на главную контакты карта сайта

Литература. 6 класс: Методические советы 

В. П. ПОЛУХИНА

Введение
Мифы народов мира
Урок внеклассного чтения по теме «Мифы Древней Греции» Г о м е р . «Одиссея»
Устное народное творчество
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни
Пословицы и поговорки
Знакомство с Библией
Древнерусская литература
Урок внеклассного чтения по теме «Повесть временных лет»

Произведения русских писателей XIX века
А . С . П у ш к и н . «Узник». «И. И. Пущину». «Зимнее утро» «Дубровский»
М . Ю . Л е р м о н т о в . «Парус». «Тучи». «Утес». «Листок». «Три пальмы»
Н . В . Г о г о л ь . «Ночь перед Рождеством»
Н . А . Н е к р а с о в . «Железная дорога»
Н . С . Л е с к о в . «Левша»
А . П . Ч е х о в . «Лошадиная фамилия»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения русских писателей XIX века»

Произведения русских писателей XX века
А . П . П л а т о н о в . «В прекрасном и яростном мире»
М . М . З о щ е н к о . «Галоша». «Встреча»
М . М . П р и ш в и н . «Кладовая солнца»
Ю . М . Н а г и б и н . «Мой первый друг, мой друг бесценный»
В . П . А с т а ф ь е в . «Конь с розовой гривой»
В . Г . Р а с п у т и н . «Уроки французского»
Ф . А . И с к а н д е р . «Тринадцатый подвиг Геракла»

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения писателей XX века»

Произведения зарубежных писателей
М а р к Т в е н . «Приключения Гекльберри Финна»
Д ж е к Л о н д о н . «Любовь к жизни»
Э р н е с т С е т о н - Т о м п с о н . «Снап. История бультерьера»
Р е й Б р э д б е р и . «Каникулы». «Зеленое утро»

Уроки внеклассного чтения по теме «Произведения зарубежных писателей».

Романы Ж ю л я В е р н а 

ВВЕДЕНИЕ

Новое издание учебника-хрестоматии «Литература» для 6-го класса переработано и дополнено с учетом требований «Обязательного минимума содержания литературного образования» и в соответствии с Программой литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной.

Главной идеей новой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков, что поможет подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, создать систему литературного образования в школе. В связи с этим в учебник-хрестоматию введен новый раздел «Устное народное творчество» (Обрядовый фольклор: Календарно-обрядовые песни, Пословицы и поговорки), поэма Гомера «Одиссея» (отрывок), «вернулись» ранее изучавшиеся произведения — роман А. С. Пушкина «Дубровский» и стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Все это нашло отражение в данном издании методических советов для 6-го класса. Изучение художественных произведений основывается прежде всего на знании текста.

Предложенная в хрестоматии и методическом пособии система вопросов и заданий учитывает весь процесс чтения шестиклассников, начиная с восприятия художественного произведения и кончая интерпретацией и оценкой прочитанного. Беседа о первом впечатлении от произведения дает педагогу ориентир в последующей работе.

В учебнике предложены вопросы и задания, составляющие основу анализа художественного произведения. По существу, уже все главные умения анализа доступны шестиклассникам и должны войти в практику разбора литературного произведения. И проявлением того, как поняли учащиеся художественное произведение, будет прежде всего пересказ текста, выразительное чтение, инсценировка и другие виды творческих самостоятельных работ. Очень важна в процессе анализа работа со словом: от понимания смысла слова в произведении до умения сформулировать собственную мысль, выразить впечатление о прочитанном. Поэтому особую роль приобретает раздел «Сделаем выводы», который рассчитан на максимальное проявление творческой самостоятельности школьников.

Естественным завершением работы над произведением является раздел «Самостоятельная работа». Предложенные в пособии методические рекомендации, вопросы и задания помогут организовать работу, но это не значит, что учитель должен использовать только их. Напротив, они предполагают максимальную активность и творческую свободу учителя, который может построить собственную систему изучения произведений.

Работа на уроке литературы требует от учителя индивидуального подхода к изучаемому материалу. Только тогда, когда сам преподаватель испытывает искренний и глубокий интерес к произведению, возможен настоящий диалог с учениками. Поэтому, прежде чем изучать произведение в классе, учитель постарается найти в нем то, что близко ему самому. Тогда определятся и методы работы в классе, наиболее отвечающие индивидуальным вкусам учителя, интересам и потребностям учеников. 

МИФЫ НАРОДОВ МИРА

Знакомство школьников с мифами и легендами древних народов является неотъемлемой частью их литературного образования. Без знания таких источников, как Библия или древнегреческая мифология, невозможно полноценно воспринять большинство великих произведений классического и современного искусства. Задача учителя литературы — приоткрыть учащимся глубину идей и красоту образов древней мифологии, чтобы они и в дальнейшем обращались к этому прекрасному источнику искусства. В свою очередь, это поможет использовать огромные образовательные и воспитательные возможности, заключенные в художественном наследии древних.

В программе 6-го класса представлены мифы Древней Греции, а также славянские мифы, которые являются народными корнями русской культуры. Учитель вправе рассмотреть и другие мифы народов мира, например древнейшие предания Индии, скандинавские мифы или мифы североамериканских индейцев. Вполне понятно, что для этого потребуется больше времени. С этой целью можно использовать уроки внеклассного чтения.

Раздел требует небольшого вступления. Это сделает сам учитель, или будет прочитана соответствующая статья в хрестоматии. Необходимо подчеркнуть, что миф — это произведение, созданное фантазией народа. В нем рассказывалось о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев. Далее следует подчеркнуть, что поэтическая фантазия каждого народа создавала образ особенно любимого героя. Таким героем в Древней Греции был Геракл. Мифы Древней Греции представлены двумя подвигами Геракла: «Скотный двор царя Авгия» и «Яблоки Гесперид». Учитель, конечно, не ограничится этим.

В классе найдется немало ребят, которые самостоятельно прочитали летом «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна. Поэтому начать разговор можно с вопроса о том, какие подвиги Геракла произвели на них самое сильное впечатление: это победа Геракла над немейским львом, лернейской гидрой, погоня за ланью, путешествие за яблоками Гесперид.

Следующий этап работы — чтение учителем мифа «Скотный двор царя Авгия». После чтения возможен пересказ близко к тексту. Далее читается миф «Яблоки Гесперид».

Вопросы и задания в хрестоматии ориентированы на прочтение всех 12 мифов о подвигах Геракла, поэтому дома учащимся предлагается прочитать эти мифы. Следующий урок начинается с беседы по вопросам:

  1.  Объясните происхождение и смысл следующих выражений: «авгиевы конюшни», «прикоснуться к земле, как Антей». 
  2. Когда и при каких обстоятельствах были учреждены Олимпийские игры? Где и как они проходили? 
  3. Почему двенадцатый подвиг Геракла был самым трудным? Какие препятствия пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас? Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас? 
  4. Какой подвиг Геракла вы считаете самым великим? 
  5. За что же греки почитали героя, почему он завоевал бессмертие? 
  6. Что означает имя Геракл?

В хрестоматии дана иллюстрация, изображающая все 12 подвигов Геракла. Предлагается рассмотреть эту иллюстрацию и рассказать, в какой момент и как изображен Геракл. Не менее важна и работа со словом. Так, можно обратить внимание учащихся на хорошо знакомые слова арифметика, тетрадь, библиотека, фонетика, морфология, мелодия, оркестр, космос, атом и др., которые пришли из античного мира.

Продолжить эту работу можно, обратившись к именам, названиям, образным выражениям, которые вошли в нашу речь из древнегреческой мифологии. Так, можно предложить объяснить происхождение крылатых выражений: яблоко раздора, ахиллесова пята, сизифов труд, бочка данаид; привести другие выражения и указать, с каким мифом они связаны (троянский конь, танталовы муки, панический страх и др.).

Домашним заданием может быть подготовка урока внеклассного чтения по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

Одно из заданий к нему — составление викторины. Вот, например, какую викторину составили ученики одной из школ Санкт- Петербурга по 12 подвигам Геракла:

  1. Какое имя Геракл получил при рождении? 
  2. С какими героями он был в родстве? 
  3. Кто и почему спрятался от Геракла в медный чан? 
  4. Названия каких созвездий связаны с подвигом Геракла? 
  5. Почему Геракла особенно почитали спортсмены? 
  6. Какой из подвигов Геракла довершил Тесей? 
  7. В память о каком подвиге Геракла воздвигнуты геркулесовы столпы? 
  8. Как объясняли древние происхождение ядовитых растений? 
  9. Кто указал Гераклу путь к садам Гесперид?

1 Можно предложить шестиклассникам нарисовать рисунки к подвигам Геракла, а затем устроить выставку и конкурс рисунков

2.  Славянская мифология отражает особенности данного народа и вместе с тем несет черты общности с другими народами.

Это происходит потому, что представления древних о мире во многом сходны. И это свидетельствует о единстве человечества. Самые древние культы были связаны с явлениями природы, и у многих народов главной считалась Великая Богиня — мать всего живущего.

В славянском мифе о Земле находим черты этого древнейшего верования. Приведенные сведения учитель использует во вступительном слове, характеризуя в общих чертах славянскую мифологию. Другой вариант — чтение вступительной статьи раздела «Мифы древних славян».

«Миф о Солнце» в классе читает учитель. Это поможет добиться нужного эстетического восприятия произведения, так как материал для шестиклассников новый и непростой. Предварительно следует остановиться на некоторых словах и словосочетаниях, например: «кромешная тьма», «живоносный свет», «палящая жизнь», «вертеп», «вещее слово» и др.

После чтения учащиеся пересказывают близко к тексту содержание мифа, используя заранее выписанные на доске слова и выражения. Это сделает пересказ более эмоциональным: «пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронзил неизмеримые слои мрака»; «воссияло Солнце красное»; «жадно пила она золотые лучи живоносного света»; «и все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери-Сырой- Земле»; «здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молний»; «человек поднял к небу разумную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою». Далее проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Прочитайте, а затем перескажите близко к тексту, как в мифе рассказывается о рождении жизни на Земле.
  2. Каким образом, по этому мифу, человек стал царем и владыкой природы?
  3. Когда и зачем Ярило послал Огонь на Землю?
  4. Как «мыслили люди о смене лета зимою и о начале Огня»?

Итоговые вопросы:

1. О каких непонятных человеку явлениях окружающего мира говорится в этом мифе? 

2. Как объясняются эти явления? Расскажите об этом подробнее.

В заключение предлагается выполнить самостоятельную работу в учебнике, которая даст возможность определить, что такое миф и чем он отличается от легенды и сказки.

В подготовке к уроку учитель может использовать следующие книги:
энциклопедия «Мифы народов мира» (М., 1980—1981, 1987—1988);
К у н Н. А. Легенды и мифы Древней Греции;
Легенды и сказания Древней Греции / Сост. А. А. Нейхардт. — М., 1987;
Мифы и легенды Древней Греции / Сост. А. И. Немировский. — М., 1991;
А ф а н а с ь е в А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М., 1982.

Урок внеклассного чтения по теме «Мифы Древней Греции»

Урок внеклассного чтения можно провести по книге «Легенды и мифы Древней Греции» (составитель Н. А. Кун).

Учащиеся в классе прочитали о двух подвигах героя Древней Греции Геракла в главах «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) и «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг).

Урок внеклассного чтения можно посвятить знакомству с другими подвигами Геракла

3. Если позволяют возможности, на уроке внеклассного чтения можно познакомить учащихся с другими легендарными героями Древней Греции.

В этом случае дома учащиеся читают всю главу книги «Легенды и мифы Древней Греции» — «Герои». С отдельными героями можно познакомить учащихся в классе. С этой целью желательно подготовить выразительное чтение некоторых легенд, например: «Прометей», «Сизиф», «Тантал» и др.

Чтение и обмен мнениями о прочитанном завершаются беседой по вопросам типа литературной викторины, например:
— За что Прометей был наказан Зевсом?
— С каких пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень? («Прометей».)
— Что обозначает слово «Пандора» (наделенная всеми дарами) и каково было ее предназначение? («Пандора».)
— Кто и почему после смерти стал по воле богов судьей в подземном царстве? (За свою справедливость.) («Эак».)
— Каким образом удалось Персею избежать взгляда горгоны Медузы и победить ее? («Персей убивает горгону Медузу».)
— Как Атлас (Атлант) превратился в гору, которая держит весь небесный свод со всеми его созвездиями? («Персей и Атлас».)
— Почему на груди, на сверкающем панцире Афины Паллады появилась голова горгоны Медузы? (Подарил Персей.) («Персей в Аргосе».)
— Какое наказание и за что несет Сизиф в загробной жизни? («Сизиф».) 
— «У царя Тантала был избыток во всем. Он мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление». Чем навлек на себя Тантал кару богов? («Тантал».)
— Какой сон приснился Европе и в чем был его смысл? («Европа».)

Урок внеклассного чтения можно провести и по главе «Боги», содержание которой представляет большой интерес для понимания многих произведений мирового искусства.

Вот примерные вопросы для беседы.
— Кто был одним из первых правителей в мире (Уран) и чем кончился его конфликт с детьми?
— Каким образом Крон (время) низверг своего отца Уранa и отнял у него власть? («Происхождение мира и богов».)
— Чем закончилась борьба богов-олимпийцев с титанами за власть над миром? Что помогло Зевсу в этой борьбе? («Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами».)
— Как распределили боги-олимпийцы свою власть над миром после окончательной победы над Тифоном? (Зевс взял нeбo, Посейдон — море, Аид — подземное царство душ умерших, Земля осталась в общем владении. Над всеми царит повелитель неба Зевс, он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.) («Борьба Зевса с Тифоном».)
— Что делает в подземном царстве Аида трехглавый пес Кербер? (Сторожит выход.)
— Кто из богов самый могучий в царстве Аида? (Гипнос.) («Царство мрачного Аида».)
— Почему Ио в бешеном беге неслась из одной страны другую и как освободилась она от преследования Геры? («Ио».)
— Кем, когда и в связи с чем было произнесено заклинание: «Пусть же венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет, о лавр, твоя зелень! Стой же вечно зеленым!»? («Дафна».)
— Покровителем чего считался бог Гермес и как называли его римляне? («Гермес».)
— «Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды». Что произошло пocле этого? («Нарцисс».)
— Когда и при каких обстоятельствах был нарушен заведенный в мире порядок и не выезжал бог Солнца, чтобы светить людям?
— «Это тебе не по силам. Ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице». Чьи это слова и к кому они обращены? («Фаэтон».)

В заключительной части урока проводится работа с иллюстрациями. С этой целью можно обратиться к различным альбомам, а также к книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» или энциклопедии «Мифы народов мира» (М., 1980—1981). 

Иллюстрации можно показать при помощи эпидиаскопа и провести по ним небольшую викторину (отгадать, кто из богов изображен и покровителем чего он является. Учащиеся рассказывают при этом наиболее интересные истории, связанные с ними). Древнегреческая мифология питала творчество поэтов художников многих народов мира.

Русские писатели, художники, композиторы и скульпторы тоже обращались к этому источнику.

К уроку внеклассного чтения учитель, а также учащиеся подбирают репродукции разных художников на сюжеты древнегреческой мифологии, а затем устраивают из них выставку. Было бы хорошо, если есть такая возможность, завершить урок внеклассного чтения посещением художественной галереи, в которой учащиеся продолжат свое знакомство с искусством Древней Греции и Древнего Рима.

ГОМЕР «Одиссея»

Прежде чем приступить к чтению и анализу поэмы Гомера «Одиссея», необходимо кратко охарактеризовать историческую и социальную обстановку того времени. «Надо переселиться в век Гомера, — писал еще Н. И. Гнедич в своем „Предисловии“ к „Илиаде“, — сделаться его современником, жить с героями, чтобы хорошо понимать их».

Учитель, конечно, не имеет возможности сделать это в полной мере, но бросить хотя бы беглый взгляд на эпоху, когда создавались великие поэмы Гомера, совершенно необходимо.

Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии еще в XV—XIV вв. до н. э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).

Война с Троей требовала большой армии, а следовательно, объединения греческих династов. Не все из них хотели идти на Трою, но страх перед главным организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных. Незадолго до 1200 г. до н. э. Троя была полностью разрушена. Это был героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка. Такова историческая основа Троянской войны. В мифах и легендах это объясняется по-другому.

Причина войны — похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены. Парис был судьей в споре трех главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты — за звание самой красивой. Он должен был одной из них вручить золотое яблоко (яблоко раздора). Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы — Елену, жену царя Спарты Менелая. В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке — огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, — на десятом году сражений была взята и разрушена Троя.

В поэме описаны приключения Одиссея на пути домой. Десять лет длилось путешествие героя. Держала его в плену нимфа Калипсо. Она полюбила Одиссея, хотела, чтобы он женился на ней, обещая дать ему бессмертие. Побывал Одиссей в стране лотофагов, где некоторые из его спутников, вкусив плодов лотоса, забыли обо всем на свете и не хотели возвращаться на родину; сражался с чудовищным циклопом Полифемом. Посетил Одиссей бога ветров Эола, который дал мех с ветрами, а спутники, уже находясь в виду Итаки, развязали его и выпустили заключенные в нем ветры. Корабли были отнесены обратно. Одиннадцать кораблей и большинство товарищей Одиссея погибли от рук людоедов-лестригонов, а сам он с одним уцелевшим кораблем прибыл на остров волшебницы Кирки (Цирцеи).

Далее следуют рассказы об отъезде Одиссея с острова Кирки и о других приключениях: как он благополучно миновал остров сирен, заманивающих мореходов своим пением, как потерял нескольких товарищей, проезжая между чудовищами Сциллой и Харибдой, как на острове Фринакии его товарищи зарезали священных быков Гелия, бога Солнца, и как за это Зевс разбил корабль, после чего все спутники Одиссея погибли, только сам он, уцепившись за обломок судна, спасся.

Феакийцы, выслушав рассказы Одиссея, одарили его и снарядили в путь. К берегу Итаки корабль подошел ночью. Благодаря своему мужеству, находчивости и хитрости Одиссей выдворил бесчинствовавших в его доме «женихов» Пенелопы и обрел счастье и покой. На уроке следует познакомить учащихся с содержанием поэмы «Одиссея».

Конечно, учителю не надо предлагать шестиклассникам прочитать всю поэму. В лучшем случае это сделают единицы. Как правило, уместен будет краткий рассказ учителя. В сильном классе можно заранее дать домашнее задание: 1—2 ученикам приготовить пересказ «Одиссеи» по «Легендам и мифам Древней Греции» в переложении Н. А. Куна.

Можно воспользоваться также пересказом содержания многосерийного телефильма А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея», который был показан по телевидению. Было бы хорошо, если бы учитель использовал слайды или репродукции храмов и скульптур, чтобы в какой-то мере учащиеся могли почувствовать то время, представить эпоху Древней Греции.

Никаких биографических данных о Гомере нет, а то, что известно, лишено достоверности. Но отсутствие сведений не дает основания отвергать возможность его существования, а сами произведения заставляют думать об их авторе. Много догадок о личности Гомера было уже в древности. Некоторые высказывали мнение, что имя Гомер есть нарицательное слово, которое имело значение или «сопровождающий», или «провожатый», или «слепец». Делались попытки найти этимологическое значение слова «Гомер». Имя Гомер как будто состоит из двух частей — «Гом» и «ер»: первая означает «вместе», вторая — «прилаживать». Так получается представление о человеке, который что-то прилаживает или объединяет разрозненные песни в одно целое. Но все это только догадки. 

В. Г. Белинский сказал: «Его [Гомера] художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом»

Особое внимание учитель обратит на чтение поэмы Гомера. Она написана гекзаметром, была предназначена для устного исполнения. Чтение должно быть заранее подготовленное, спокойное, уважительное к слову, ритму, образу.

Чтение всего отрывка поэмы, помещенного в хрестоматии, занимает примерно 40 минут, так что учитель успеет в начале урока произнести лишь небольшое вступительное слово. Дома учащиеся готовят сообщения об исторической обстановке в Древней Греции периода создания поэм Гомера, причинах Троянской войны, которые легли в основу этих произведений, а также сведения о Гомере, используя рассказ учителя и материалы хрестоматии. Учащиеся также готовят выразительное чтение отдельных сцен и эпизодов из поэмы, примерные названия которых можно заранее написать на доске:

  1. Первый день Одиссея и его спутников на острове циклопов.
  2. Жилище циклопа Полифема, его портрет.
  3. Встреча с циклопом.
  4. Ослепление Полифема.
  5. Одиссей и его товарищи покидают пещеру.

Следующий урок посвящается работе с текстом поэмы. Теперь должны читать учащиеся. Очень важно, чтобы они почувствовали неповторимость, богатство и красоту поэмы Гомера. «Гомер не описывает предмета, но как бы ставит его перед глазами: вы его видите. Это волшебство производят простота и сила рассказа», — писал Н. И. Гнедич в «Предисловии» к переводу «Илиады».

Понять и почувствовать это можно, обращаясь к тексту поэмы. Поэтому после проверки домашнего задания можно предложить такие вопросы, которые заставят вновь обратиться к тексту и вслух прочитать его:

  1. Как провели первый день Одиссей и его спутники, прибыв на остров, где жили циклопы?
  2. Что увидели Одиссей и его товарищи в пещере?
  3. Какова была первая встреча с циклопом Полифемом?
  4. Каким образом Одиссею удалось обмануть циклопа?
  5. Почему Полифему не помогли другие циклопы?
  6. Как Одиссей и его спутники выбрались из пещеры?

Чтение текста и размышления над предложенными вопросами дадут возможность перейти к следующему этапу — работе над характеристикой героя. 

Одиссей изображен как многострадальный герой, борющийся со всевозможными опасностями, спасающийся благодаря своему хитроумию. Он о себе так и говорит: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». После ослепления циклопа Полифема Одиссея будет постоянно преследовать бог морей Посейдон.

В эпизоде с циклопом Одиссей предстает как человек смелый, ловкий, находчивый, первый идет навстречу опасностям, защищает своих товарищей. С хитростью Одиссея соединяется обаяние его речи. Люди могут слушать его целые дни и ночи. Он очень любит свою родину, не согласен променять ее даже на бессмертие, которое обещает ему нимфа Калипсо («Я же не ведаю края прекраснее милой Итаки»; «Сладостней нет ничего нам Отчизны и сродников наших»).

Осознать поступки и характер героя помогут следующие вопросы и задания:

  1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
  2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?
  3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его. 
  4.  Как встретил он гостей? Какое впечатление произвел? Прочитайте соответствующие строки.
  5. Гомер называет Одиссея хитроумным, многострадальным, постоянным в бедах, богоравным. Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
  6. Каким предстает Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчеркиваются?
  7. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
  8. Каково отношение автора к своему герою?
  9. Обратите внимание на некоторые повторения, которые встречаются в тексте, например: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторений и постарайтесь объяснить их роль.
  10. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?

Дома учащимся предлагается:
а) приготовить устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». При этом обратить особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания;
б) выбрать отрывок и приготовить его выразительное чтение.

1 С е л и в а н о в а И. В. Мифология и искусство Древней Греции на уроках внеклассного чтения в 5 классе // Литература в средней школе. — Л., 1966. — С. 224. 
2 Графика Нади Рушевой. — М., 1976.
3 Примерные вопросы и задания имеются в учебной хрестоматии «Литература» для 6 класса.
4 Б е л и н с к и й В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. — М., 1955. — Т. 7. — С. 404.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР. КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Впервые шестиклассники знакомятся с обрядовым фольклором, календарно- обрядовыми песнями. Эта поэзия не совсем понятна школьникам, поэтому надо приблизить ее, сделать интересной для учащихся. Чтобы воспринять богатство старинной русской обрядовой поэзии, надо знать, о каких обрядах идет речь, когда и для чего они совершались, какую роль при этом играла песня.

Учащиеся столкнутся и с такими трудностями, как слова, употребляемые в местных говорах и не получившие распространения в литературном языке (для этого есть подстрочные примечания, а можно предварительно выписать эти слова с объяснениями на доске).

Встретятся также непривычные словосочетания, непринятый порядок слов. С этими трудностями можно справиться при помощи предварительных объяснений и комментированного чтения. Очень важно при изучении данной темы сообщить необходимые сведения, которые многое объяснят и сделают более понятной изучаемую поэзию. Не менее важно подготовить выразительное чтение помещенных в хрестоматии песен. Это должен сделать учитель. Все это поможет учащимся открыть мир поэзии, столетиями создававшийся народом, станет, может быть, яснее, почему народной обрядовой поэзией интересовались многие знаменитые русские писатели, композиторы, художники.

Чтобы понять это, необходимо вспомнить, с одной стороны, о роли и месте фольклора в истории человеческой культуры и, с другой стороны, о его роли и месте в быту русского народа в XVIII—XIX вв.

До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой.

Для понимания многих особенностей фольклорных произведений нужно знать, что представлял собой старый традиционный быт народа и какую роль играл в нем фольклор. Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. 16 Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях.

Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии. По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя- тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию. Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества.

В учебнике есть краткие сведения об обрядовой поэзии, календарно-обрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни.

Например, в своем рассказе о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого.

Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа. Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа. Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:
Не дашь пирога — Мы корову за рога.
Не дашь кишку1 — Мы свинью за виску.
Не дашь блинка — Мы хозяина в пинка.

Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий. 

Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни. Они сопровождали новогодние гадания. В. А. Жуковский в поэме «Светлана» пересказывает одну из наиболее популярных подблюдных песен:
…Кузнец, Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое.

 Можно сравнить ее с фольклорным вариантом:

Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!
Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!
Из образочков мне золот перстень, слава!
Из остаточков мне булавочку, слава!
Тем мне венцом венчатися, слава!
Тем кольцом обручатися, слава!
И той мне булавочкой убрус2 притыкать, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому сбудется, не минуется, слава!

Известная подблюдная песня цитируется в 5-й главе «Евгения Онегина»

  А. С. П у ш к и н :                               Народная песня:
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:                       За рекой мужики живут богатые, слава!
Там мужички-то все богаты                         Гребут золото лопатою, слава!
Гребут лопатой серебро.                           Кому песню поем, тому добро, слава!
Кому поем, тому добро                             Тому сбудется, не минуется, слава!
И слава!

Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.

Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла:

Туча с громом сговаривалась:
Доля-лёли-лёли-лё!
«Пойдем, туча, гулять на поле,
На то поле, на Заводское!
Ты с дождем, а я с милостью,
Ты польешь, а я выращу!»…

а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы — в барабаны»). Вот одна из веснянок такого рода:
…Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки, Канарейки,
Принесите по швейке3!
Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы — В барабаны!

На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского.

На изучение обрядового фольклора и календарно-обрядовых песен отводится два урока. Учитель, конечно, выберет нужный материал для вступительного слова и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням.

Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, как мы уже говорили, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать одну-две песни.

Второй урок посвящается весенним, троицким и осенним песням. После чтения песен проводится беседа по вопросам.
— Какой фольклор называется обрядовым?
— Какие песни можно назвать календарно-обрядовыми?
— Когда и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?
— Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми?
— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.

Следует также обратить внимание на словарную работу: например, объяснить значение слов «жито», «толокно», «лапти», «серп», «жать» и др. 

Особое внимание обращается на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.

Учитель обязательно коснется этого на уроках, поэтому вполне правомерна постановка такого вопроса: — Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты.

При подготовке к урокам учитель может использовать следующие книги:
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. — М., 1978;
Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984;
К р у г л о в Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982;
К и р е е в с к и й П. В. Песни, собранные писателями. — М., 1968;
Поэзия крестьянских праздников. — Л., 1970;
Потешки, считалки, небылицы. — М., 1989.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события.

Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI—XII вв.: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».

В XVI в., а может быть и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII—XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны. Лишь со второй половины XVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься. Нам известны имена таких составителей, как И. М. Снегирев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев и другие, но самым известным среди них, труд которого считается непревзойденным, является В. И. Даль (1801—1872).

Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет: попадаются слабые, искалеченные отголоски их, переложенные на наши нравы или испошленные нерусским языком, да плохие переводы с чужих языков»4. Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863—1866), где привел множество пословиц и поговорок. В. И. Даль говорил: «…Примеры взяты из обихода, из простой русской речи, и туда же вошли десятка три тысяч пословиц, поговорок и разных народных речений»5.

1  2  3  4  5  6  7  Далее

Назад