на главную контакты карта сайта

Поурочные разработки к учебнику "История России. XIX век". 8 класс 

А. А. ДАНИЛОВ, Л. Г. КОСУЛИНА

Поурочные разработки к учебнику «ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век» 8 класс

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОТ АВТОРОВ

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Урок 1. Внутренняя политика Александра I в 1801— 1806 гг.

Урок 2. Внешняя политика в 1801—1812 гг.

Урок 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Урок 4. Отечественная война 1812 г.

Урок 5. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813—1825 гг.

Урок 6. Внутренняя политика Александра I в 1815— 1825 гг.

Урок 7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Урок 8. Общественное движение при Александре I

Урок 9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Урок 10. Внутренняя политика Николая I

Урок 11. Социально-экономическое развитие в 1820—1850-е гг.

Урок 12. Внешняя политика Николая I в 1826— 1849 гг.

Урок 13. Общественное движение в годы правления Николая I

Урок 14. Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя

Урок 15. Образование и наука

Урок 16. Русские первооткрыватели и путешественники

Урок 17. Художественная культура

Урок 18. Быт и обычаи

ТЕМА II. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Урок 19. Накануне отмены крепостного права

Урок 20. Крестьянская реформа 1861 г.

Урок 21. Либеральные реформы 60—70-х гг.

Урок 22. Претворение реформ в жизнь

Урок 23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Урок 24. Общественное движение: либералы и консерваторы

Урок 25. Зарождение революционного народничества и его идеология

Урок 26. Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в.

Урок 27. Внешняя политика Александра II 2

Урок 28. Русско-турецкая война

Урок 29. Начало царствования Александра III

Урок 30. Внутренняя политика Александра III

Урок 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III

Урок 32. Положение основных слоев общества: крестьянство и дворянство

Урок 33. Положение основных слоев общества: буржуазия, пролетариат, духовенство, интеллигенция, казачество

Урок 34. Общественное движение в 80—90-х гг.

Урок 35. Внешняя политика Александра III

Урок 36. Просвещение и наука

Урок 37. Литература и изобразительное искусство

Урок 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Урок 39. Быт: новые черты жизни города и деревни 

ОТ АВТОРА

 Уважаемые коллеги! Данное учебное пособие содержит поурочные разработки школьного курса истории России XIX в. применительно к выходящему с 2000 г. в издательстве «Просвещение» учебнику для 8 класса «История России. XIX век». Одновременно с «Поурочными разработками» выходит «Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Авторы ставили перед собой задачу помочь учителю выбрать оптимальный вариант комплексного использования возможностей учебника и рабочей тетради в организации учебного процесса. В пособии определяются образовательные цели и планы уроков, содержится перечень основных знаний и понятий, которыми должен овладеть учащийся в процессе изучения нового материала, а также список исторических деятелей, о которых учащимся необходимо знать, даются рекомендации по оборудованию уроков, список литературы для учителей, материалы, дополняющие содержание учебника. Приводятся также вопросы и задания для проведения бесед, тесты, темы для докладов и сообщений учащихся.

С учетом существующих сегодня разнообразных методических подходов к проведению уроков авторы сочли возможным предложить различные их варианты.

Мы надеемся, что предлагаемый вашему вниманию материал поможет провести уроки по истории России XIX в. на высоком научном и методическом уровне, с учетом конкретных условий и индивидуальных возможностей учащихся. 

ТЕМА I. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

У р о к 1. Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг.

Цель урока: сформировать представление об основных направлениях внутренней политики Александра I и условиях, определивших ее характер.

План урока:
1. Личность императора Александра I.
2. «Не╜гласный комитет».
3. Первые преобразования.

Основные понятия: либерализм; самодержавная власть; манифест; реформа; амнистия; министерство; «вольные хлебопашцы».

Основные даты:
1801—1825 гг. — правление Александра I;
1802 г. — реформа высших органов власти;
1803 г. — реформа народного просвещения;
1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»;
1804 г. — аграрная реформа в Прибалтике.

Персоналии: Ф. Лагарп; П. А. Строганов; Н. Н. Новосильцев; А. А. Чарторыйский; В. П. Кочубей.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000;
Данилов А. А., Косули╜на Л. Г.

Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994;
Государственные деятели России XIX — начала XX в.:
Биографический справочник. — М., 1995;
Данилов А. А. Справочные материалы по истории России IX—XIX вв. — М., 1997;
Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.

Методические приемы организации урока

Начать урок целесообразно с рассказа учителя о личности императора Александра I, особенностях его характера, воспитания при дворе Екатерины II, отношениях с отцом. В ходе рассказа можно привлечь уже знакомый учащимся учебный материал по истории царствования Павла I, задать им вопросы, нацеленные на проверку и закрепление знаний по этому материалу. Затем можно задать вопросы: какие пути развития открывались перед страной после переворота 1801 г.? Какую политическую линию в силу особенностей личных качеств мог предложить обществу Александр I? Важно показать учащимся роль Ф. Лагарпа в формировании политической программы Александра I. Ф. С.

Лагарп — швейцарец по происхождению, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов, был для Александра с 1783 г. не просто учителем, но и нравственным авторитетом, наставником. Благодаря ему взгляды Александра в юности носили весьма радикальный характер: великий князь симпатизировал Великой французской революции и  республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, фаворитизм, взяточничество. Пороки петербургского двора со временем сформировали у Александра отвращение к политике, желание не принимать в ней участие. Впервые уже при жизни Екатерины II он так оценивал ее желание возвести его на престол, минуя отца — Павла: «Если верно, что хотят посягнуть на права отца моего, то я сумею уклониться от такой несправедливости. Мы с женой спасемся в Америку, будем там свободны и счастливы, и про нас больше не услышат». Настроения будущего императора изменились лишь после высылки Лагарпа из Петербурга. Важно отметить и то, что контакты Лагарпа с Александром сохранялись и после его отъезда за границу. После воцарения Алек╜сандра Лагарп предостерегал своего воспитанника от радикальных шагов: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для ее величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».

Можно предложить учащимся прокомментировать и оценить эти слова Лагарпа. Центральное место в рассказе учителя должна занять деятельность «Негласного комитета». Раскрывать содержание этого вопроса предпочтительно через характеристики входивших в его состав государственных деятелей.

Граф Павел Александрович Строганов (1772—1817) родился в Париже и был крестником будущего императора Павла. В 1786 г. был зачислен адъютантом к князю Г. А. Потемкину. В 1787 г. вместе со своим воспитателем Ш. Ж. Роммом (ставшим в годы Великой французской революции видным ее деятелем, автором «республиканского календаря», одним из последних монтаньяров) отправился за границу и сам стал участником революционных событий. Он записался в основанный Роммом клуб «Друзей закона», позднее вступил в Якобинский клуб. Эта его деятельность не прошла незамеченной для Екатерины II: Павел Александрович был вызван в Россию и отправлен в ссылку в подмосковное село Братцево. Лишь после смерти императрицы и вступления на престол своего крестного отца Павла I Строганов смог вернуться ко двору, где сблизился с цесаревичем Александром, стал его близким другом и доверенным лицом. Он сразу признал итоги переворота 11 марта 1801 г. В мае того же года он подал царю записку, в которой предлагал учредить «Негласный комитет» из числа сторонников государственных преобразований с целью предварительного обсуждения реформаторских законопроектов. Он стал не только автором создания «Негласного комитета», но и самым активным его участником. Предлагал упразднить крепостничество, отстаивал французскую систему организации народного образования, при которой низшие учебные заведения носят общеобразовательный характер, а специальное образование приобреталось в высших учебных заведениях. В 1802—1807 гг. был товарищем министра внутренних дел. Сенатор. Выполнял важные дипломатические поручения царя. Однако после отказа Александра I от либерального курса в знак протеста отошел от политической деятельности и поступил на военную службу простым волонтером (имея чин тайного советника, равный генеральскому званию). Принимал активное участие в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и русско-турецкой войне 1806—1812 гг. В период Отечественной войны командовал сводной казачьей дивизией, участвовал в заграничном походе 1813—1814 гг., имел звание генерал-лейтенанта. После гибели в 1814 г. его единственного сына Павел Александрович вышел в отставку и вскоре умер.

Николай Николаевич Новосильцев (1761—1836) был племянником графа А. С. Строганова, в семье которого он жил и воспитывался. В детстве был записан в пажи. В 1783 г. поступил на военную службу в чине капитана. Отличился в войне со Швецией (1788—1790), обратив на себя внимание великого князя Александра. Участвовал в подавлении Польского восстания 1794 г. После смерти Екатерины II был вынужден уйти в отставку и покинуть Россию. В Лондоне он в течение четырех лет слушал лекции в университете. После возвращения в Россию был одним из активных участников дворцового переворота 11 марта 1801 г., а вскоре стал и одним из самых авторитетных членов «Негласного комитета». В частности, предложил идею реформирования коллегий в министерства. Выполнял также и ответственные дипломатические поручения. В 1813 г. был назначен вице-президентом временного совета Варшавского герцогства, а в 1815 г. — императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Отличался антипольскими настроениями, выступал за отмену польской конституции 1815 г. В Петербург возвратился только в 1831 г., где стал членом Государственного совета, а в 1832 г. возглавил Государственный совет и Комитет министров, был пожалован титулом графа.

Князь Адам Адамович Чарторыйский (1770—1861) прожил большую и сложную жизнь. Он был представителем одного из самых знатных и влиятельных польских родов. После третьего раздела Речи Посполитой был отозван в Петербург и поступил на службу при дворе. Здесь он вскоре сблизился с великим князем Александром. В 1799 г. был назначен посланником России в Сардинском королевстве. Лишь после переворота 1801 г. был возвращен императором Александром в Петербург, где стал вначале товарищем министра иностранных дел, а в 1804 г. — министром иностранных дел России. В 1805 г. выдвинул идею восстановления польского государства в границах 1772 г., связанного с Россией династической унией. Однако последовавшее сближение России с Пруссией показало несбыточность этих планов, после чего Чарторыйский вышел в отставку с поста министра. Он оставался сенатором, членом Государственного совета, являлся попечителем Виленского учебного округа. С образованием в 1815 г. Царства Польского он вначале вошел в состав временного правительства, но вскоре вышел в отставку. Выступал за присоединение к Царству Польскому Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. Во время Польского восстания 1830—1831 гг. занимал в созданном сеймом правительстве пост председателя и главы внешнеполитического ведомства. После подавления восстания эмигрировал в Париж, где провел остаток жизни, возглавляя аристократический лагерь польской эмиграции. 

Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) был племянником светлейшего князя А. А. Безбородко, в доме которого воспитывался. Служил в русской миссии в Швеции, затем в Лондоне. С 1792 по 1797 гг. состоял русским посланником в Турции. В 1798 г. назначен вице-канцлером Коллегии иностранных дел. После вступления на престол Александра I вошел в состав «Негласного комитета», где показал себя сторонником умеренных реформ. В 1801—1802 гг. возглавлял Коллегию иностранных дел. В 1802— 1807 и 1819—1823 гг. возглавлял Министерство внутренних дел. В декабре 1826 г. возглавил учрежденный Николаем I Особый комитет для подготовки проектов государственных преобразований. В 1827 г. стал председателем Государственного совета и Комитета министров.

Вопросы и задания для собеседования:
1. Какие альтернативы стояли перед страной в начале XIX в.?
2. Дайте оценку личности Александра I.
3. Как черты характера молодого императора влияли на его политический курс?
4. В чем вы видите главное назначение «Негласного комитета»?
5. Как вы можете оценить его роль?
6. Дайте общую оценку первым преобразованиям Александра I.

Темы докладов и сообщений:
1. Александр I: человек и государь.
2. «Негласный комитет»: первые проекты и их значение.
3. Реформа государственного управления 1802 г.
4. Значение реформы народного просвещения 1803 г.
5. Указ о «вольных хлебопашцах» и его значение.

Домашнее задание: § 1 учебника, вопросы и задания к нему; вписать в словарь новые термины; самостоятельно изучить материалы параграфа; выполнить задания из рабочей тетради.

У р о к 2. Внешняя политика в 1801—1812 гг.

Цель урока: показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.

План урока:
1. Участие России в третьей антифранцузской коалиции.
2. Россия на Кавказе.
3. Россия в войнах 1806—1807 гг.
4. Тильзитский мир и его последствия.
5. Война со Швецией 1808—1809 гг.
6. Русско-турецкая война 1806— 1812 гг.
7. Война с Ираном 1804—1813 гг.
8. Разрыв франко-русского союза.

Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм.

Основные даты: 1801 г. — добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии;
1805 г. — формирование третьей антифранцузской коалиции;
1806 г. — формирование четвертой антифранцузской коалиции;
1804—1813 гг. — война с Ираном;
1806—1812 гг. — война с Турцией;
1807 г. — Тильзитский мир;
1808— 1809 гг. — война со Швецией.

Персоналии: М. И. Кутузов; Д. Н. Сенявин; великая княгиня Екатерина Павловна; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; П. С. Котляревский; И. В. Гудович.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику 8 «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. Литература для учителя: Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.

Методические приемы организации урока

Начать изложение нового материала следует с вопросов на повторение. Учащимся можно предложить вспомнить материал 7-го класса об участии России во второй антифранцузской коалиции и ответить на вопрос: чем можно объяснить участие России в борьбе с революционной Францией?

Далее следует уточнить: чем была вызвана перемена в этой позиции в конце царствования Павла I? Перед учащимися можно поставить вопрос о том, в чем состояла специфика международного положения России в начале века. Далее следует рассказ учителя (возможно, в виде лекционного материала). При рассказе целесообразно особо остановиться на причинах, содержании и последствиях заключения Тильзитского мира России с Францией. Для этого можно использовать довольно яркую характеристику обстановки во время переговоров, которая приведена в воспоминаниях их участника Д. В. Давыдова — будущего героя Отечественной войны: Я не спускал глаз с государя. Мне казалось, что он прикрывал искусственным спокойствием и даже иногда веселостию духа чувства, его обуревавшие и невольно высказывавшиеся в ангельском его взгляде и на открытом, высоком челе его. И как могло быть иначе? Дело шло о свидании с величайшим полководцем, политиком, законодателем и администратором, пылавшим лучами ослепительного ореола дивной, почти баснословной жизни, с завоевателем, в течение двух только лет, всей Европы, два раза поразившим нашу армию и стоявшим на границе России. Дело шло о свидании с человеком, обладавшим увлекательнейшим даром искушения и вместе с тем одаренным необыкновенной проницательностью в глубину характеров, чувств и мыслей своих противников. Дело шло не об одном свидании с ним, а, посредством этого свидания, об очаровании очарователя, об искушении искусителя, о введении в заблуждение светлого и положительного гениального его разума (Давыдов Д. В. Соч. — М., 1962. — С. 244—245).

Вместе с учащимися это положение следует прокомментировать. Для придания разговору о внешней политике конкретно-исторического характера можно более подробно охарактеризовать упоминаемые в учебнике персоналии. О М. И. Кутузове подробно говорится в учебнике. О других персоналиях можно использовать следующий материал. Дополнительный материал для учителя Великая княгиня Екатерина Павловна (1788—1819) была четвертой дочерью Павла I и его жены Марии Федоровны. С раннего детства 9 отличалась острым умом, веселым и общительным нравом. Была любимицей старшего брата Александра. После заключения Тильзитского мира, когда авторитет Александра I заметно пошатнулся, часть высших лиц государства не исключала возможности его замены на престоле именно сестрой Екатериной Павловной. В 1808 г. обсуждалась возможность брака Екатерины Павловны с Наполеоном. Однако замужество ее состоялось в 1809 г. с принцем Ольденбургским, назначенным вскоре тверским, новгородским и ярославским генерал-губернатором. Именно Е. П. подсказала Н. М. Карамзину идею написания записки «О древнейшей и новой России в ее политических и гражданских отношениях», направленную против реформаторского курса. Выступая против реформ М. М. Сперанского, Е. П. способствовала его отставке.

В условиях начавшейся Отечественной войны 1812 г. Е. П. одной из первых поддержала идею о созыве народного ополчения и сформировала из своих удельных крестьян особый егерский полк. В 1813—1815 гг. сопровождала Александра I в заграничном походе русской армии, присутствовала на заседаниях Венского конгресса. Вторым браком Е. П. была замужем за принцем Вюртембергским, вскоре ставшим королем. В Вюртемберге основала благотворительное общество, оказывала помощь населению в период голода 1816 г. Иван Васильевич Гудович (1732—1820) был одним из наиболее крупных военачальников России начала XIX в. Образование получил в университетах Кенигсберга, Галле, Лейпцига, после чего поступил на службу в инженерные войска. Отличился он уже в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. В 1785 г. был назначен генерал-губернатором Рязанской и Тамбовской губерний. Во время русско-турецкой войны 1787— 1791 гг. руководил взятием Хаджибея (Одессы), Килии, был назначен кавказским генерал-губернатором. Авторитет Гудовича был непререкаем настолько, что даже смена власти в конце 1796 г. не привела его к падению, постигшему всех удачливых полководцев екатерининского царствования. Он был назначен военным губернатором Киева. После прихода к власти Александра I Гудович в уже преклонном возрасте (74 года) был назначен командующим войсками в Закавказье и сумел добиться успеха в покорении Бакинского, Шекинского и Дербентского ханств. За победу под Арпачаем был пожалован в чин генерал-фельдмаршала. В 1809 г. был назначен московским генерал-губернатором, членом Государственного совета, сенатором. В отставку ушел лишь в 1812 г. на 80-м году жизни.

Вопросы и задания для собеседования:
1. Почему войны против Франции носили коалиционный характер?
2. В чем вы видите положительные и отрицательные последствия Тильзитского мира 1807 г.?
3. Как изменилось отношение к России ее бывших союзников по антифранцузским коалициям после заключения Тильзитского соглашения?
4. Какие статьи Тильзитского мира были особенно тяжелы для России? Почему?
5. Почему русскому дворянству и купечеству была невыгодна континентальная блокада?
6. Чем можно объяснить обострение отношений России с Ираном и Турцией в начале XIX в.?
7. Почему Россия начала войну против Швеции, являвшейся ее союзником по антифранцузской коалиции?
8. Чем вы можете объяснить причины разрыва франко-русского союза?
9. Приведите примеры нарушения Наполеоном и Александром Тильзитского соглашения.

Темы докладов и сообщений:
1. Тильзитский мир и его последствия.
2. М. И. Кутузов в русско-турецкой войне 1806—1812 гг.
3. Россия в антифранцузских коалициях начала XIX в.
4. Россия и Закавказье в начале XIX в.
5. Русские генералы-герои военных кампаний начала XIX в.

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания к нему; задания к документам. Задание в рабочей тетради к § 2.

У р о к 3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; проанализировать причины их неполной реализации; определить последствия принятых по его предложению решений.

План урока:
1. Личность М. М. Сперанского.
2. Проект политической реформы.
3. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Основные понятия: реформа; законопроект; статс-секретарь; разделение властей; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; политические права; избирательное право.

Основные даты:
1809 г. — «Введение к уложению государственных законов»;
1810 г. — создание Государственного совета;
1812 г. — отставка Сперанского.

 Персоналии: М. М. Сперанский; Н. М. Карамзин.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000;
Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997; Томсинов В. А.
Светило российской бюрократии: Исторический портрет М. М. Сперанского. — М., 1991; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.

Методические приемы организации урока
Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума. Рассказывают, что он «превратился на время в отшельника, оставлял свой кабинет только для бесед с царем» о готовившейся реформе. Он собрал все свои ранние записки (именно их идеи и были положены в основу проекта), конституции разных государств  Европы и Америки. Многие вечера проходили в продолжительных беседах Сперанского с императором по различным вопросам разрабатываемого проекта. Сохранилась запись одной из бесед под названием «Рассуждение о духе и зрелости политической реформы в России».

В письме 1813 г. из пермской ссылки Сперанский напоминал Александру, как готовился этот план политической реформы: «В конце 1808 года, после разных частных дел, ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом ваших мыслей, доставляя мне бумаги, прежде вам вошедшие, и нередко удостоивая провождать со мною целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Из всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений вашего величества надлежало наконец составить одно целое. Отсюда произошел План всеобщего государственного образования». Для его разработки Сперанскому потребовалось около девяти месяцев.

В октябре 1809 г. этот план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру. «Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России. Этот план воплотил в себе идеи и опыт Сперанского за предшествовавшее десятилетие. Во вводной части проекта Сперанский дал четкое объяснение причин необходимости (и неотложности в данный момент) государственных преобразований в России: «Время является первоосновой и источником всех политических нововведений. Ни одно правление, находящееся не в гармонии с духом времени, не может противостоять модному воздействию этого духа». Этот «новый дух времени» овладел и Россией, которая стоит на пороге серьезных социальных потрясений и положение которой сходно с тем, в каком находилась Франция перед революцией 1789 г. Первым показателем этого служит тот факт, что в народе исчезает уважение к чинам, орденам и прочим отличиям лиц, наделенных ими. Точно такое же явление наблюдалось «и во всех государствах в той эпохе, когда феодальная система приближалась к своему падению».

Вторым показателем служит «моральное ослабление» власти — падение ее авторитета в глазах народа. Причину этого следует искать не в действиях конкретных лиц государственного управления, а в том, что «образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления». Отсюда Сперанский делает вывод: «Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа». Да, Россия стоит на грани революции, но революцию можно предотвратить путем своевременно принятых мер — проведения необходимых политических преобразований, так сказать, путем «революции сверху» (и здесь легко усматривается намек Сперанского на то, что разработанный им План государственного преобразования и есть та мера, которая предотвратит «бешенство страстей народных», «необузданную вольность и безначалие»). Сперанский убежден в возможности в России «революции сверху», без участия народных масс: «Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей  части среди жестоких политических превращений. Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы».

Именно теперь настало время проведения в России кардинальных преобразований, рассуждает далее Сперанский, ибо возможность «частных» (частичных) перемен миновала, да это и не даст желаемых результатов. «Все исправления частные, все, так сказать, пристройки к настоящей системе были бы весьма непрочны. Пусть составят какое угодно министерство, распорядят иначе части, усилят и просветят полицейские и финансовые установления, пусть издадут даже гражданские законы: все сии введения, быв основаны единственно на личных качествах исполнителей, ни силы, ни твердости иметь не могут».

Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западно-европейских стран, т. е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины — «от кабинета государева до волостного правления» — путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении, однако, самодержавной власти монарха. «Три великие системы издревле разделяли политический мир, — писал Сперанский, — система республик, система феодальная и система деспотическая. Первая под различными наименованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. Третья ни меры, ни границ не допускала. Примеры первой системы мы видели в республиках греческих и в Римской. Вторая система основалась на Севере и оттуда распространилась по всей Европе. Третья утвердила свое владычество на Востоке». Современный ему политический строй России Сперанский относил к «власти самодержавной», которая не была ограничена законом, и, следовательно, главная идея Сперанского, высказанная им еще в записках 1802—1803 гг. и заложенная в План в 1809 г., заключалась в том, чтобы «самодержавное правление учредить на непременяемом законе», что не только не ограничило бы самодержавную власть, но придало бы ей силу и авторитет.

Позднее (в «пермском письме» 1813 г. Александру) он подчеркивал: «Весь разум сего плана состоял в том, чтоб посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сея власти более правильности, достоинства и истинной силы». Отметим, что за приоритет закона выступали тогда люди разных политических взглядов: не только Сперанский, декабристы, Пушкин (его ода «Вольность» — настоящий гимн закону и законности), но и А. П. Куницын, Н. С. Мордвинов, Н. М. Карамзин в своей «Записке о древней и новой России», неоднократно заявлял о соблюдении законности монархом и сам Александр I. Другое дело, что у каждого деятеля и мыслителя было свое понимание того, кто должен издавать законы и какой характер эти законы должны носить.

В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны. В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы. В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) «составляется собрание» — волостная дума. В нее избираются также и представители («старшины») от казенных селений из расчета — один представитель от 500 крестьян. Волостная дума избирает председателя, секретаря и депутатов в окружную думу, дает им «представления» (наказы) о нуждах волости, рассматривает бюджет и т. п. В центре округа — окружном городе (в губернии предполагалось от двух до пяти округов) — также каждые три года созывается окружная дума из депутатов от волостных дум. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах, что и волостная дума, но уже в границах своего округа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны — Государственную думу (она называлась также «Думой империи»). Председатель (или «канцлер») Думы назначался «верховной властью» (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов.

В системе высших органов государственной власти Государственная дума занимает положение, «равное Сенату». Она собирается «без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце» и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить, назначив новые выборы. «Предложение» на рассмотрение Думой законов «принадлежит одной державной власти». Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственного совета.

Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. В компетенцию Думы входило также издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже и залоге государственных имуществ. Думе дозволялось ставить вопросы о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам. 

Если новый законодательный акт нарушает основные законы империи или когда правительственные власти отказываются отвечать за свои действия, Дума могла по собственной инициативе предложить привлечь к судебной ответственности министра или иного высшего правительственного чиновника, предварительно уведомив о том императора. Дума получает ежегодные отчеты министров о их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но, по существу, это был консультативный, совещательный орган.

Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые, как было выше указано, избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Его назначение — «мирное разбирательство гражданских дел» и наложение взысканий за маловажные проступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений — гражданского и уголовного. Количество судей определялось размерами судебного округа. На тех же принципах строился и губернский суд. Высшей судебной инстанцией («верховным судилищем для всей империи») являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов — двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве.

По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм; в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей и судебное разбирательство является гласным. По такому же принципу, как и суды, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное и губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. «Управление государственное» (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810—1811 гг., завершивших министерскую реформу.

По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет. «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, — писал Сперанский, — в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения  в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном».

В своем проекте Сперанский ставит «два важные вопроса к разрешению: 1) должно ли в России допускать разделение состояний? 2) в чем должно состоять сие разделение?».

Рассматривая существующее разделение населения на привилегированные и непривилегированные сословия в России как следствие ее «феодального состояния», он считает правомерным сохранение сословных различий, или, выражаясь его языком, «разделение состояний», с различным уровнем их политических и гражданских прав. В настоящее время, указывает Сперанский, значительная часть населения не имеет ни политических, ни гражданских прав. Например, помещичьи крестьяне (в то время они составляли свыше 40% населения страны). Другая, еще более значительная часть населения — купцы, мещане, государственные крестьяне — имеют права гражданские, но не обладают правами политическими. Третья часть населения — дворянство (оно составляло немногим более 1% населения страны) — имеет все гражданские права, но также, хотя и не имеет прав политических, обладает рядом привилегий и в первую очередь правом владеть крепостными крестьянами. Сперанский предлагает в своем Плане предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени. Все сословия получали право обладать движимой и недвижимой собственностью, но только за дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и в своих ранних записках, как мы видели, разрабатывал проект его постепенной ликвидации. Вместе с тем «управление населенной местностью» (так деликатно Сперанский назвал владение землей с крепостными крестьянами) должно быть в строгих рамках закона.

Политические права должны быть предоставлены всем, имеющим собственность (впрочем, виды и размеры ее Сперанский определял). Соответственно этому он устанавливал новое «разделение состояний»: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) «народ рабочий», куда он включал не только помещичьих крестьян, но и «домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков», даже если они и имели движимую собственность; однако если они приобретали недвижимость, то могли перейти во второе «состояние» и тем самым получить и политические права. Неясно только, могли ли приобрести политические права крестьяне-собственники, которые сами являлись собственностью своих помещиков. Впрочем, в перспективе Сперанский предполагал, что крестьянам должна быть возвращена личная свобода, которая мыслилась как предоставление им права свободного перехода от одного помещика-землевладельца к другому (т. е. возвращение и Юрьева дня). По проекту Сперанского, все «состояния» должны обладать следующими общегражданскими правами: «1. Никто без суда наказан быть не может. 2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям. 3. Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею 16 по закону... 4. Никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям». Допуская переход из низшего «состояния» в высшее путем приобретения недвижимой собственности (а дворянства и «службою» — выслугой), проект предусматривал и утрату статуса этих двух «состояний»: дворянства «судом и публичным наказанием», «уклонением от службы», «вступлением в класс людей рабочих».

По смыслу проекта те же причины (за исключением «уклонения от службы») лишали статуса и «среднее состояние». Такова суть Плана государственного преобразования, представленного Сперанским. Это был план не конституционной, а самодержавной монархии, но европеизированного типа. (Подробнее см.: Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.)

Вопросы и задания для собеседования:
1. В чем вы видите причины постепенного отхода от дел членов «Негласного комитета»?
2. Какие личные качества Сперанского были отмечены Александром I и привели к его возвышению?
3. Какая идеология лежала в основе проекта Сперанского?
4. Что вы считаете главным в проекте Сперанского? Почему?
5. Какие положения проекта реформ Сперанского можно считать уступкой консервативным кругам? В чем это проявлялось?
6. Почему именно Карамзин выступил главным оппонентом Сперанского?
7. Какие положения статьи Карамзина «О древней и новой России» вы считаете основными? Почему?
8. Почему главные положения проекта Сперанского так и не были реализованы?
9. В чем состоит историческое значение реформаторской деятельности Сперанского?
10. Чем вы можете объяснить причины отставки Сперанского?
11. Какие политические силы выступали главными оппонентами Сперанского? Чем это можно объяснить?
12. Почему отставка Сперанского состоялась как раз накануне вторжения Наполеона в Россию?

Темы докладов и сообщений:
1. Личность М. М. Сперанского.
2. Реформаторский проект Сперанского.
3. Причины и последствия отставки Сперанского.
4. Аракчеев и Сперанский. 5. Сперанский глазами современников.

Домашнее задание: § 3 учебника; задания из рабочей тетради к § 3.

У р о к 4. Отечественная война 1812 г.

Цель урока: сформировать представление учащихся о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы народов России в войне.

План урока:
1. Начало войны. Планы и силы сторон.
2. Смоленское сражение.
3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.
4. Бородино.
5. Тарутинский маневр.
6. Партизанское движение.
7. Гибель «великой армии».

Основные понятия: Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны. 

Основные даты:
12 июня 1812 г. — начало войны; 2
6 августа 1812 г. — Бородинское сражение;
25 декабря 1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. — М., 1987; Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978; Богданов Л. П. Русская армия в 1812 году. — М., 1979; Глинка Ф. Н. Письма русского офицера. — М., 1990.

Методические приемы организации урока

 Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Вопросы и задания для собеседования:
1. Почему война России и Франции была неизбежной?
2. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»?
3. Каковы были планы Наполеона в отношении военной кампании в России?
4. Каковы были планы Наполеона в отношении будущего России после окончания войны?
5. Почему русская армия оказалась разделенной на три части?
6. Насколько оправданным был приказ М. Б. Барклая де Толли об отступлении в первые месяцы войны? Чем это было вызвано?
7. Почему Александр I не спешил с назначением М. И. Кутузова главнокомандующим армией?
8. Чем можно объяснить большой размах партизанского движения в годы войны?
9. Кого из партизан вы знаете? Расскажите о них.
10. Чем можно объяснить поражение Наполеона в войне?
11. Какое значение имела победа русской армии над Наполеоном?
12. Какие последствия имел разгром армии Наполеона для судеб Европы?
13. Какую роль в Отечественной войне сыграло Бородинское сражение? Кто в нем победил? Почему?

Темы докладов и сообщений:
1. М. И. Кутузов — главнокомандующий русской армией в 1812 г.
2. Бородинское сражение.
3. Смоленское сражение.
4. Партизанское движение в годы войны.
5. Герои-партизаны Отечественной войны.
6. Мой край в годы Отечественной войны.
7. Народы России в борьбе с нашествием Наполеона.

Домашнее задание: § 4 учебника; задания к § 4 из рабочей тетради; задания к документам, помещенным в конце параграфа; отметить на контурной карте основные события Отечественной войны.

У р о к 5. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813—1825 гг. 

Цель урока: определить цели заграничного похода и его характер; показать изменение международного положения России в результате разгрома наполеоновской Франции; показать основные направления внешней политики страны в новых условиях.

План урока:
1. Начало заграничного похода.
2. Смерть М. И. Кутузова.
3. Завершение военного разгрома Наполеона.
4. Россия на Венском конгрессе.
5. Священный союз.
6. Восточный вопрос.
7. Россия и Америка.

Основные понятия: Битва народов; конгресс; Венский конгресс; Священный союз; Восточный вопрос.

Основные даты:
январь 1813 г. — начало заграничного похода русской армии;
28 апреля 1813 г. — смерть М. И. Кутузова;
4—7 октября 1813 г. — Битва народов;
18 марта 1814 г. — вступление русских войск в Париж;
1821 г. — манифест об исключительных правах России на Аляску.

Персоналии: М. И. Кутузов; А. И. Чернышев; Н. Г. Репнин; П. X. Витгенштейн; И. Каподистрия.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997.

Литература для учителя: Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Из воспоминаний Н. И. Лорера о взятии Парижа (1814 г.) Приближаясь к Парижу, мы восхищались при мысли, что со взятием французской столицы все понесенные нами труды и лишения, начавшиеся от самого Рейна, прекратятся: что, кончивши со славою кампанию, мы бодро и весело возвратимся в отечество на долгий покой... Наполеон сказал однажды: «Если Монмартр будет взят, Париж должен сдаться»,— и слова великого человека оправдались на деле: Монмартр взят, и Париж шлет парламентеров. Русские знамена развеваются на вершине Монмартра и не даром крутые бока его облились дорогою русской кровью: ею куплена была возможность великодушному Александру спасти смятенную столицу Франции... 

Говорят, что в ту минуту, когда пришла к императору весть, что Париж сдается, государь обнял своего неразлучного друга, прусского короля, обнял Барклая и тут же поздравил его генерал-фельдмаршалом. Цит. по кн.: Записки декабриста Н. И. Лорера. — М., 1931. — С. 332—335.

В. О. Ключевский о значении победы России над Францией ...Русская армия прошла от Москвы до Парижа, чтобы помочь Европе избавиться от завоевателя. Вокруг бивачных огней на полях Лейпцига и на высотах Монмартра русские офицеры, сопоставляя эти события, помышляли о далеком отечестве, о его новом значении для человечества, о национальной самобытности, о сокрытых силах своего народа, которым не давали развернуться на просторе перед человечеством. Дома эти помыслы встречали живой отклик. Между тем ход тех же мировых событий поставил русскую политику на страже только что восстановленного законного порядка в Европе. Усвоенные ею охранительные принципы Священного союза, не благоприятствуя национально-политическим движениям за границей, мало располагали к деятельному продолжению преобразовательных начинаний дома, а патриотическое возбуждение, как оно тогда выражалось, не усиливало этого расположения. Ключевский В. О. Соч. — Т. 5. — С. 418.

Князь П. Долгоруков о позиции Александра I во время греческого восстания 1821 г. Все: и долг христианина, и долг русского царя, и честь, и совесть — все строжайше предписывало Александру подать помощь грекам. В дворах французском и прусском он нашел бы в то время верную поддержку и мог бы освободить от мусульманского ига все христианские племена, томящиеся под этим бесчеловечным страшным игом... Грекам отказано было во всякой поддержке по той будто бы причине, что они нарушили обязанность подданных, восстав против своего законного (!!!) государя, султана турецкого!!! Христиане преданы были на жертву оттоманам, и русский царь поступил, как мог только поступить шах персидский или какой- нибудь другой поклонник Магомета. Долгоруков П. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860—1876. — М., 1992. — С. 266.

 Современники и историки о личности Александра I Н. И. Греч: Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он прекратил царство ужаса, уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, дворянства и — человечества, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру. Россия отдохнула. Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которою он пошел в могилу.

Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате...

Император Александр, рожденный со всеми прекрасными дарами природы, наружными и внутренними, явился в свет в самое для него благоприятное время, когда Россия молила Бога о даровании достойного наследника престолу Екатерины. Бог и природа сделали для него все; люди извратили и испортили все, что могли.

В. О. Ключевский:

...Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра.

В чем заключалась причина этой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она заключалась в их внутренней непоследовательности... Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе,
половина которого находилась в рабстве, т. е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.

А. В. Предтеченский:

Царствование Александра представляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно бытьотброшено...
Правительство Александра было правительством крепостников, и Россия к концу его царствования в основе своего социально-экономического и политического строя оставалась такой же крепостнической монархией, какой она была и в 1801 г. Царь осуществлял интересы крепостников, а для этого нужно было идти не вслед за стихийной буржуазной эволюцией страны, а, напротив, препятствовать этой эволюции, задерживать ее, применяя меры, которые нельзя квалифицировать иначе, как реакционные. Поэтому в основе своей политика Александра была столь же реакционна, как политика Павла.

А. П. Бажова:
Подобно отцу, Александр I стремился к укреплению своей абсолютной власти, но он понимал непригодность тех методов, которыми действовал его отец. Павел был нетерпелив, груб, несдержан; его сын умел выжидать, действовать в обход, прислушиваться к настроениям общества. Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками
особенно характерна для первого периода царствования Александра. Но по мере того как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия.

Н. П. Ерошкин:
Господствовавшее в дореволюционной (а одно время и в советской) историографии противопоставление первой и второй половины правления Александра как либерального (1801—1812) и реакционного (1815—1825) периодов внутренней политики является в значительной степени условным, ибо и политика заигрывания с либерализмом, имеющая элементы «просвещенного абсолютизма», и сменившая ее «аракчеевщина» имели одну цель — укрепление самодержавно-крепостнического строя.

С. В. Мироненко:
...Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале XIX в., оказалось сопротивление подавляющей части дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной косной силы повернуть вспять...
Самодержавный монарх, располагавший               неограниченной     властью, решительно     исключал самую мысль               о возможности      давления на дворянство.


Вопросы и задания для собеседования:
1. Какие цели преследовал Александр I в заграничном походе русской армии?
2. Почему война с Францией вновь приобрела коалиционный характер?
3. Назовите состав участников пятой коалиции.
4. В чем состояла главная задача Венского конгресса?
5. Удалось ли ее решить?
6. В чем состояла основная цель создания Священного союза? Кто выступил инициатором его создания? Почему?
7. Как изменилось международное положение России в Европе и мире после окончательного разгрома Наполеона?
8. Как этот новый статус России повлиял на характер ее внешней политики?
9. Какую позицию Россия заняла в отношении греческого восстания? Почему?
10.Чем можно объяснить усиление активности России на восточном направлении после разгрома Наполеона? 11. Почему США и Англия опасались усиления России на Дальнем Востоке и в районе Русской Америки?

Темы докладов и сообщений:
1. Битва народов.
2. Россия на Венском конгрессе.
3. Россия в Священном союзе.
4. Русская Америка в первой четверти XIX в.
5. Россия и греческое восстание.              

Домашнее задание: § 5 учебника; задания и вопросы к документам в конце параграфа; задания к § 5 рабочей тетради.

1 2 3 4 5 6 Далее

Назад

Ломоносовский детский сад
Обучение в Англии: получите качественное образование вместе с Bright