на главную контакты карта сайта

Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений 

ПРОЕКТ

А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников

Основы безопасности жизнедеятельности:
Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений

Под общей редакцией А. Т. Смирнова

Москва, «Просвещение»

УДК ББК

Программа является частью учебно-методического комплекта, подготовленного в рамках проекта «Разработка модульной структуры содержания курса Основы безопасности жизнедеятельности» на основе комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе», реализуемого в 2007 г. ОАО «Издательство «Просвещение» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию

Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников Общая редакция А.Т.Смирнова ISBN

© ОАО Издательство «Просвещение», © Художественное оформление ОАО «Издательство «Просвещение»

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности.

При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (М-III). Обеспечение военной безопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы. Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ; 
  • повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
  • эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира; 
  • обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;
  • более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
  • более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов состоит из двух частей.

Часть I. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 5—9 классов.

Часть II. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебная программа для 10—11 классов. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний. Учебная программа для девушек. 10—11 кл. Каждая учебная программа включает в себя:

  1. Пояснительную записку. 
  2. Тематический план (общий план содержания курса с распределением по учебным часам). 
  3. Материалы, раскрывающие основное содержание учебной программы. 
  4. Требования к уровню подготовки выпускников. 
  5. Поурочное планирование учебной программы в каждом классе.

Преподавание ведет, как правило, преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Мин- труда России от 17 августа 1995 г., № 46.

Часть I Основы безопасности жизнедеятельности

Часть II Основы безопасности жизнедеятельности

 

Назад