в звучании скрипки. Конечно же, короткие звуки, украшающие основную мелодию. Можно предложить ребятам «сыграть» основную тему на воображаемой скрипке, внимательно вслушиваясь в остановки мелодии в конце фраз. Можно сказать ребятам, что музыкальный разговор двух исполнителей называется дуэтом.

«Наигрыш» А. Шнитке — маленькая фортепианная зарисовка. Какие интонации услышат в ней школьники? Песенные, пастушьего рожка, переклички высоких и низких голосов, контрасты звучностей, иногда — острые, неблагозвучные сочетания. Учителю музыки нужно позаботиться о выразительном исполнении этой маленькой пьесы, с ее двухголосной фактурой, колористическими эффектами, необычными гармониями.
 
«Пастораль»2 Г. Свиридова напоминает русскую народную песню. В ней нет такой безмятежности и света, как в музыке А. Шнитке. Постоянная смена красок — ярких на более приглушенные, мягкие (чередование мажора и минора) — вносит в настроение произведения оттенок грусти, светлой печали, раздумья. Логическим продолжением темы взаимосвязи разных видов искусства будет обращение к жанру песни как единству музыки и слова. Можно вновь использовать уже известный методический прием — прочитать детям только стихотворный текст В. Суслова к песне «Добрый день» композитора Я. Дубравина и предложить им подобрать к нему название; решить, как она должна звучать, какое в ней будет настроение. «Если бы я был композитором, то на эти стихи сочинил бы песню, которая будет…»

Важно, определив ключевые слова песни («Добрый день»), поискать вместе с учащимися варианты произнесения их с различной интонационной окраской. Одним из возможных вариантов начала разучивания песни может быть исполнение ее учителем, с подпеванием детьми повторяющихся фраз «Добрый день!», что требует от них ритмической и интонационной точности вступления, будет обострять слуховую активность, тренировать певческое внимание. Достижение кантилены, напевности в пении учащихся при весьма подвижном, оживленном темпе потребует работы над чистотой интонирования вариантов окончаний фраз. Стремление к яркой кульминации в каждом куплете и общее исполнительское crescendo от первого к третьему куплету песни — все это предмет внимания в работе учителя над песней.

Следующие два разворота продолжают тему, начатую предыдущим разворотом учебника-тетради, — тему утреннего и вечернего пейзажа в произведениях искусства.

«Музыка утра». Разворот знакомит учащихся с двумя контрастными произведениями: «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского и «Утро»3 из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они?
Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека.
 
У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т. п. Какие же чувства передает музыка в каждой из предложенных пьес? Можно ли определить, какая из них рассказывает о переживаниях ребенка? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведений.

В первой части пьесы П. Чайковского «Зимнее утро» многократно повторенная двузвучная интонация с акцентированным первым аккордом, постоянно стремящаяся вверх, передает радостное возбуждение ребенка, выраженное в прерывистой взволнованной речи. Что могло вызвать такое состояние? И вдруг — интонация мольбы, просьбы, а может быть, вздоха, жалобы — во второй части. С чем это связано?.. И наконец, третья часть: в ней как будто повторяется мелодия первой части, но наиболее внимательные учащиеся заметят, что в ее окончании, переплетаясь друг с другом, звучат интонации и первой, и второй частей. Очень важно выразительно исполнить пьесу. Дети чрезвычайно тонкие слушатели, и точность их ответа часто зависит от того, как учитель преподнесет произведение, как раскроет его замысел в своем исполнении.

Слушая «Утро» Эдварда Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия — тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии (острые звучности и благозвучие), 25 принципов развития формы (трехчастность, вариативность).

Предложите ребятам выразить свое впечатление от музыки в рисунке, не навязывая конкретного сюжета — будет ли это пейзаж, герои пьесы или цветовое воплощение музыкальных образов. Естественным может быть переход от разговора о добром, светлом «Утре» Э. Грига к выяснению смысла, понимания детьми приветствия «Доброе утро!».

Предложите учащимся сначала произнести эти слова с разной интонацией, а затем пропеть в разном характере. Это задание направлено на понимание детьми того, как тесно связаны между собой разговорная и музыкальная речь, как характер речевой интонации влечет за собой изменения музыкальной интонации. Вслед за этим можно разучить заключительные фразы (три повторения) хора «Доброе утро!» из кантаты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевского (слова Ц. Солодаря).
 
Учитель может выписать на доске это музыкальное приветствие. В процессе разучивания можно предложить школьникам найти разное звучание звука «ля», отметив его знаками «бемоль» и «бекар». Так в музыкальном письме мы обозначим просветление звучности, смену минорной окраски интонации на мажорную. Перед прослушиванием всего хора «Доброе утро!» прочитайте учащимся текст, чтобы при быстром темпе исполнения (скороговорке) первоклассники смогли уловить его смысл. При размышлениях по поводу услышанной музыки можно ввести в беседу термин «контраст». Контраст эмоциональных состояний (взволнованно, радостно — спокойно, ласково, мягко) влечет за собой контраст средств музыкальной выразительности: изменения мелодии, темпа, ритма, динамики, сопровождения хорового пения.

«Музыка вечера». Вхождение в эту тему предполагается начать с жанра колыбельных песен, которые знают все дети (если не по песням мамы, то по заставке к телепередаче «Спокойной ночи, малыши»). От главной интонации колыбельной — «баю-бай», в которой соединились все черты такого рода песен (мягкость, нежность, ласка, покой, мелодичность, напевность, неспешность и др.), можно перейти к исполнению и разучиванию с ребятами уже известных им и новых колыбельных. Драматургия этого урока выстраивается по принципу динамического нарастания с логической кульминацией на «Вечерней музыке» В. Гаврилина (из симфонии-действа «Перезвоны» («По прочтении В. Шукшина»).
 
Условно схема урока может выглядеть так: интонации колыбельной — исполнение колыбельных — поэтические зарисовки вечера — фортепианные пьесы на выбор (С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Салманов) — «Вечерняя музыка» В. Гаврилина. Чтение четверостиший А. Фета и И. Никитина можно организовать по цепочке: каждый ученик читает по одной строчке стихотворения. При этом дети должны выразить свои чувства — любование красотой засыпающей природы, наслаждение тишиной и покоем.
 
Все фортепианные пьесы — «Вечер» В. Салманова, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна, «Вечер», «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева из «Детской музыки» — объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворенности. Все они мелодичны, песенны. Учитель может обратить внимание детей на использование низких звучностей (наступает темнота) в средней части прокофьевского «Вечера», развитие в середине «Вечерней сказки» А. Хачатуряна (в сказке происходят какие-то события).
 
«Вечерняя музыка» В. Гаврилина — поэтичная зарисовка природы. После прослушивания музыки, название которой ребятам не сообщается, можно предложить подобрать существительные к прилагательному «вечерняя» (мелодия, картина, песня, музыка, молитва и т. д.), а также привлечь внимание ребят к тому, что это произведение исполняет хор без сопровождения. Можно задать учащимся такие вопросы: что напоминает им главная мелодия произведения, которую исполняет высокий женский голос — сопрано (одинокий плач человека? птицы?)?
 
С одинаковым ли настроением звучит музыка в начале, в середине, в конце? Для того чтобы ребята запомнили эту удивительную по своей красоте и глубине чувства музыку, можно разучить как вокализ (на слог или гласный звук) ее главную тему. Даже рисунок нотной записи первой фразы этой мелодии говорит о ее мелодичности, напевности.
 
В процессе исполнения главной мелодии «Вечерней музыки» с ориентацией на нотную запись можно познакомить школьников с такими знаками нотного письма, как фразировочная лига, обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение этой музыки. Главную тему «Вечерней музыки» можно исполнить с помощью пластического интонирования: имитировать исполнение мелодии на воображаемой скрипке (протяженный жест смычка) или украсить мелодичными звуками треугольника (например, на сильные доли такта).

Дополнительная информация
 
Премьера «Перезвонов» — симфонии-действа для солистов, хора и ударных ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939—1999) — состоялась в 1984 г. «По прочтении В. Шукшина» — такой подзаголовок дал своему сочинению композитор. «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле, — писал о творчестве В. Шукшина В. Гаврилин. — Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей». В. Гаврилин любит и жалеет своих героев, искренне сострадает и верит им. С любовью и восхищением обращается он к сокровенным тайникам души человеческой, к живущим там от рождения и до смерти красоте, добру, гармонии и справедливости, к вечным ценностям истории и культуры народа, к коренным особенностям национального самосознания.

Вновь подчеркнем значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Чрезвычайно важно вести работу на контрастах, например сложного и простого материала, глубоко личного, заставляющего уже первоклассников задуматься о вечных проблемах жизни, и игрового, развлекательного, озорного, того, что непосредственно происходит в их жизни.

«Музыкальные портреты». При разработке сценария урока по этому развороту учитель может использовать известный в практике преподавания музыки прием, который обеспечивает, с одной стороны, активность восприятия музыки, с другой — вносит игровой элемент в урок. Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их портреты рисует  музыка. Сможете ли вы узнать, кто они — обычные люди, наши современники, или персонажи сказок?

Звучит пьеса «Баба-яга» из «Детского альбома» П. Чайковского. Как звучала музыка? О ком она рассказала? Какой характер у этого незнакомца? Мелодия состоит из коротких фраз, окончания которых подчеркнуты акцентами. Пусть ребята выберут те определения, которые наиболее полно отражают характер музыки, и придумают название для этой пьесы. Наиболее удачные, близкие к образу зла, запишите на доске. Затем раскройте тайну замысла композитора и объявите название, которое он дал своему сочинению. Фамилию композитора дети смогут назвать сами в том случае, если учитель напомнит им уже знакомые произведения П. Чайковского: фрагменты из балета «Щелкунчик», пьесы из «Детского альбома», «Октябрь» («Осенняя песнь») из «Времен года».

В «Менуэте» Леопольда Моцарта (1719—1787), отца знаменитого австрийского композитора, учащиеся наверняка услышат танцевальные интонации и ритмы. Предложите им ответить на вопрос — старинная эта музыка или современная? Известно, что многие танцы исполняются парами. Подскажет ли музыка детям, сколько людей исполняют этот танец? Ведь «в каждой интонации спрятан человек», и, по мнению автора этого высказывания — музыковеда В. Медушевского, по музыкальной характеристике можно определить пол, возраст и темперамент героя.
 
Для ответа на эти вопросы после первого прослушивания «Менуэта» послушайте с первоклассниками две мелодии (именно две самостоятельные мелодии, а не мелодию и аккомпанемент) — верхний голос, который записан в скрипичном ключе, на высоких звуках, и нижний голос (басовый ключ).
Задайте вопросы: какая из этих мелодий характеризует танцующую женщину, а какая — мужчину и почему?
Какие черты характера присущи танцующим?
 Переговариваются ли они во время танца или молчат?
Какие музыкальные интонации подтверждают это?
О чем их беседа?
Чем заканчивается танец — согласием или конфликтом, ссорой? После такого анализа пьесы можно предложить детям выразительными пластичными движениями исполнить среднюю часть пьесы, а затем объявить название произведения и коротко рассказать о жанре менуэта4.

Самым «доступным» для детей портретом на этом развороте станет вокальная миниатюра «Болтунья» Сергея Сергеевича Прокофьева (1891—1953). Напомните учащимся произведение, в котором они уже встречались со скороговоркой («Доброе утро!» Д. Кабалевского). Рассказывая о сходстве и различии музыки и разговорной речи, можно показать ребятам, как композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Перед прослушиванием «Болтуньи» прочитайте одноименное стихотворение А. Барто. Далее, знакомясь с песней, учащиеся поймут, что особенностью прочтения этого стихотворения в музыке является чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами: «Что болтунья Лида, мол…»

Пусть дети задумаются над тем, каково отношение авторов этого произведения — поэта и композитора — к его главной героине. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам ее характер. В дальнейшем осознание роли повтора главной музыкальной мысли в «Болтунье» поможет детям понять и усвоить особенности формы рондо.
 
«Разыграй сказку». Знакомясь со сказкой и народной игрой «Баба-яга», сочиняя песенки-дразнилки, первоклассники встречаются с образами русского народного фольклора. Образ Бабы-яги в музыке П. Чайковского дополняется совершенно иным, игровым, юмористическим его прочтением в народном творчестве. Понятно, что организация игры в условиях классной комнаты может быть затруднена, поэтому учитель на уроке может осуществить подготовительную работу над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки), а затем провести игру вне класса.

Приемы вокальной и инструментальной импровизации детей на заданные тексты уже были описаны на страницах этой книги. Главное, чтобы учитель в случае недостаточной активности детей в импровизациях был готов предложить им свой вариант озвучивания игры. Возможен также вариант не просто чтения, а пропевания текста сказки, как в музыкальном театре, — на уроке музыки и сказку можно спеть, а не прочитать, как на уроке чтения.

«У каждого свой музыкальный инструмент». Название разворота — это название песни. 
Прежде чем приступить к разучиванию эстонской народной песни (обработка X. Кырвиса, перевод М. Ивенсен) — песни игровой, с ярко выраженным танцевальным характером, напомните детям звучание тех музыкальных инструментов, звукоподражание которым передается в припеве. Разучивание песни может происходить в народной манере (с голоса, с элементами инсценировки — инструментального музицирования — имитацией игры на воображаемых инструментах).
 
В процессе работы над песней можно выявить солистов, а также распределить учащихся на поющих и играющих. Сопровождение к песне (повторяющаяся квинта в басу) может быть сыграно учащимися на «немой» клавиатуре, а затем в четыре руки с учителем на фортепиано. Исполнение песни может сопровождаться танцевальными движениями, притопами, прихлопами, ведением хоровода.

В центре хоровода может появиться уже знакомый персонаж учебника-тетради — Муза. Инсценировка и «инструментовка» этой песни может быть одним из эффектных концертных номеров первоклассников для исполнения на школьных праздниках. Можно порекомендовать ребятам дома подобрать открытки, цветные репродукции с изображением прибалтийских народных костюмов, народных инструментов, танцевальных и хоровых эпизодов исполнения народной музыки. На уроках труда дети с учителем начальных классов могут изготовить элементы костюмов, украсив их национальным орнаментом.

«Музы не молчали». Разворот посвящен раскрытию темы защиты Отечества. Подвиги народа всегда привлекали внимание художников, скульпторов, поэтов, композиторов. Обратите внимание детей на зрительный ряд этого разворота: на нем скульптурные памятники великим полководцам России — Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурное изображение участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 г. Память и памятник — как много общего в этих родственных словах!
 
Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог сохраняется и в народных песнях, и в образах, созданных композиторами, — своеобразных музыкальных памятниках защитникам Отечества. Подвиг русских богатырей в своей симфонии «Богатырская» прославил композитор XIX в. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887).
 
Пусть ребята послушают главную мелодию 1-й части симфонии, которую учитель может исполнить на фортепиано, и ответят, каков ее характер. Что придает этой музыке уверенность, мужественность?
 
Обратите внимание учащихся на то, что все инструменты оркестра играют как бы в один голос (в унисон). Впечатление тяжелой поступи возникает благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального звука, остановок в конце каждой фразы.

Дополнительная информация

Симфония в переводе с греческого — созвучие, благозвучное сочетание тонов. Термин «симфония», возникший в Древней Греции, обозначал в Западной Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции, инструментальные полифонические пьесы. С XVII в. симфониями называли вступления к опере, которые позже переросли в увертюры. Как жанр симфония сформировалась в середине XVIII в. Рождение симфонии было подготовлено жанрами оркестровой сюиты и концерта. Классический тип симфонии, состоящей из четырех частей, создали Й. Гайдн и В.-А. Моцарт, Л. Бетховен — композиторы венской классической школы.

Песенный репертуар, созвучный теме «Музы не молчали», целесообразно подбирать по принципу контраста: старинная народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» и современные — «Учил Суворов» А. Новикова (слова М. Левашова), «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина. Однако все эти песни объединяют сочетание песенности и маршевости, упругие ритмы, которые и позволяют раскрыть их содержание. Названные песни написаны в куплетной форме, но построение куплета в каждой из песен различно.
 
Только в песне С. Никитина есть привычный запев и припев, т. е. куплет состоит как бы из двух частей. В двух первых песнях припева нет. Мелодия каждого куплета песни «Учил Суворов» вырастает из одного зерна-интонации (энергичный квартовый ход, постоянно повторяющийся на разной высоте), а мелодия песни «Солдатушки, бравы ребятушки» представляет собой как бы вопрос солиста-запевалы и ответ хора и строится так, что мы слышим разговор, диалог. Мелодия вопроса размашистая, удалая, а мелодия ответа более строгая, собранная, чеканная.

В песнях А. Новикова и С. Никитина развитие музыки в большей мере определяется текстом, который представляет собой рассказ. Желательно не только послушать эти песни, но и эскизно разучить их мелодии, чтобы напеть их дома своим близким, которые наверняка эти песни знают. В следующих классах дети еще вернутся к ним. В плане систематизации жизненных и художественных впечатлений первоклассников можно предложить им дома вместе с родителями вспомнить песни, картины, стихи, кинофильмы о подвигах русских людей в годы тяжелых военных испытаний.

Размышлениями детей по поводу выражения «Когда говорят пушки, музы молчат» можно завершить сценарий урока, посвященного славе русского оружия. Разговор этот может быть продолжен и на празднике, посвященном Дню защитника Отечества (23 февраля).

«Музыкальные инструменты». Звучание инструмента, о котором пойдет речь на этом развороте, уже хорошо знакомо первоклассникам. Это — фортепиано. Можно напомнить учащимся пьесы для фортепиано, которые они уже слышали на уроках музыки, и о том, что фортепиано может быть и аккомпанирующим инструментом.
 
Очередную встречу с этим инструментом рекомендуем облечь в своеобразную художественную форму: подготовить короткий концерт фортепианной музыки силами учащихся, которые занимаются в музыкальных школах. Этот мини-концерт должен вести конферансье, объявляя, как на настоящем концерте, композитора, исполняемое произведение и исполнителей.

Пусть этот концерт будет проверкой степени развития слушательской культуры учащихся. На этом развороте вы увидите графическую запись начала фортепианной пьесы «Сладкая греза» из «Детского альбома» П. Чайковского, которая поможет детям наблюдать за развитием музыки. С подобного рода сочетанием в фортепианной фактуре двух самостоятельных голосов первоклассники уже встречались в «Менуэте» Л. Моцарта.
 
Предложите учащимся спеть мелодию каждого голоса, изображая движением (как будто играя на скрипке) сначала верхний голос, затем нижний (как будто играя на виолончели). Учитель предварительно показывает эти движения. Можно задать вопрос: как связаны между собой голоса и как они взаимодействуют? Более развитый верхний голос «поет» выразительную мелодию, в которой слышны взлеты и падения. В каждой из четырех фраз повторяется характерный ритмический рисунок (пунктирный ритм). Чем же отличается мелодия нижнего голоса? В ней нет волнообразности верхнего голоса, в каждой фразе можно услышать (и увидеть в записи) нисходящее движение. Ритмический рисунок этой мелодии более уравновешенный, спокойный, в нем преобладают длинные, выдержанные звуки. В этом фрагменте можно услышать (и увидеть) контрастные динамические оттенки и знаки, обозначающие усиление и затихание звучания, — crescendo и diminuendo (их можно сравнить с математическими знаками «больше», «меньше»).

Прослушав всю пьесу с начала до конца, предложите ребятам рассказать о том, какие изменения они услышали в средней ее части. Для большей наглядности на доске можно дать графическую запись второй части. 

Пьеса представляет собой как бы разговор двух людей. Заметят ли ребята, что второй нижний голос подхватил главную интонацию — мысль первого, проникшись его состоянием, настроением, и стал теперь не сдерживающим, а таким же развернутым, взволнованным, пронизанным интонациями первого? А как звучит кульминация в средней части и как завершается пьеса?
 
Графическая запись поможет убедиться в том, что они услышат: в каком согласии звучат оба голоса в кульминации и как 3-я часть возвращает нас к первоначальному состоянию (как будто о чем-то лишь помечталось, что-то пригрезилось). Предложите ребятам самим придумать название пьесы. Наиболее удачные названия запишите на доске.

В словаре современного первоклассника нет слова «греза». Найдите среди детских названий (и, конечно, своих собственных) синонимы этого слова: мечта, воспоминание, фантазия, размышление и др. Контрастом к «Сладкой грезе» послужит моторная, наполненная активными ритмами пьеса немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685— 1750) «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» (в оригинале — «Мюзет»).
 
И.-С. Бах изобразил на фортепиано звучание распространенного в те времена у многих народов мира инструмента — волынки5, которая была непременным участником народных гуляний и сельских праздников. Слово «мюзет»6 (от старофранцузского слова muse — дудка) — еще одно название волынки. Но есть и еще одно значение слова: мюзет — это французский старинный танец, исполняющийся под аккомпанемент волынки. Отсюда и его название. Вслушайтесь с учащимися в мелодию и аккомпанемент этой пьесы.
 
В мелодии — несложные короткие запоминающиеся мотивы танцевального 32 характера, в сопровождении «гудят» то громко, то тихо повторяющиеся звуки. Эту пьесу И.-С. Бах адресовал юным музыкантам. Пусть ребята представят себя исполнителями и «сыграют» на воображаемой (или «немой») клавиатуре сопровождение к этому сочинению, выбранный солист может сыграть аккомпанемент в четыре руки с учителем.
 
Вывод, к которому должны прийти дети, — звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных музыкальных инструментов. Не случайно на развороте приводятся строки из стихотворения Э. Огнецвет: «В черно-белых клавишах рояля есть волынки, скрипки, контрабас…»
 
«Мамин праздник». Этот разворот посвящен самому дорогому человеку. Осмысление содержания этого разворота построено на сопоставлении поэзии и музыки стихотворения В. Орлова и инструментальных колыбельных Г. Гладкова и М. Кажлаева.
 
Главное свойство, которое их объединяет, — это песенное начало, неторопливое, тихое развертывание как музыки, так и стиха. Именно благодаря напевности, кантилене поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки. После выразительного чтения стихотворения В. Орлова спросите у детей, когда они уже встречались с приемами многократного повторения одного и того же ключевого слова («Золотая осень» А. Барто). Предложите им поимпровизировать и на эти поэтические строки. Чтение стиха можно сопровождать звучанием одной из колыбельных. Это, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и музыки, и поэзии.
 
С другой колыбельной можно выполнить рекомендованные в учебнике-тетради задания: исполнить мягкими движениями рук (как бы дирижируя) ее пульс или изобразить (девочки), как качают колыбель; «сыграть» фразировку смычком на воображаемой скрипке, украсить начало или конец фраз негромким мелодичным звучанием треугольника или металлофона. Поскольку обе колыбельные имеют ярко выраженную мелодию, то не будет лишним спеть ее как вокализ (на гласную или слог) в удобной тональности. А может быть, кто-то из первоклассников выступит в роли поэта и сочинит к этой мелодии слова. Контрастом к спокойному, ласковому, эмоциональному звучанию стиха и фортепианных пьес послужит приподнятое, праздничное настроение песен, посвященных маме, бабушке, сестренке: «Спасибо» И. Арсеева (слова З. Петровой), «Вот какая бабушка» Т. Попатенко (слова И. Черницкой), «Праздник бабушек и мам» М. Славкина (слова Е. Кагановой) и др.
 
«Музыкальные инструменты». Разворот продолжает знакомить детей с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов.
 
Некоторые из них, например лютню и клавесин, некоторые учащиеся, вероятно, услышат впервые. Здесь уместно сравнить их голоса с голосами уже знакомых ребятам инструментов — гитары и фортепиано.

Дополнительная информация

Лютня — старинный струнный щипковый инструмент. Однако многие, наверное, удивятся, узнав, что он до сих пор бытует в Армении. Только здесь он имеет арабское название «уд», что буквально означает «дерево». В Италию и Испанию этот инструмент попал в конце Средних веков.Лютня, инструмент с нежным и благородным звуком, сделана из гнутых деревянных пластин, образующих изящный корпус в виде панциря черепахи. Она использовалась, так же как и гитара, для аккомпанемента лирическому пению (песням, балладам, мадригалам), танцам и как сольный инструмент. Современную лютню настраивают так же, как шестиструнную гитару. Лютня была очень популярным инструментом в Италии и Испании XV—XVII вв., о чем свидетельствуют сохранившиеся с того времени многочисленные живописные портреты лютнистов.
Клавесин — клавишно-струнный щипковый инструмент. Он вошел в историю не только как предок рояля, но и как новаторский потомок цимбал. Французское слово «клавесин» происходит от позднелатинского clavicymbalum. Поэтому у итальянцев клавесин называют чембало. А поскольку цимбалы произошли от псалтериума (древнейшего инструмента) — прототипа гуслей, то и они считаются предком клавесина. Недаром в России в XVIII в. на гуслях нередко исполняли клавесинные произведения. Струны клавесина защипывались вороньим пером. Поэтому звук был средней громкости и всегда одинаковый. Корпус клавесина часто отделывался богатой инкрустацией. Для клавесина написано огромное количество высококлассной музыки.
Существовали целые школы клавесинистов: английских (У. Бёрд, Дж. Булл; их чаще называют вёрджиналистами, так как в Англии клавесин назывался вёрджиналом); итальянских (Д. Скарлатти); французских (Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Л. Дакен и др.). Клавесин сегодня нередко участвует в концертах старинной ансамблевой музыки.
 
Для первоклассников интересно будет сопоставить звучание произведений, исполняемых на клавесине и на фортепиано. Можно, готовя ребят к осмыслению формы рондо, спросить у них: один или несколько раз звучит в пьесе «Кукушка» К. Дакена7 тема, изображающая голос кукушки? Нужно заострить внимание маленьких слушателей и на том, что исполнение этой пьесы требует от пианистов (клавесинистов) большого мастерства: очень быстрый темп, музыка изобилует короткими длительностями, звучащими непрерывно. В этом они могут убедиться, посмотрев нотный текст пьесы «Кукушка».
 
Исполнение главной интонации пьесы («ку-ку») на воображаемом фортепиано может органично вписаться в повторное прослушивание хотя бы фрагмента этого сочинения. А исполнить эту простую интонацию (учитель может выписать ее на доске и, спеть с учащимися) окажется непросто — она повторяется с разной периодичностью, несимметрично! Поэтому нужно настроить детей-исполнителей на внимательное вслушивание в музыку, чтобы уберечь их от формального, однообразного, подчас «поперек такта», изображения голоса кукушки.

Обработка известной в конце XIX — начале XX в. русской народной песни «Тонкая рябина» прозвучит в выразительном исполнении на гитаре. Может быть, кому-то знакома эта мелодия? Как показала практика, многоголосная фактура вариаций, исполняемых известным гитаристом Александром Михайловичем Ивановым-Крамским (1912—1973), часто воспринимается детьми как игра нескольких гитаристов. Причину такого явления нужно, вероятно, искать в том, что слух первоклассников (да и более взрослых учащихся) привык воспринимать гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающий примитивные аккорды сопровождения к песням.

Выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы ставят школьников в тупик — они не ожидают услышать такую гитару! Прежде чем слушать «Тонкую рябину» в исполнении на гитаре, можно обратиться к мелодии этой песни, сыграв ее детям на фортепиано. Пусть они попытаются напеть мелодию. Что важно услышать в ней? Песенность, сочетающуюся с вальсовой трехдольностью, волнообразное движение мелодии, никнущие, плачущие интонации в конце почти всех фраз, которые сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп. Какое настроение, какие чувства испытываем мы, когда слушаем только мелодию песни, ее главную мысль, не зная даже слов?

После прослушивания гитарной обработки «Тонкой рябины» учитель может спеть эту песню, чтобы ребятам стал понятен художественный замысел исполнителя-гитариста (и поиск им выразительных средств): тоска, печаль, одиночество, несбыточные мечты. Если учитель сам играет на гитаре, то любое произведение в его собственном исполнении украсит урок, сделает его эмоционально живым и ярким. «Чудесная лютня». Линию знакомства с музыкальными инструментами продолжает алжирская сказка «Чудесная лютня», которую дети вместе с родителями читают дома.

В классе с целью обобщения впечатлений от прочитанного можно предложить учащимся поразмышлять о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия: она понятна и без слов. Особой заботой учителя музыки будет выполнение учащимися задания, помещенного на этом развороте. Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну?
 
В ответах учащихся ценными будут как обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни или разудалой плясовой, так и перечисление конкретных музыкальных произведений, например классики. В то же время можно попросить детей, чтобы для ответа на вопрос они (кто может) принесли в класс фрагменты музыкальных записей, которые есть у них дома, или сами исполнили какое-либо музыкальное произведение (например, песню). Желательно, чтобы учитель был готов «озвучить» музыкальные проекты первоклассников, а также подготовил свой вариант выполнения этого задания, аргументировав свой выбор.
 
«Звучащие картины». Разворот в художественных образах закрепляет представления детей о музыкальных инструментах и исполнителях. Рассматривание каждой картины может сопровождаться звучанием уже знакомых или новых произведений — по выбору учителя. Важно, чтобы характер музыки соответствовал настроению картины. Можно построить работу с этим разворотом, предложив школьникам определить, какую по характеру музыку исполняют музыканты на этих картинах, а затем подобрать вместе с детьми соответствующий музыкальный ряд. Естественно, вопрос о старинных и современных музыкальных инструментах, изображенных на этом развороте, является весьма относительным. Если учитель давал детям краткую информацию об истории создания инструментов, то с понятием «старинные» у детей будут ассоциироваться те инструменты, которые реже звучат сегодня (лютня, клавесин), а к современным они отнесут фортепиано и гитару.

«Музыка в цирке». Невозможно представить цирковое представление без музыки. Почему? Зачем она нужна в цирке? Пусть ребята, опираясь на свой жизненный опыт, выскажут свои мнения по этому вопросу. Вероятно, в высказываниях детей прозвучат мысли о том, что музыка создает праздничное настроение, помогает артистам выполнять свои сложные номера, подсказывает зрителям появление тех или иных действующих лиц циркового представления. 

Известной не только в нашей стране, но и за рубежом стала музыка композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900—1955), которую он написал к кинофильму «Цирк». В 2000 г. в нашей стране отметили 100-летие со дня рождения этого замечательного композитора.

На уроке звучит «Выходной марш» из фильма «Цирк» («выходной» — значит под его музыку все цирковые артисты, участвующие в этом представлении, выходят на арену). Какими чувствами наполнена эта музыка? Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей? Почему композитор поручил исполнение этой музыки симфоническому оркестру? Голоса каких инструментов наиболее различимы в общем его звучании? Предложите детям продирижировать этой музыкой и передать в своем исполнении характер звучания «Выходного марша».

«Галоп» И. Дунаевского обычно сопровождает выступление артистов с цирковыми лошадьми. Лошади бегут по кругу, акробаты выполняют сложные номера. А как звучит в это время музыка? Что она передает? Конечно же, непрерывное движение, упругий ритм бега. Пусть ребята ударами кулачков изобразят под эту музыку цокот копыт. Чтобы активизировать слуховое внимание во время выполнения этого задания, учитель, исполняя пьесу, может изменять темп, силу звучности. Пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского также передает движение: изображает клоунов, которые веселыми проделками забавляют зрителей. Как звучит музыка, что она напоминает — песню, танец, марш? Можно сказать ребятам о том, что эта пьеса была написана Д. Кабалевским для юных пианистов. Какие же трудности могут испытывать исполнители этой пьесы?
 
Во-первых, нелегко будет справиться с быстрым темпом. Во-вторых, если сыграть пьесу в медленном темпе, то можно заметить, что в основе мелодии лежит интонация из трех звуков, последний из которых постоянно изменяется, и в быстром темпе нелегко попасть пальцем на нужную клавишу! А музыка от этого приема становится шутливой и затейливой, как раз под стать клоунаде. Можно предложить ребятам сочинить дома под эту музыку пластический этюд или пантомиму, передающие характер ее персонажей. Продолжить знакомство с цирком можно песней, в которой идет речь о цирковых животных, например «Добрые слоны» А. Журбина (слова В. Шленского).
 
«Дом, который звучит». Так образно назван разворот учебника-тетради, который вводит детей в мир музыкального театра. (В учебниках для II—IV классов будет самостоятельный раздел «В музыкальном театре».) Тем ребятам, кто научился различать в музыке песенность, танцевальность и маршевость, будет просто совершать путешествия в такие музыкальные страны, как опера и балет. В жизненном и музыкальном опыте детей наверняка есть первичные представления о том, что герои опер поют, а балетов — танцуют. И пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов часто становятся известные всем с детства народные сказки («Снегурочка», «Волк и семеро козлят»), былины («Садко»), а также сказки, сочиненные писателями («Конек-горбунок» П. Ершова, «Муха-цокотуха» К. Чуковского, «Щелкунчик» Т. Гофмана и др.).

В Москве в 1964 г. на Воробьевых горах Натальей Ильиничной Сац (1903— 1994) был создан первый в мире детский музыкальный театр. Сейчас он известен во всех странах. Эмблема театра — синяя птица на золотой арфе (скульптор В. Клыков) — символ мечты о счастье. На уроке дети рассматривают, а затем раскрашивают рисунки в учебнике- тетради, на которых изображены разные персонажи музыкальных спектаклей. Задача учителя — озвучить зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: «В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?» При этом не стоит забывать о том, что в операх и балетах песенная, танцевальная и маршевая музыка часто «встречается» вместе.
 
В процессе знакомства с музыкальным театром могут звучать уже известные и новые фрагменты из балетов «Щелкунчик» П. Чайковского, «Конек-горбунок» Р. Щедрина («Золотые рыбки») и опер «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-цокотуха» М. Красева, «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Эти фрагменты ребята могут не только слушать, но и исполнять так, как это было рекомендовано ранее. «Опера-сказка». На этом развороте происходит более детальное знакомство детей с двумя хорами из детских опер.

Важно, чтобы в процессе слушания и исполнения этих фрагментов учащиеся поняли, что персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики — мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. Важно, чтобы знакомство с оперным спектаклем превратилось для ребят в увлекательный урок с элементами репетиционной работы (пение, движения, музицирование, танцевальные номера и пр.) и сценического действия (драматизация). Так, темы из детской оперы «Волк и семеро козлят» можно не только петь, но и изображать выразительными движениями (например, Бодайка бодается, показывая высокий и низкий звуки своей темы), пританцовывать, маршировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмическое сопровождение, организовать «Военную игру» и др.

Радостное настроение хора «Семеро козлят» часто провоцирует громкое, форсированное, крикливое пение, поэтому учитель должен как можно больше подчеркивать песенный, напевный характер мелодии при упругом, четком ритмическом рисунке. Нужно отрабатывать одновременные окончания в конце фраз (особенно на закрытых слогах), стремиться к подчеркиванию логических ударений в словах и целых фразах, смягчать произношение окончаний. Напомним, что исполнение хора органично соединяется с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями.

Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха» также связан с приподнятым, праздничным настроением. Веселая, задорная музыка, в которой, в зависимости от того, о каком персонаже поется, часто меняется темп и динамика, потребует 37 специальной работы над различным характером звуковедения, то legato, то non legato, над четким произношением согласных в конце слов (особенно бом, топ). Очевидно, ребята обратят внимание на призывную, «раскачивающуюся» начальную интонацию (две нисходящие квинты), изображающую удары в колокол.

«Ничего на свете лучше нету…»
Так словами известной «Песенки друзей» из музыки к мультипликационному фильму «Бременские музыканты» назван еще один разворот учебника. Цель его — познакомить учащихся с музыкой, написанной специально для мультфильма, снятого по одноименной сказке братьев Гримм. Фрагменты музыкальной фантазии Г. Гладкова (на слова Ю. Энтина) из этого мультфильма составляют содержание урока. Пусть ребята попробуют создать свой собственный рисованный мультфильм, ориентируясь на характер звучания следующих фрагментов фантазии: «Песня друзей и приезд в город», «Марш-парад», «Трубадур и Принцесса», «Изгнание из города», «Музыканты уезжают», «Дуэт Принцессы и Трубадура», «Песня и танец Атаманши и разбойников», «Музыканты пугают разбойников», «Песня охраны», «Песня музыкантов-„разбойников“ и разгон стражи», «Притворная песня Трубадура», «Драка в избушке», «Принцесса и Трубадур», «Менуэт во дворце», «Новый танец во дворце», «Ночь и рассвет», «Песня друзей и появление Трубадура с Принцессой». С учащимися можно разучить фрагменты, данные в хрестоматии для учителя («Песенка друзей», «Песня Трубадура»), познакомить их с «Песней и танцем Атаманши и разбойников», «Менуэтом во дворце».
 
Поинтересуйтесь, знают ли первоклассники, почему юношу называют Трубадуром.

Дополнительная информация

Трубадуры — так называли во Франции в конце XI — начале XIII в. поэтов-певцов. Это слово означает «находить, изобретать, слагать стихи, воспевать». Трубадуры — представители светского искусства, владевшие музыкальной грамотой (сохранилось 264 песни с нотной записью). Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виела (виола), арфа и другие инструменты.
Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура). Менестрели, носители народного музыкального искусства, оказывали влияние на творчество трубадуров, придавали их произведениям черты народной песенности. Название «менестрели» часто распространялось на придворных и странствующих трубадуров (с XIII в. эти слова становятся синонимами).
 
В последующих классах творчество менестрелей можно будет сравнить с творчеством гусляров, скоморохов на Руси, выявить их сходство и различие. В IV классе в связи с пьесой М. Мусоргского «Старый замок» учащимся предлагается познакомиться с «Песней франкского рыцаря» (XII в.) и разучить ее. Работа, связанная с музыкальной фантазией Г. Гладкова и мультфильмом «Бременские музыканты», может вылиться в яркое, праздничное событие, если к этой музыке обратиться в следующих классах и разыграть ее силами учащихся всех начальных классов. Можно объявить конкурс на лучшего исполнителя той или иной роли, на наиболее выразительные атрибуты каждого из персонажей. Для этого следует выбрать жюри, прежде всего из самих детей, которые будут выставлять оценки-баллы участникам конкурса и присуждать призы победителям праздника. 

«Афиша. Программа». Это обобщающий разворот. С его помощью можно проследить за тем, какие произведения полюбились детям, остались в их памяти. Задания, помещенные на этом развороте, дети могут выполнить дома. В любом случае сценарий урока будет носить импровизированный характер и «озвучиваться» теми произведениями, которые укажут дети в афише и программе.
 
Учитель может показать учащимся настоящие афишу и программу какого-либо концерта, спектакля, сравнить их с детскими работами. Учитель может сыграть, спеть или дать послушать в записи фрагмент сочинения, который запомнился ему самому после посещения концерта, оперного или балетного спектакля или просмотра их по телевизору.
 
«Твой музыкальный словарик». Это заключительный разворот учебника- тетради, к которому первоклассники обращаются в течение года и заполняют его по мере накопления музыкальных впечатлений и знакомства с теми или иными музыкальными понятиями.

Завершающее занятие с музыкальным словарем можно превратить в увлекательный урок-концерт, где по качеству детского исполнительства, а также восприятия музыки можно будет определить уровень их музыкальной культуры — заинтересованное отношение к музыке, запас музыкальных впечатлений, качество формирования исполнительских навыков, знание определенных понятий и терминов (жанры, музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, элементы музыкальной грамоты, сведения о композиторах, исполнителях, слушателях, свои первые опыты сочинения музыки и т. п.).

1 Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский) — музыкальное произведение — опера, балет, вокальная или инструментальная пьеса, связанные с идиллическим изображением сельской жизни, природы. Основные черты инструментальной пасторали: главное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, размер сицилианы — 6/8 или 12/8 с характерным пунктирным ритмом, выдержанные звуки (бурдон) в сопровождении.

2 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2004. — С. 25.
 
3 См.: Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. — М., 2004. — С. 19.

4 Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский танец. Произошел от народного хороводного танца провинции Пуату. В XVII в. при короле Людовике XIV стал придворным танцем. Музыкальный размер 3/4. В России менуэт появился в начале XVIII в., его танцевали на ассамблеях Петра I.

5 Волынка — народный духовой язычковый инструмент. Состоит из резервуара — меха (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука. Воздух нагнетается ртом или накачивается нажимом локтей на специальные «педали». Применяется с древнейших времен как сольный, так и в различных ансамблях, главным образом для сопровождения танцев.

6 В XVIII в. мюзет вошел в придворные оперно-балетные дивертисменты; встречается в произведениях Г. Генделя, В.-А. Моцарта, в английских сюитах И.-С. Баха, позднее в произведениях А. Глазунова, М. Равеля.
 
7 См.: фонохрестоматия к учебнику «Музыка»: 3 класс / Сост. Е. Д. Критская и др. 

 II—IV КЛАССЫ

РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки.

Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов — композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру — опере — такой путь развития проходят учащиеся II—IV классов, изучая раздел «Россия — Родина моя».
 
II к л а с с
Вводный разворот учебника для II класса ориентирует учителя на разработку такого сценария урока, благодаря которому школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой на уроках в этом классе с произведений М. Мусоргского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева — золотого фонда мировой музыкальной культуры. (С этими страницами учебника перекликаются развороты в рабочей тетради: «Музыка вокруг нас», «Как появляется музыка».)
 
«Рассвет на Москве-реке». Мелодией вступления «Рассвета на Москве-реке» к опере «Хованщина» гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839—1881) открывается первый урок музыки в этом классе. На нотной строчке только три такта — фрагмент вступления. Возможно, наличие этого произведения в начальной школе вызовет у учителя некоторую обеспокоенность. Но в учебник включена не опера «Хованщина», а дивная русская мелодия — родной песенный мотив, музыка, прошедшая испытание временем.

На первом уроке достаточно сыграть главную тему на фортепиано, спеть ее с учащимися в удобной для них тональности, послушать тему и несколько ее вариаций в оркестровом звучании (увести звук, если внимание учащихся будет ослабевать).

Примерные вопросы к учащимся:
— На что похожа эта мелодия (песня, танец, марш)?
— Какому народу близка эта музыка?
— Эту мелодию написал композитор или она народная?
— Какие интонации помогают вам узнать, а точнее, услышать время суток, изображенное в музыке?
— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
 
При первичном прослушивании не стоит называть фамилию композитора. Можно предложить детям самим придумать название произведения. (Хорошо, если второклассники найдут слова, характеризующие мелодию, например: тихая, светлая, спокойная, порывистая, стремительная, утренняя, рассвет, солнце встает; затем откроют страницу учебника, рассмотрят данный разворот и еще раз послушают музыку.) В дальнейшем они неоднократно будут обращаться к этому произведению.
 
«Здравствуй, Родина моя!» «Моя Россия». Эти развороты знакомят учащихся с песнями Ю. Чичкова (слова К. Ибряева) и Г. Струве (слова Н. Соловьевой) о Родине, о родном крае. Песни контрастны и по форме, и по характеру исполнения, имеют различные средства музыкальной выразительности. Их объединяет одно — светлое, радостное, поэтичное отношение человека, любующегося своим краем.

Опыт показывает, что песню «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова дети легко разучивают, с удовольствием ее исполняют и она надолго запоминается. Песня «Моя Россия» Г. Струве сложнее, особенно в отношении фразировки, дыхания. С этой песни начинается освоение куплетной формы (запев и припев). Не стоит стараться выучить ее за 2—3 занятия, лучше найти повод обратиться к ней не раз; например, в этом же классе она может служить музыкальным эпиграфом к разделу «Гори, гори ясно…».

В III классе ее можно сопоставить с романсами русских композиторов (см. развороты «Природа и музыка» и «Звучащие картины»). В IV классе сравнение этой песни с «Песней о России» В. Локтева на слова О. Высотской и русской народной песней «Ты река ль, моя реченька» позволит учащимся не только ярче ощутить вокальное начало русской песенности, выработать навык кантиленного пения, но и понять, какими средствами выразительности достигается именно такой характер музыки, узнать особенности куплетной формы. Целесообразно обратить внимание учащихся на оформление этих песен в учебнике, включая рисунок и ноты.
 
С первых занятий нотная запись помогает детям получить представление о мелодии и аккомпанементе: короткие, энергичные фразы мелодии и задорный аккомпанемент первой песни (его дети могут исполнить на воображаемом фортепиано или две басовые ноты сыграть в четыре руки с учителем на реальном инструменте). Повторяющиеся интонации, напевные фразы второй песни, вписанные в изображение радуги, создают настроение светлой радости. Для ориентации в нотной записи помощь окажет страничка «Музыкальная азбука» в рабочей тетради. Задания, помещенные на этих страницах, ребята могут выполнить дома.

«Гимн России». На развороте представлены фрагменты нотного и литературного текстов Гимна России (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова), Государственные флаг и герб России, а также своего рода символы России: Красная площадь, храм Христа Спасителя, здание Большого театра. Задания в рабочей тетради на страницах, которые озаглавлены поэтической строчкой «Россия, Россия, нет слова красивей» из песни Ю. Чичкова (стихи Ю. Разумовского), подводят некоторый итог работы по данному разделу. 

Ill к л а с с
 
В разделе «Россия — Родина моя» углубляется понимание мелодии как основы музыки — ее души. В связи с этим естественным будет обращение к музыке П. И. Чайковского к фрагменту 2-й части Четвертой симфонии (аналогично обращению к мелодии «Рассвета…» из оперы Мусоргского во II классе).

«Мелодия — душа музыки». «Мелодия» — слово, красивое само по себе, мягкое, благородное (от греч. мелодия, мелос, т. е. напев, песня). Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. Если линия в пространстве состоит из точек, то линия во времени состоит из звуков. Мелодические линии, как и линии графические, могут быть прямыми, жесткими, волнообразными, гибкими, ломаными, хрупкими, примитивными и изысканными, томными и энергичными, простыми и сложными.

Как человеческая речь состоит из сопряженных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является речью, так и не всякое последование звуков является мелодией. Мелодическую мысль образует певучесть, музыкальная связанность, завершенность.
 
Пусть ребята, вслушиваясь в тему 2-й части Четвертой симфонии, задумаются о том, с чем связана эта музыкальная мысль, поразмышляют над словами П. Чайковского и ответят на вопросы учебника. Мелодия предстает перед учащимися как любовь человека к жизни, к природе, другим людям. (Ведь как сказал А. Пушкин, «и любовь — мелодия».) Все это определяет круг размышлений учащихся, связанных с симфонией П. Чайковского, романсами русских композиторов (М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Г. Свиридова), представленными на страницах учебника, и воспитывает родственное отношение к миру. Обращение к этим сочинениям поможет развить в детях способность откликаться и воспринимать сокровенные движения души человека, которые так тонко передает музыка.
 
Назад   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Далее

Назад