на главную контакты карта сайта

Литература. 10 класс.  

Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа.

Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Для живой, неотрепетированной, ненатянутой беседы характерны элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, прояснением своей позиции.

В беседе поискового, эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия (сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.).

Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе нужно связать с основным курсом. Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, заимствованные из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты и пр.

Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить и предлагаемые программой произведения зарубежной литературы. В 10 классе совершенствуется умение школьников писать сочинения.

Письменная работа как форма итогового контроля необходима в конце изучения творчества каждого писателя, но 4—6 сочинений в учебном году нужно сделать классными, так как режим работы на таких уроках позволяет школьникам потренироваться в написании сочинения на выпускных и конкурсных экзаменах.

Примерная тематика сочинений указана в приложении к методическому пособию. В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты. На них уместны различные виды устных или письменных работ контрольного характера, тестирования, коллоквиумы, смотры знаний.

На факультативных занятиях по литературе возможно изучение курсов «Фольклор и литература» и «На подступах к риторике» (автор — В. Я. Коровина).

ВАРИАНТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА (136 ч.)

1. Введение — 1 ч.

2. Гавриил Романович Державин — 2 ч.

3. Василий Андреевич Жуковский — 2 ч.

4. Константин Николаевич Батюшков — 2 ч.

5. Александр Сергеевич Пушкин — 16 ч.

6. Михаил Юрьевич Лермонтов — 13 ч.

7. Николай Васильевич Гоголь — 10 ч.

8. Иван Александрович Гончаров — 4 ч.

9. Александр Николаевич Островский — 6 ч.

10. Иван Сергеевич Тургенев — 10 ч.

11. Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет — 5 ч.

12. Николай Алексеевич Некрасов — 6 ч.

13. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — 4 ч.

14. Лев Николаевич Толстой — 17 ч.

15. Федор Михайлович Достоевский — 13 ч.

16. Николай Семенович Лесков — 4 ч.

17. Антон Павлович Чехов — 11 ч.

18. Зарубежная литература — 6 ч.

19. Уроки-зачеты — 4 ч.

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Номер
           Тип урока                         Тема урока
урока
  1     Лекция,          Введение
        тестирование
  2     Лекция           Личность и судьба Г. Р. Державина
        с элементами
        беседы
  3     Беседа           Традиции и новаторство в творчестве Державина
  4     Лекция           Личность и судьба В. А. Жуковского
        с элементами
        беседы
  5     Практикум        Обучение анализу лирического текста
  6     Лекция           К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества.
        с элементами     Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова
        беседы
  7     Беседа           Философские элегии Батюшкова
  8     Лекция           А. С. Пушкин: личность и судьба. Страницы
                         творческого пути
  9     Беседа           Любовная лирика Пушкина
10     Беседа           Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
11     Практикум        Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти
12     Внеклассное      Тема дороги в лирике Пушкина
        чтение
13     Лекция           «Евгений Онегин»: творческая история романа.
        с элементами     Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа
        беседы
14     Беседа           Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути.
                         Онегин и Ленский
15     Беседа           Татьяна Ларина —═пушкинский идеал женщины.
                         Татьяна и Ольга
16     Беседа           Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина
17     Беседа           Образ автора и его композиционная роль в романе
                         «Евгений Онегин»
18     Беседа           Белинский о романе «Евгений Онегин»
19—20   Семинар          Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
21     Внеклассное      Проблемы трагедии А. С. Пушкина «Моцарт
        чтение           и Сальери» (или «Борис Годунов» как историческая
                         драма)
22—23   Письменная работа Классное сочинение по роману Пушкина «Евгений
                          Онегин»
24—25   Лекция           М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ


        с элементами      стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою
        беседы            окружен┘»
26     Беседа            Адресаты любовной лирики Лермонтова
27     Практикум         Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова
28     Беседа            Философская лирика Лермонтова. Тема Родины
29     Лекция            М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки
        с элементами      образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим
        беседы            Максимыч»
30—31   Беседа            «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его
                          характера
32     Практикум         Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских
                          образов романа
33     Практикум         Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа
                          и их роль в раскрытии характера Печорина
34     Беседа            Литературная критика об образе Печорина
35—36   Письменная работа Классное сочинение по роману Лермонтова «Герой
                          нашего времени»
37     Лекция            Слово о Гоголе. Замысел «Мертвых душ»
        с элементами
        беседы
38—39   Практикум         Образы помещиков в «Мертвых душах»
40     Беседа            Образ города в поэме «Мертвые души»
41     Практикум         Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков —
                          ═центральный герой поэмы
42     Беседа            Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя
43     Практикум         Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора
                          в поэме
44     Внеклассное       «Выбранные места из переписки с друзьями»
        чтение            и их значение в творческом пути Гоголя
45—46   Письменная работа Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»
47     Лекция            Очерк жизни и творчества Гончарова. Особенности
        с элементами      композиции романа «Обломов»
        беседы
48     Беседа            Обломов —═«коренной народный наш тип». Что такое
                          обломовщина?
49     Семинар           «Обломов» как роман о любви
50     Беседа            Роман «Обломов» в русской критике
51     Лекция            Слово об Островском. Личность и судьба драматурга
        с элементами
        беседы
52     Практикум         История создания, система образов, приемы
                          характеристики героев пьесы Островского «Гроза»
53     Беседа            Мы идем по городу Калинову
54     Беседа            Протест Катерины против «темного царства»


55     Беседа            Споры вокруг пьесы «Гроза»
56     Внеклассное       Любовь в пьесах Островского
        чтение
57—58   Урок-зачет        Зачетная работа за первое полугодие
59     Лекция            Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя
60     Беседа            Тургенев —═создатель русского романа. История
                          создания романа «Отцы и дети»
61     Беседа            Базаров —═герой своего времени
62—63   Беседа            «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
64     Практикум         Любовь в романе «Отцы и дети»
65     Практикум         Анализ эпизода «Смерть Базарова»
66     Диспут            Споры вокруг романа «Отцы и дети»
67—68   Письменная работа Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы
                          и дети»
69     Лекция            Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его
        с элементами      лирике
        беседы
70     Практикум         Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного
                          анализа стихотворений
71     Лекция            Страницы жизни Фета. Стихи о любви
        с элементами
        беседы
72     Беседа            Философия природы в лирике Фета
73     Беседа, практикум Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета.
                          Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
74     Лекция            Личность и судьба Н. А. Некрасова
        с элементами
        беседы
75     Беседа            Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии
                          Некрасова
76     Беседа            Некрасов о поэтическом труде
77     Лекция            «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история
        с элементами      создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав
        беседы            «Поп», «Сельская ярмонка»
78     Практикум         Многообразие характеров крестьян и помещиков
                          в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
79     Беседа            Образы народных заступников в поэме. Гриша
                          Добросклонов═ —═центральный образ поэмы
80     Лекция            Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-
        с элементами      Щедрина
        беседы
81     Беседа, практикум Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
82—83   Беседа, практикум Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного
                          города». Замысел, история создания, жанр и композиция


                            романа. Образы градоначальников
  84      Лекция            Личность и судьба Толстого
          с элементами
          беседы
  85      Беседа            Изучение «Севастопольских рассказов»
  86      Лекция            История создания романа «Война и мир». Особенности
          с элементами      жанра
          беседы
87—88     Беседа            Жизненные искания героев романа «Война и мир» —
                            ═Андрея Болконского и Пьера Безухова
  89      Практикум         Женские образы в романе «Война и мир»
  90      Беседа            Семья Ростовых и семья Болконских
91—92     Беседа, практикум Тема народа в романе «Война и мир»
  93      Практикум         Кутузов и Наполеон
  94      Семинар           Истинное и ложное в романе «Война и мир»
95—96     Практикум         Особенности романа Толстого «Война и мир»
  97      Лекция            Позднее творчество Толстого. «Воскресение», «Анна
          с элементами      Каренина», «Хаджи Мурат»
          беседы
  98      Внеклассное       Тема войны в современной литературе
          чтение
99—100    Письменная работа Классное сочинение по творчеству Толстого
  101     Лекция            Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя
          с элементами
          беседы
  102     Семинар           Петербург Достоевского
103—104   Беседа            История создания романа «Преступление и наказание».
                            «Униженные и оскорбленные» в романе
105—106   Беседа            Теория Раскольникова и истоки его бунта
  107     Беседа            «Двойники» Раскольникова
  108     Беседа            Значение образа Сони Мармеладовой в романе
  109     Беседа            Эпилог романа
110—111   Внеклассное       Обзор романа Достоевского «Идиот»
          чтение
112—113   Письменная работа Классное сочинение по роману Достоевского
                            «Преступление и наказание»
  114     Лекция            Слово о Лескове. Личность и судьба писателя
          с элементами
          беседы
  115     Практикум         Внешняя и духовная биография Ивана Флягина
  116     Лекция            Поэтика названия сказа «Очарованный странник»
          с элементами
          беседы


  117     Внеклассное       «Две Катерины» («Гроза» А. Н. Островского и «Леди
          чтение            Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова)
  118     Семинар           Слово о Чехове. Личность и судьба писателя
  119     Беседа, практикум Рассказы Чехова начала 80-х годов
  120     Беседа, практикум Рассказы Чехова 90-х годов
  121     Беседа            «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре»,
                            «Крыжовник», «О любви»
  122     Практикум         Душевная деградация человека в рассказе Чехова
                            «Ионыч»
  123     Внеклассное       Рассказ Чехова «Ионыч» и рассказ Шукшина «Шире
          чтение            шаг, маэстро!»
  124     Практикум         Особенности драматургии Чехова
125—126   Беседа, практикум «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои.
                            Разрушение дворянского гнезда
  127     Беседа            Сад как символ в комедии «Вишневый сад»
  128     Практикум         Своеобразие чеховского стиля
129—134   Внеклассное       Вечные вопросы зарубежной литературы
          чтение
135—136   Письменная работа Зачетное занятие за курс русской литературы XIX века
          или зачет

УРОК 1. «Век                 девятнадцатый,               железный,              воистину        жестокийвек!»

 Введение
   Первый урок литературы в 10 классе вводный. На нем учителю предстоит решить две задачи:

•          выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения,читательские интересы, литературный кругозор;
•          во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой  и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

   Для решения первой задачи учитель может провести фронтальную беседу, выявив общий уровень развития класса. Для определения уровня литературного развития каждого школьника можно предложить им письменно дома ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:

    •      ответить на вопросы учителя, а затем обработать результаты анкетирования:
    •      Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по пятибалльной системе.

    •      Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
    •      Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

    При подготовке к обзорной лекции учителю следует учесть, что для усвоения ее содержания необходимо развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, готовить различные виды сопоставительных таблиц, подбирать цитаты и т. п.

   В ходе лекции учитель останавливается на наиболее существенных признаках каждого этапа развития литературы и может составить с учащимися опорную таблицу.

   Периодизация
                                                                                      Развитие основных
русской литературы                Общая характеристика периода
                                                                                     литературных жанров
     XIX века
             I.         Развитие идей дворянской революционности.           Баллада, лироэпическая поэма,
    I четверть (1801—   Декабризм. Борьба литературных направлений:         психологическая повесть, элегия
           1825)        классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний
                        реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение
                        метода критического реализма. Ведущий
                        художественный метод — романтизм
         II.            Углубление общего кризиса крепостничества,               Развитие прозаических жанров.
  Литература 30-х       общественная реакция. Верность идеям декабризма          Романтические повести
годов (1826—1842)      в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного          А. Марлинского, В. Одоевского.
                        романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма          Реалистическая эстетика
                        к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя.   в критических статьях
                        Ведущее значение приобретает реализм, хотя               В. Белинского. Романтический
                        большинство писателей творят в рамках романтизма.        характер исторических романов
                        Усиление демократических тенденций. Правительство        М. Загоскииа, драматургии
                        активно пропагандирует теорию «официальной               Н. Кукольника, лирики
                        народности».В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
           III.         Усиление кризиса крепостнической системы, рост           Основные жанры «натуральной

Литература 40—50-х демократических тенденций. Развитие идей революции      школы»: физиологический очерк,
годов (1842—1855) и утопического социализма. Рост влияния                 социальная повесть, социально-
                   на общественную жизнь передовой журналистики.           психологический роман, поэма.
                   Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет       Пейзажная, любовно-
                   «натуральной школы». Приоритет социальной               эстетическая и философская
                   проблематики. Развитие темы «маленького человека».      лирика поэтов-романтиков
                   Противостояние литературы гоголевской школы
                   и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные
                   охранительные меры правительства в связи
                   с революциями в Европе
        IV.         Подъем демократического движения. Противоборство       Демократическая повесть, роман.
Литература 60-х    либералов и демократов. Кризис самодержавия            Активизация жанров
годов (1855—1868)   и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет      литературной критики
                    демократической журналистики и ее противостояние       и журналистики. Лирические
                    консервативной. Материалистическая эстетика            жанры в творчестве поэтов-
                    Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы                романтиков
                    в литературе: герои-разночинцы, пассивность
                    крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих.
                    «Почвенничество». Реализм и правдивость
                    в изображении жизни в произведениях Л. Толстого,
                    Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное
                    мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев.
                    А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.)
        V.          Развитие капитализма в России. Демократические идеи    Очерк, рассказ, повесть, роман,
Литература 70-х    народничества, их утопический социализм.               сказ
годов (1869—1881)   Активизация тайных революционных организаций.
                    Идеализация крестьянской жизни в литературе
                    писателей-народников, показ разложения общинного
                    уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные
                    записки». Реалистические тенденции в творчестве
                    М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского,
                    Г. Успенского, Н. Лескова
        VI.         Усиление реакционной политики царизма. Рост            Рассказ, повесть, роман.
Литература 80-х    пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет        Романтические жанры в поэзии
годов (1882—1895)   на передовые журналы. Возрастание роли                 С. Надсона, социальные мотивы
                    развлекательной журналистики. Критический реализм      в поэзии революционеров-
                    в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого,        народовольцев
                    В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе:
                    изображение «среднего человека», интеллигента,
                    исповедующего теорию «малых дел». Мотивы
                    разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона
                    и В. Гаршина. Критика господствующих порядков
                    и обличение социального неравенства в творчестве
                    Л. Толстого
        VII.        Развитие капитализма в России. Рост марксистских       Рассказ, повесть, роман.
Литература 90-х    идей. Противостояние реалистической и декадентской     Публицистические жанры.
годов (1895—1904)   литературы. Идеи разночинной демократии                Жанры в традициях
                    в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской     революционной поэзии.
                    литературы (М. Горький), развитие критического         Драматические жанры
                    реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна,
                    Л. Толстого, А. Чехова


                    Гавриил Романович Державин
   Литература XVIII века представлена в учебнике творчеством Г. Р. Державина. С личностью поэта, воина, государственного деятеля учащиеся уже встречались в средних классах и убедились, что произведения Державина сложны и неоднозначны. Поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, проследить, какие проблемы он поднимают и какой отклик находят в произведениях русских поэтов XIX и XX веков. На изучение творчества Державина отводим два урока.

УРОК 2. «Совершенно особый путь». Личность и судьба Державина
    В центре первого урока — знакомство с удивительной биографией поэта и периодизация его творчества. Этот материал может быть дан в лекции учителя и сообщениях специально подготовленных учеников.

    «Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции,
действительный тайный советник и разных орденов кавалер» — так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работалв последние годы жизни. Биографический материал может быть взят из этих «Записок», а также из романа В. Ходасевича «Державин». В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить «Записки» Державина с «Капитанской дочкой» Пушкина.
Много сходного можно найти в судьбах Г. Державина и Петра Гринева. Они близки во взглядах на жизнь, судьбы их соответствуют духу времени, образ мыслей —настроениям прогрессивного дворянства.

                  Основные этапы жизни и творчества Державина

I.    1743—1770 годы. «Ученичество».
      1.      Рождение. Учеба в Казанской гимназии. Смерть отца. Петербург. Служба рядовым в Преображенском полку. Участие в дворцовом перевороте. Первый офицерский чин. Борьба с повстанцами в период крестьянской войны под
           предводительством Пугачева.
      2.      «Кропание стихов». Подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому, прапорщику Преображенского полка, где Державин был рядовым. Увлечение живописью.
           Рисовать и писать стихи Державин начал одновременно, профессиональным художником не стал, но интерес к живописи сохранил на всю жизнь.
II.    1776—1803 годы. «Особый путь».
      1.      «Хотел парить и не мог… а для того в 1779 году избрал… совершенно особый путь», — вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой
           поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество:           стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись. Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ»:
           1) Найдите в стихотворении сменяющие друг друга картины источника при разном освещении, в разное время суток.

                 Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания этих картин?
                 2) Как поэту удается создать «говорящие», «живые» картины, воспроизвести словом цвет? Какое настроение придает тексту его живописный колорит?
                 Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку  в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д.Г. Левицким.
            2.      Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике. В конце 70-х годов XVIII века в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании   самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка. В этом аспекте можно провести анализ оды «Бог». Обращаясь к истории ее создания, можно поставить основные проблемные вопросы урока:
             o       Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?
             o       Почему оно получило мировую известность и переведено на многие языки мира?

Вопросы и задания для анализа оды «Бог»

                    1.   Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по ходу текста?

                    2.   Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

                    3.   Каким предстает в оде человек? Что характерно для его личности? Какие слова и выражения
                         рисуют образ человека?
В качестве индивидуального задания можно предложить сопоставить оду «Бог» Державина со стихотворением «Плач, или Ночные мысли» Э. Лонга (перевод А. М. Кутузова). Итог анализа оды «Бог». Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. «Бог» — произведение чрезвычайно емкое, многослойное, при анализе очень важен его подтекст, выявляющий космизм мысли, энергию чувств.

III.         1804—1816 годы.                  «Анакреонтические                 песни».
            В 1804 году выходит сборник стихов Державина, в котором воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.

        Вопросы и задания к стихотворению «Русские девушки»

       1.    Прочитайте выразительно стихотворение «Русские девушки». Какое настроение является в нем главным?
       2.    Какие образные картины вам представились?
       3.    Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?

IV.          Державин и Суворов.
            Поэт был близким другом великого полководца и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них — «Снигирь». (Название дается в авторской орфографии.) Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению, обращая внимание на особенности ритма стихотворения, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.

   Вывод урока. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII — начала XIX века.

УРОК 3. «Где добродетель обитает…»  Традиции и новаторство в творчестве Державина
   На втором уроке важно показать учащимся значение творчества Державина и его влияние на творчество поэтов последующих поколений. В центре урока — чтение и изучение оды «Фелица».

   Вопросы и задания к оде «Фелица»

  1.     Какова история создания оды? (Для ответа на этот вопрос можно использовать записки «Объяснения на сочинения Державина», сделанные поэтом в конце жизни.)
  2.     Объясните смысл названия оды.
  3.     Сопоставьте оду Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…» Ломоносова. Что общего и различного в облике героинь этих произведений?
  4.     Какие художественные приемы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды?
  5.     Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений.
  6.     Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?
  7.     Почему Екатерина II плакала при чтении оды и дала ей высокую оценку?

   Вторая часть урока может быть посвящена выразительному чтению стихотворений «Соловей» и «Памятник».

       Что общего в этих стихотворениях? Какая мысль их объединяет? Стихотворение Державина «Памятник» уместно сопоставить с одноименными одами Горация и Ломоносова и выявить черты сходства и различия в этих текстах.

    Для урока внеклассного чтения или для самостоятельных учебных исследований, рефератов учащимся можно предложить тему «Традиции Державина в творчестве русских поэтов XIX—XX вв.». Для ее раскрытия используются «Думы» К. Рылеева, стихи В. Кюхельбекера, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, В. Брюсова, Н. Заболоцкого,  И. Бродского. В финале урока можно прочитать и обсудить стихотворение Д. Самойлова «Державин».


                           Василий Андреевич Жуковский
   При изучении жизни и творчества В. А. Жуковского следует обратить внимание школьников на характер его лирических произведений — образцов русского созерцательного романтизма. Уроки по творчеству Жуковского целесообразно посвятить знакомству с интересными страницами его жизни и творческого пути, а также практическому анализу его программных произведений.

УРОК 4. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

Личность и судьба Жуковского
   На первом уроке по творчеству В. Жуковского в 10 классе необходимо вспомнить произведения поэта, изученные в средних классах: «Перчатка», «Лесной царь», «Светлана» и др. Жуковский был воспитан на европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что, даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Подчеркивая эту особенность своего творческого дарования, Жуковский пишет Гоголю 6 февраля 1848 года: «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня почти все или чужое, или по поводу чужого — и все, однако, мое».

   В рассказе учителя о творческом пути В. Жуковского необходимо выделить три основных этапа его творчества:

I.         Раннее  творчество (до 1808 года).
           Этот период связан с дворянским сентиментализмом Н. Карамзина. Для ранних стихов Жуковского характерен грустный, элегический колорит, тоска по несбывшимся надеждам. Поэт — мастер лирического пейзажа, создатель тонких
           эмоциональных состояний.
              Для создания эмоционального настроя урока можно организовать небольшой концерт из произведений Жуковского, подготовленных для выразительного чтения, прослушать дуэт Полины и Лизы из I акта «Пиковой дамы» П. Чайковского,
           написанный на слова Жуковского (фрагмент стихотворения «Вечер»).
II.         Второй             период             творчества           (1808—1830 годы).
              Этот период связан с романтическими идейно-художественными исканиями поэта. Романтика таинственного и загадочного ярко проявляется в жанре баллады.
              Для анализа баллады «Светлана» можно предложить ряд предварительных индивидуальных домашних заданий исследовательского характера, а на уроке выслушать сообщения о наблюдениях школьников.

           Примерные задания:

      1.    Сопоставьте два вольных перевода Жуковского баллады Г. Бюргера «Ленора»: «Людмила» (1808) и «Светлана» (1812). Найдите отличия в ходе событий, в изображении героев. Каково авторское отношение к героиням в первом и во втором переводе? Каковы отличия в ритмической организации баллад?
      2.    Какие черты русского фольклора можно заметить вбалладе «Светлана»? Какой характер они придаютповествованию? Какие черты русского народа, русской женцины воспевает Жуковский? Как поэтизображает душевное состояние героини? Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует?


    Школьникам будет интересен эмоциональный рассказ учителя о неразделенной любви В. Жуковского и М. А. Протасовой. Можно прочитать стихи, посвященные ей: «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой…»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.

     Известно, что, получив отказ Екатерины Афанасьевны, матери Машеньки Протасовой, на брак с ее дочерью и запрет на выражение своих чувств, В. Жуковский в чине поручика Московского ополчения направляется на театр военных действий против Наполеона и 26 августа 1812 года присутствует при Бородинском сражении. Впечатления от увиденного легли в основу стихотворения «Певец во стане русских воинов». При чтении стихотворения следует обратить внимание учащихся на сочетание различных эмоциональных состояний «лирического я», соединение в стихотворении черт разных литературных направлений:

                Какие эмоциональные состояния характерны для основного настроения стихотворения? Как сочетаются в нем возвышенный тон и лирическая задушевность?
                Как показана в стихотворении история долголетней борьбы России с захватчиками? Как утверждается здесь связь времен, преемственность поколений?
                Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте свое мнение.
                Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.
                Как в стихотворении сочетаются черты классицизма и романтизма? Каковы функции использования архаической лексики? Назовите черты, характерные для романтического стиля.

     В заключительной части урока можно прочитать стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…») (1818) и обратить внимание учащихся на черты романтического стиля и особенности жанра этого стихотворения. Оно посвящено Екатерине Федоровне Вадковской, которая приходилась родной племянницей Анне Ивановне Плещеевой, умершей в 1817 году жене друга Жуковского Александра Алексеевича Плещеева, помещика и владельца имения Чернь. В 1814 году Жуковский жил по соседству от Плещеевых, в Долбине, и любил часто приезжать в Чернь. Именно А. И. Плещееву подразумевает Жуковский в словах стихотворения «…там есть один жилец безгласный, свидетель милой старины». Указывая на внешнее сходство А. И. Плещеевой и Е. Ф. Вадковской, Жуковский пишет в письме А. П. Елагиной: «Она [«Песня»] написана для Вадковской, которая и лицом и голосом похожа на Анну Ивановну. Натурально, что с этим лицом и с этим голосом тесно связано прошлое… воспоминания прошедшего не иное что, как сон, который следа не оставляет, который действует до тех пор, пока длится, и этот сон редок; настоящее хорошо. После такого предисловия читайте смело
(следует стихотворение «Минувших дней очарованье…»). «Этот край — Чернь!» — пишет Жуковский, объясняя слово «край» в последней строфе стихотворения. Такой биографический комментарий поможет читателям понять подтекст этого стихотворения.

 Следует также обратить внимание школьников на элегический характер настроения текста, объяснить, какими средствами оно создается (романтическая лексика, синтаксис, риторические вопросы, поэтические интонации печали, утраты, воспевание прошлого, мотив смерти и др.).

III.     Третий              период              творчества              (с 1830 года).
       С начала 30-х годов Жуковский посвящает себя переводческой деятельности. В 1826 году он был назначен наставником наследника русского престола,впоследствии императора Александра II. Жуковский много путешествует по России  и Европе, сближается с немецкими романтиками, изучает философию Фихте.
       В 1831 году Жуковский издает свои «Баллады и повести» и часто встречается с Пушкиным, который после женитьбы поселяется в Царском Селе. Вместе с Гоголем они работают над литературной обработкой народных сказок. Жуковского  более всего привлекают переводы сказок братьев Гримм. И Пушкин, и Жуковский были сотрудниками появившейся в 1830 году «Литературной газеты» А. Дельвига, имели сходные литературные позиции.

Далее

 

Назад